Татьяна Смирнова: «Ребенку нужны счастливые родители»
Психиатрия до сих пор остаётся той отраслью медицины, которая вызывает у многих пациентов необоснованный страх, поэтому часто врачи-психиатры сталкиваются с уже запущенными формами болезней. Так происходит не только со взрослыми, но и с детьми, которые во многом зависят от родителей и не могут сами обратиться к специалисту. Заботиться о психическом состоянии своего ребёнка — важная обязанность каждого из нас. О том, как правильно проявлять такую заботу, а также о том, какие методы используют челябинские психиатры, и почему не стоит затягивать с обращением к специалисту, рассказала главный внештатный специалист детский психиатр Министерства здравоохранения Челябинской области Татьяна Смирнова.
— В чём состоят особенности работы врача-психиатра?
— Врач психиатр должен быть профессионалом, должен уметь лечить. Потому что лечение психической патологии — это истинное искусство. Очень важно, чтобы психиатр понимал больного ребёнка, сочувствовал ему. Он тем и отличается от представителей других специальностей, что имеет дело с беззащитным человеком. И по своему врачебному долгу должен стоять на отстаивании законных интересов психически больных. Детские психиатры заботятся о своих пациентах. В случае нарушения прав детей мы связываемся с прокуратурой и специалистами по опеке и попечительству. Если мы знаем, что ребёнка обижают в детском доме, что к ребёнку плохо относятся приёмные родители, мы никогда не молчим.
— А существует ли преемственность между психиатрами и специалистами смежных отраслей?
— Мы с профессионалами любых специальностей всегда находим общий язык. Мы тесно сотрудничаем с врачами педиатрами, неврологами, интернистами, врачами-эпилептологами. Эпилептолог - это врач невролог или психиатр, углублённо занимающийся эпилепсией. Мы работаем и со специалистами психолого-медико-педагогических комиссий, которые устанавливают профиль обучения для детей. Главной областной комиссией является Областной центр диагностики и консультирования (г.Челябинск, ул.Худякова, 20) под руководством Кульковой Жанны Геннадьевны. Центр проводит диагностику психо-физического развития детей, определяет образовательный маршрут ребенка в соответствии с его потенциалом. Хотя по закону сейчас каждый ребёнок с любым диагнозом может обучаться там, где захочет. Также на базе Центра функционирует областная Конфликтная Комиссия, где рассматриваются те случаи, в которых родители не согласны с диагнозом ребенка и определяемом ему профилем обучения.
— А что вы можете сказать о психологах, в том числе и школьных?
— Лично у меня с ними большое родство душ. Психолог — это человек, который встречается с клиентом — не пациентом, не больным — когда он ещё практически здоров. К школьным психологам у меня как у врача-психиатра пожелание только одно: они должны не только заниматься бесконечными тестированиями, но и заботиться о микроклимате, взаимодействии ребёнка с родителями и учителями, и учителей между собой. Особенная роль у патопсихологов. Это люди, умеющие работать с психически больными, диагностировать, проводить психокоррекцию. Они помогают врачам в реабилитации душевно больных. Сейчас везде так много психологов, невообразимое количество частных психологических центров, и клиентам надо быть очень внимательными при выборе специалиста. Нужно обращать внимание на профессиональную подготовку, стаж работы, отзывы клиентов.
— В психиатрии ощущается дефицит кадров?
— К сожалению врачей психиатров мало. Но все специалисты сертифицированы, большинство владеют смежной специальностью психотерапевта. Трудное положение с кадрами, как врачебными, медсестринскими, так и санитарскими в детских психиатрических стационарах. Вообще с кадрами бедственное положение по всей психиатрии в принципе, хотя есть области со 100% укомплектованностью. Беда заключается в том, что теряется социальная значимость психиатрической службы, падают доверие и престиж в обществе. Мал приток выпускников медицинского университета. В этом году в больницу пришли два выпускника после интернатуры. Страх перед психиатрией не только не уменьшается, но и нарастает. Стереотипы не рушатся, всё обрастает мифами.
— И как же представлена организация психиатрической помощи в Челябинской области?
— У нас в каждом районе, в каждом крупном пункте области работают врачи-психиатры. Амбулаторная психиатрическая помощь детскому населению Челябинской области оказывается:
- Четырьмя диспансерными отделениями при психиатрических больницах (ГБУЗ «ОКСПНБ №1» и ГБУЗ «ОПБ№5» - детские диспансеры; ГБУЗ «ОКПБ №3» и ГБУЗ «ОПБ №7» - диспансерные отделения, имеющие детских психиатров).
