Как бы это ни казалось парадоксальным, но широкое внедрение технических инноваций в повседневную жизнь человека способно негативно влиять на его психическое здоровье. Технические средства усовершенствования практически всех аспектов жизнедеятельности человека, предназначенные для облегчения его жизни и удовлетворения потребностей, способны привести к нарушению самосовершенствования личности и банальному потребительству. Ведь все, что не требует усилий, осознавания смысла совершаемого действия, меньше ценится и создает иллюзию доступности и мнимого благополучия. Попробуем выяснить, почему же это происходит и, самое главное, как это предотвратить.
Причина в том, что процесс применения современных технологий выходит из сферы оптимального их использования.
Технический прогресс освобождает время и силы человека, расширяя его возможности. Нам стало проще готовить и поддерживать порядок в своем доме, удобнее передвигаться в пространстве, комфортнее отдыхать и развлекаться, но при этом минимизация собственной активности индивида в процессе достижения желаемого результата приводит к изменению спектра его потребностей, формированию стандартов и ценностей, исключающих творческое развитие и самореализацию.
Становится заметным, что изменилась система формирования мотиваций. Все чаще потребность в творчестве уходит на второй план, а порой и вовсе редуцируется или находит приложение исключительно в бытовом аспекте. Актуальность приобретает стремление преобразовать свою внешность, жилье, досуг. Это становится предметом гордости, а иногда и зависти, объектом конкуренции, зачастую единственным смыслом жизни, превращаясь в культ, но в то же время способствует утрате индивидуальности, так как в основном осуществляемые преобразования многократно тиражируются.
Кроме того, освободившись от бытовых забот посредством современных технологий, люди научились создавать и применять модификаторы «особого состояния психики» — алкоголь, наркотики, психоактивные вещества; замещать реальную жизнь виртуальной, погружаясь в паутину Интернета. При этом Интернет, являясь источником мощного потока, в том числе и бесполезной информации, порой является суррогатом открывающихся возможностей, а по существу самообманом, когда мозг человека не в состоянии даже зафиксировать, а не то что полноценно ее переработать. Индустрия развлечений — еще один показатель деформации сознания. Способность «зарабатывать» в лотерее или в реалити-шоу (также с участием технических средств, но уже более широкого масштаба) освобождает человека от затрат каких-либо трудовых ресурсов.
Так почему же возросшая в последнее время значимость по сути дела жизненных потребностей, облаченных в красивую упаковку, обслуживаемых с помощью технических средств, способствует утрате над ними контроля?
Это происходит потому, что способ удовлетворения потребностей человека зависит исключительно от нравственного чувства, сформированного в процессе онтогенеза, помогающего сделать личный выбор. Именно он позволяет регулировать свое поведение, принимать решения о запрете или реализации определенного действия, управлять целями, ожиданиями, формировать стандарты.
На протяжении истории человечества вырабатывались некоторые инструменты оценки моральных категорий, позволявших квалифицировать общечеловеческие ценности. По существу они являются психическими операциями, использующими в своей основе различные области знаний.
Как показало время, эта основа не является достаточно стабильной. Она зависит, в том числе, от этапа культурно-исторического процесса и всегда соотносится с конкретной социальной ситуацией, в которую личность погружена практически с момента рождения.
Это и принадлежность к той или иной социальной группе, личностные особенности окружающих людей, уровень образования, накопленные знания и опыт, умение ими пользоваться. Все это обуславливает определенную степень свободы в развитии индивида, предопределяет формирование пристрастий, тип поведения при принятии решений.
Следует отметить, что индивидуальные предпочтения не всегда должны быть основой для поведения людей, базой для принимаемых решений, даже если система ценностей, существующая в ближайшем окружении человека, дает возможность себя оправдать.
Определяющим при этом становится чувство собственного достоинства и ответственность. Исключительно чувство собственного достоинства, то есть внутренняя позиция, позволяющая сформировать ценностно-смысловую направленность своей жизни, систему отношений личности к действительности, самому себе, окружающим людям отвечает за адекватную саморегуляцию поведения человека. Именно эти личностные характеристики не позволяют человеку руководствоваться лишь своими желаниями, выгодой, пренебрегая правилами, в том числе неписаными.
Однако кроме этого на страже наших потребностей, ценностей и завоеваний стоит еще и интеллект. Именно он работает в режиме трансформатора, усиливая ценностные ориентиры за счет придаваемого им смысла. Именно интеллект позволяет погасить и нейтрализовать энергию желаний и эмоций, обеспечивая готовность жертвовать некоторыми своими интересами, определяет способность испытывать стыд в ситуации выбора, который не допустит поступить так, как легче и удобнее, а не так, как должно.
В который раз мы убеждаемся, что социализация, к сожалению, не является примером гармоничного взаимоотношения социума и субъекта. Зачастую это достаточно калечащий психическое здоровье процесс.
Сложно прогнозировать, насколько феномен злоупотребления современными достижениями науки, рациональными по своему существу и не несущими в своей основе негативного потенциала, разрушителен для психики человека. Как сказал более двух веков назад Исаак Ньютон, «я могу рассчитать движение небес, но не человеческое безумие».
Очевидным является то, что осведомленность и воспитание ответственности уже не дадут данному процессу стать абсолютно неуправляемым.
Я.А. Каневская,
врач-психиатр, к.м.н.