У многих народов существуют притчи о том, что душа младенца до рожденияобладает всеми знаниями о мире и о судьбе. Рождаясь, ребенок будто бы все это забывает. Но в течение жизни, постепенно, встречая что-то знакомое, вспоминает о своем предназначении. Красивый миф! И заложена в нем древняя мудрость: родители должны помочь детям узнать жизнь во всей ее полноте, познакомиться с разными видами человеческой деятельности.
Еще древние говорили, что ребенок приходит в мир как «tabula rasa» (чистая доска или чистый лист). Окружающие его взрослые, особенности его жизни оставляют важные отметки на этом листе. Довольно долгое детство по сравнению с другими живыми существами дано природой человеку для того, чтобы он успел полноценно подготовиться к взрослой жизни, был достаточно гибким, легко подстраивался под изменения, происходящие вокруг него. Задача взрослых — помочь малышу как можно лучше развить свои способности, задатки и освоиться в этом мире.
Наша жизнь стремительно меняется. Зачастую мы не можем предугадать, какие профессии и таланты станут востребованными через 20- 30 лет. Поэтому так важно обращать внимание на ключевые способности. Именно они смогут обеспечить высокую эффективность человека во взрослом возрасте. Речь идет о способностях общаться и сотрудничать с другими людьми, легко перестраиваться в любой ситуации, не теряя веры в себя, быстро обрабатывать различную информацию, ставить и удерживать цель, быть гибким и стрессоустойчивым.
Развитие любых способностей зависит от двух важнейших моментов: какие задатки есть у ребенка и насколько они будут задействованы в специальной деятельности и смогут развиваться. Благодаря современным нейропсихологическим исследованиям мы знаем, что нервная система ребенка постепенно досозревает примерно до 14 лет и в каждом возрасте есть то, что можно и необходимо развивать.
Говорят, все дети от природы талантливы... В этом есть доля истины, ведь задатки в процессе деятельности развиваются в способности, а способности — в таланты. Сами по себе таланты практически не могут развиться без соответствующей среды. Чтобы быть Моцартом, нужно родиться в семье музыкантов и ежедневно упражняться в музыке, впитывая ее.
Но есть и другая расхожая фраза — на детях талантливых родителей природа отдыхает. Увы, такое часто случается, когда родители так увлечены своей деятельностью, что ребенок присутствует, но не вовлекается в нее. Либо у ребенка действительно другой склад нервной системы, другие психофизиологические особенности. У гениальных ученых может родиться ребенок с хорошими, но не выдающимися академическими способностями. Однако, возможно, присутствующая в его задатках гибкость мышления и усидчивость помогут ему состояться как живописцу.
Многие родители уже в раннем возрасте пытаются организовать жизнь ребенка так, чтобы сформировать определенные способности. Это не совсем верный подход. В дошкольном возрасте полезно знакомство с различными видами человеческой деятельности и большое количество подвижных игр, напрямую влияющих на развитие нервной системы, в младшем школьном возрасте — укреплять уверенность в себе и своих силах, а в подростковом — помогать развивать знания в интересующей сфере.
Бывает, родителей тревожат такие негативные проявления как трусость, агрессия, рассредоточенность, капризность, упрямство, неуправляемость ребенка. Как их скорректировать? Каждое подобно повышенной температуре при болезни, необходима консультация специалиста. Это все симптомы, а вот что заставляет ребенка так себя вести — нужно внимательно и вдумчиво разбираться. Ведь, например, за детской капризностью может стоять и высокая чувствительность нервной системы, сложившаяся в результате родовой травмы, и нормальное проявление возрастного кризиса ребенка. А, может быть, это следствие типа семейного воспитания (например, гиперопека) или даже реакция на отношения мамы и папы, либо на какие-то события, в которые оказалась вовлечена семья. Ведь, как говорится в старинной китайской пословице, в кипящем котле нет холодного места... Важно, чтобы родители могли обсудить все возможные причины и понять, что и как можно скорректировать. К слову, во многих случаях помощь психолога нужна именно маме и папе, а через их изменения по принципу сообщающихся сосудов меняться будут и дети.
Из чего складываются специальные способности и как помогать им развиваться в привычной жизни детей? К примеру, способность обрабатывать математическую информацию во многом зависит от развития логического мышления, от способности быстро переключаться от прямого на обратный ход мысли. Также важны способность к широкому и быстрому обобщению, стремление к простоте, ясности и экономности решений. Все это развивается при помощи головоломок, интеллектуальных и спортивных игр, а также формируется в отношении к каждому виду бытовой деятельности как увлекательной задачке (например, уборка собственной комнаты, рациональное планирование маршрута путешествия или своего времени).
Технические способности проявляются в увлеченности техникой, в умении творчески преобразовывать предметы (не только разобрать новую игрушку, но и собрать ее). Пусть сами комбинируют элементы одежды, придумывают семейные рецепты, помогают родителям в функциональной сборке-разборке бытовых приборов (загрузить стиральную или посудомоечную машину, разобраться в инструкции к эксплуатации нового прибора...) Не надо бояться экспериментировать.
Художественные способности (литературные, музыкальные, изобразительные) отличает одно важнейшее общее свойство — особое отношение человека к миру и умение видеть, слышать, чувствовать красоту. Важнейшей составляющей здесь является развитие чувствительности к гармонии. Это во многом зависит от того, насколько внимание ребенка будет привлекаться родителями к красоте звуков, линий, цветов, ритмов в окружающей его жизни. Второй важной особенностью художественно одаренных людей является хорошо развитое воображение. Чем больше вы будете придумывать и фантазировать с детьми, тем больше это будет влиять на развитие их талантов.
Моторные способности — хорошая координация движений — необходимы успешным танцорам, спортсменам, хирургам и многим другим профессионалам, включая слесарей. Конечно, в первую очередь это развивается при активном отдыхе, подвижных играх, а также при выполнении простых домашних обязанностей.
Социальные способности (лидерские, организационные) помогают выстраивать конструктивные отношения, оставаться собой и одновременно слышать окружающих, заявлять о своих границах и уважать границы других людей. В первую очередь такие способности развиваются при непосредственном ежедневном семейном общении. Именно в семье тренируется навык взаимодействия, решения конфликтных ситуаций и отстаивания своей точки зрения без ущерба для отношений.
Попробуйте раскрыть способности ребенка в игре, и тогда его душа, быть может, «узнает», «вспомнит» о своем предназначении... Ребенок сам покажет вам своей увлеченностью, своим свободным выбором, что ему нравится и приносит удовольствие. Ведь с удовольствием мы делаем только то, что у нас получается.