- Одним психоневрологическим диспансером (ГБУЗ «ОПД» Миасс), имеющим детских психиатров.
- Одиннадцатью детскими психиатрическими кабинетами: Ашинский МР (Аша+Сим+Миньяр); В-Уфалейский ГО (В.Уфалей+Нязепетровск); Еманжелинский ГО (Еманжелинск+Еткульский МР); Коркинский МР; Кыштымский ГО; Саткинский МР (Сатка+Бакал); Кизильский МР; Чебаркульский ГО; Каслинский МР; Сосновский МР; Карталинский МР.
- Шестнадцатью взрослыми психиатрическими кабинетами, врачи – психиатры которых также ведут амбулаторный прием детей и подростков: К-Ивановский МР + Юрюзань; Карабашский ГО; Агаповский МР; Брединский МР; Варненский МР; В-Уральский МР; Аргаяшский МР; Красноармейский МР; Кунашакский МР; Нагайбакский МР; Увельский МР; Уйский МР; Южноуральский ГО; Чесменский МР; Пластовский МР.
Кабинеты оснащены самым необходимым (столы, стулья, шкаф для картотеки), имеются основные нормативные документы. Детские психиатры на своих участках и территориях обслуживания осуществляют рабочее взаимодействие с педиатрической сетью и межведомственное – с заинтересованными структурами министерств Социальных отношений, образования и науки, МСЭ и УВД, проводят работу по медико-гигиеническому воспитанию населения.
|
Представители Центра психического здоровья детей и подростков г. Челябинска ГБУЗ "ОКСПНБ№1" |
Для обследования детского населения врачи-психиатры используют диагностические возможности – в соответствии с зоной обслуживания – детских поликлиник, школ, психиатрических больниц и диспансеров, ЛПУ городов и районов, диагностического Центра Областной клинической больницы №1.
В городах Челябинске и Магнитогорске на базе ГБУЗ «ОКСПНБ №1» и ГБУЗ «ОПНБ №5» соответственно, функционируют Центры психического здоровья детей и подростков (ЦПЗДиП), сотрудничающие с кафедрами Психиатрии (зав. каф., д.м.н. Малинина Е.В) и Клинической Психологии и Социальной Работы (зав.каф., д.м.н. Атаманов А.А.) ЮУГМУ Минздрава России, Общей Психологии ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) (д.м.н. Рычкова Л.С.). В Центрах оказывается специализированная психиатрическая помощь детскому населению городов Челябинска и Магнитогорска, соответственно. Работают специалисты психологи, логопеды-дефектологи, психотерапевты.
В городе Челябинске детские психиатры работают в детских поликлиниках, по одному на район. Подростковых психиатров двое, они принимают пациентов в детско-подростковом диспансерном отделении - г. Челябинск, ул. Кузнецова 2а, корпус №6, первый этаж, первая дверь от арки. Имеются психиатрические кабинеты для консультаций областных больных и оформления пациентов на стационарное лечение. В г. Магнитогорске врачи психиатры детские и подростковые принимают в диспансере, там же имеется психотерапевтический Центр «Лучик» и отдельно дневной стационар.
Стационарную помощь детям оказывает психиатрические больницы городов Челябинска и Магнитогорска. В Магнитогорске отделение для обследования и лечения детей с 4 до 18 лет - на 55 коек. В Челябинске сейчас 3 отделения: №24 для мальчиков-подростков с 15 до 18 лет, №14 для мальчиков с 10 до 15 лет и №22 для мальчиков 4-10 лет и девочек до 16 лет. В приёмных кабинетах больниц пациенты оформляются на госпитализацию. С 15 лет подростки сами дают согласие на лечение. До этого возраста все вопросы решают родители.
— А как быть с теми, кто отказывается от госпитализации или не в состоянии адекватно оценить своё состояние?
— У нас был принят Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». В соответствие с положениями Закона больной сам должен дать согласие на лечение. При этом в законе прописаны три пункта, в соответствии с которыми психиатры имеют право не спрашивать согласие больных при оформлении на госпитализацию: опасность для себя или окружающих; беспомощное состояние; ухудшение психического состояния в случае неоказания стационарной помощи. Оформление делается через суд. Положить человека без его согласия в психиатрический стационар возможно на 48 часов – для решения всех вопросов. Больной за это время либо дает согласие на лечение, либо документы поступают в суд. Чаще всего больные, попав в привычную обстановку, встретив знакомых пациентов, поговорив с лечащим врачом, соглашаются продолжить лечение. Родители и опекуны детей, как правило, понимают разъяснения психиатров и соглашаются на стационарное лечение.
— Какие болезни встречаются чаще? Какова динамика психических заболеваний у детей в области?
— Более 70% — это пограничная патология. Под этим подразумеваются заикание, энурезы, школьные и поведенческие проблемы. На втором месте — умственная отсталость (чуть больше 20%), и всего несколько процентов, не больше двух, это больные эпилепсией и шизофренией, пациенты с ранним детским аутизмом. Процент поведенческих нарушений в детско-подростковом возрасте растёт. Причём не только у нас в области, но и по другим регионам. Сейчас огромное количество детей с различными нарушениями речи и общим речевым недоразвитием. Ухудшений общей динамики по психическим заболеваниям детей и подростков в области нет. Но необходимо учитывать, что многие предпочитают лечение в частных центрах, у психологов и психотерапевтов, иногда анонимно.
— Какие категории детей склонны иметь проблемы с психическим здоровьем?
— Существуют определённые группы детей - группы риска по развитию нервно-психической патологии. Во-первых, это дети с особым состоянием здоровья, например, с диагнозом перинатальная энцефалопатия или те, кто перенёс травмы. Во-вторых, это несовершеннолетние, находящиеся в неблагоприятных социальных условиях, то есть сироты, беженцы, вынужденные переселенцы, живущие в неблагополучных семьях, дети из социальных приют, центров временной изоляции несовершеннолетних, состоящих на учете в ИДН. В группе риска также и дети, употребляющие алкоголь, токсические наркотические вещества. Дети, не адаптировавшиеся в детских учреждениях, неуспевающие в школе, дети с акцентуациями характера. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию; перенесшие различные травмы, интоксикации, ожоги. Сейчас много говорят о детях и подростках с нарушенным поведением. Им всем вешают ярлык «хулиганы». Нужно понимать, что существуют патологические формы нарушенного поведения и тогда речь идет о болезни. Но не все хулиганы психически больные. Причин для нарушения поведения может быть много. Определить причины, оказать помощь может только специалист – психолог, психотерапевт или психиатр.
Особую группу детей «повышенного риска» по возникновению психических расстройств составляют дети из неблагополучных семей – негармоничных, распадающихся или распавшихся, с жестоким обращением и насилием; алкогольных семей, семей психически больных людей или наркоманов. Существует много типов неправильного воспитания в семьях. Проблема и в том, что родители мало общаются с детьми, не учат ребёнка выражать свои мысли, гаджетами подменяя участие в жизни ребёнка. Мы много работаем с семьями. И если окружение понимает и принимает рекомендации специалистов, помогает своему ребенку, то результаты лечения обнадеживающие.
Работа с детьми из групп повышенного риска должна начинаться педиатрами, неврологами, психологами, психотерапевтами, логопедами и дефектологами, наркологами: диагностика-лечение-реабилитация.
При незначительности эффекта от терапии, трудностях в диагностике необходимы консультация и лечение детей у детского психиатра, при согласии родителей/опекунов/законных представителей больных.
— А какими методами пользуются психиатры для лечения детей?
— У нас есть как амбулаторное наблюдение – консультативное и диспансерное, так и стационарное обследование и лечение. Если можно обойтись без лекарств — обходимся без них. Хотя современная медикаментозная терапия достаточно безопасная при хорошей эффективности. Надо реально себе представлять, что даже самое безобидное и невинное лекарственное средство может привести к большой беде, если принимать его без соответствующих рекомендаций врача, правил, без учета соматического состояния больного, возраста. Самолечение губительно. Медикаменты должен назначать только врач – специалист. Он должен подробно и четко рассказать родителям и подросткам (15 лет и старше) о рекомендуемых лекарственных средствах, разъяснив возможные побочные действия и взаимодействие с другими лекарственными препаратами. Все страхи и предрассудки граждан возникают от недопонимания. Учитесь читать инструкции по медицинскому применению препаратов, не стесняйтесь задавать вопросы. Бывают препараты, улучшающие функцию мозга – ноотропы, бывают улучшающие настроение — антидепрессанты, бывают транквилизаторы, которые успокаивают, и нейролептики – тропные к мозгу. Последних очень боятся, хотя именно они позволяют воздействовать на болезненные симптомы психически больных, уменьшить агрессию, приблизить возвращение к нормальному образу жизни. Панацеи, конечно, нет, но современные препараты стали гораздо «мягче», менее выражены побочные действия. Помимо медикаментозного применяются и другие виды терапии, в частности педагогические занятия, психологическую и логопедическую коррекцию, психотерапевтическое воздействие. Психотерапия включает индивидуальную и семейную, игровую деятельность, песочную терапию, лечение словом и действием. Психотерапевты и психологи занимаются также арт-терапией, например рисованием, лепкой, сказкотерапией, символ-драмой. У кого-то болезнь отступает надолго, и мы говорим о ремиссии, после пяти лет без рецидивов пациента признают здоровым.
— А что делают в Ваших Центрах логопеды-дефектологи?
— Специалисты логопеды – дефектологи – очень важные профессионалы в деле диагностики и лечения душевно больных. В каждом детском отделении и в детских диспансерах есть эти специалисты. Они обслуживают душевно больных детей. Коррекционная работа с логопедом – неотъемлемая часть реабилитационного процесса. Есть хорошая фраза «структурированная речь = структурированное мышление». В своей работе логопеды используют авторские методики по психолого-педагогической и речевой диагностики детей (Грибова О.В., Венгер, Выгодская, Леонгард), по постановке звуков (Крылова К.Л., Смирнова И.Н., Писарева И.Б., Ефремова Л.Г., Богомолова А.И., Правдина), по развитию фонематического слуха (Филичева Г.Б, Чиркина Г.В., Локухина И.И.), по коррекции общего недоразвития речи (Ткаченко Т.А., Шукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева и др.), по коррекции чтения и письма (Корнев А.Н., Мазанова Е.В., Содовникова И.Н.и др.), по коррекции заикания (Хватуев М.Е., Буянов и др.), по коррекции речи детей с ранним детским аутизмом (Никольская О.С., Лебединская К.С., Нуриева Л.Г.), фоновостановительную методику Степановой (при узелках голосовых складок, хронических ларингитах), при коррекции ринолалий (Ермакова и др.). Родители больных довольны результатами лечения, но это при напряженной систематической работе в домашних условиях.
— Кто и в каких учреждениях должен оказывать помощь детям и подросткам в кризисных состояниях?
— Психологи, психотерапевты в медицинских учреждениях, поликлиниках и стационарах. Психиатры подключаются к терапии, когда тяжесть клинических проявлений велика. В отделениях выделены койки для оказания стационарной помощи больным данной категории. Наши психотерапевты оказывают психотерапевтическую помощь душевно больным, если у них кризисное состояние, трудная жизненная ситуация.
— У вас существует ещё и телефон доверия. Расскажите о нём подробнее.
— Да, у нас в течение нескольких лет функционирует государственный бесплатный телефон доверия для детей и взрослых, оказавшихся в кризисной ситуации или решивших расстаться с жизнью. Его номер 269-77-77. Он работает по будням с 17:00 до 08:00. Помощь осуществляется специалистами профессионально, анонимно, конфиденциально.
Сама психологическая помощь оказывается бесплатно, но жители области оплачивают звонки по тарифам междугородней связи, так же как и звонки с сотовых телефонов. Телефон одноканальный.
Доведите информацию о номере «Телефона Доверия» до как можно большего числа людей – жителей нашей области – Ваших родственников, друзей, знакомых, чтобы они знали, куда можно обратиться за психологической поддержкой и помощью.
— И, напоследок, дайте совет или пожелание нашим читателям.
— Дорогие родители! Любите своих детей! Сделайте Правила Общения с детьми психотерапевта Лэндрета Г. Л. своими. Детям нужны счастливые родители. Будьте счастливы! И подарите счастье Вашим детям.
Мария Бондаревская, специально для Med74.RU/psy
Принципы отношения с детьми Г. Л. Лэндрета
|
Я не всезнайка. Поэтому я и не буду пытаться быть им.
Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.
Я хочу больше принимать в себе ребенка. Поэтому я с интересом и благоговением позволю детям освещать мой мир.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.
Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка. Иногда мне нужно убежище. Поэтому я дам убежище детям.
Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я - человечный и склонный ошибаться. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка.
Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности. Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка. Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы. Поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы защитить от себя детей.
Я - это я, и тем полнее, чем в большей безопасности я себя чувствую. Поэтому я буду последователен во взаимодействии с детьми.
Я - единственный, кто может пройти мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
Я научился почти всему, что знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.
Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности у ребенка.
Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удар. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
|
Оставьте свой комментарий: