Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«При психозе мир фантазии играет роль кладовой, откуда психоз черпает материал или образцы для построения новой реальности.»
Зигмунд Фрейд
Регистрация
Главная Статьи Детская психология Как мамам не перегнуть палку Немного о "волшебных словах"

Как мамам не перегнуть палку Немного о "волшебных словах"

vospi.jpegКажется, это обычный родительский долг: напоминать ребёнку, как надо себя вести. И становится уже привычкой каждый раз напоминать, что надо здороваться, говорить нужные слова при прощании, благодарить за угощение. И даже когда малыш уже сильно подрос, всё ещё мама вслух привычно продолжает строго повторять при посторонних: «Поздоровайся!». А уходя из гостей, садика, от доктора, «правильная» мама может громко укорить: «Не позорь меня, скажи «до свидания»!». Хотя, возможно, надо было только дождаться, пока ребёнок успел бы сам сказать нужные слова при прощании. А если и не сказал в этот раз, может, не стоило бы кричать или начинать «громко» стыдиться, оправдываясь за дитя?

А что тут такого? – может возмутиться большинство властных или гиперопекающих мам. И ещё приведут в своё оправдание испытанное: «Повторенье – мать ученья, лишним не будет!» или «А что делать, если вырос, а до сих пор не могу добиться «волшебных слов»?!»

Если в семье правила вежливости, – это принятая норма, то ребёнок уже примерно с трех-четырехлетнего возраста обычно усваивает все нормы этикета и применяет, где и как положено. А если в присутствии посторонних людей (при встречах, расставаниях, в гостях и пр.) малыш просто стесняется или боится незнакомых людей и поэтому не может произнести те слова, которых ждет от него беспокойная мама?

Как в такой ситуации вести себя с ребёнком маме, которой стыдно за ребёнка перед другими?

Чтобы ребёнок перестал ощущать себя маленьким, плохим, не чувствовал вину, лучше всего:
- не делать никаких замечаний,
- не упрекать,
- не стыдить,
- не высмеивать,
- не сравнивать с другими детьми,
- не заострять внимание ребёнка на этой проблеме, то есть, лучше "замять" или "как бы забыть".

Возможно, стоит потом рассказать малышу о том, что и вы сами стеснялись, но всё потом прошло. Или же как-то смешно и весело обыграть ситуацию, чтобы ребёнок «не застрял» на чувстве вины за то, что он «плохой», не смог в такой простой ситуации оправдать ожиданий мамы или другого близкого человека.

Например, десятилетнего мальчика каждый раз предупреждают о необходимости говорить привычные для вежливого общения слова, хотя он прекрасно знает, когда и как их применять. На самом деле эти постоянные повторы для него означают: «Ты маленький, я тебе не доверяю. Ты без меня ничего не можешь!» А бессознательное ребёнка оценивает себя: «Раз мне не доверяют, то я плохой!» А когда «Я плохой», то всегда это сопровождается тревогой. И тревожный, боязливый, неуверенный ребёнок уже без маминого напоминания продолжает молчать, ожидая по привычке напоминания. А у гиперактивного ребёнка «волшебные слова» просто могут забыться из-за рассеянности (нарушение внимания), хотя он «теорию» знает. И подход к этим детям должен быть разным.

Однако есть универсальный подход в этом вопросе – это доверие к ребёнку, стремление показать, объяснить, что у него всё получится. А для этого одобрять и словом, и взглядом, и всем видом. «Ты сможешь! Если не в этот раз, то в другой, это бывает у всех, ничего страшного!». Главное, не показывать ребёнку своего волнения, тревоги или разочарования.

Для примера хочется рассказать историю гиперчувствительного мальчика, у которого проблема с «волшебным словом» чуть не переросла в серьёзную проблему общения.

Несколько лет назад мне пришлось консультировать маму, у которой ребёнок перестал разговаривать с посторонними людьми. Началось это совсем с безобидной ситуации. Очень эмоциональный мальчик не стал здороваться с массажистом. Придя в первый раз к здоровому и крепкому мужчине в белом халате, ребёнок, что называется, «проглотил язык». Сказались, видимо, и предупреждение мамы (будет больно, надо потерпеть), и внушительный вид, строгий голос доктора, и склонность малыша к страхам.

Мама, сама очень неуверенная женщина, несколько раз извинялась, пытаясь «вырвать» у мальчика нужные слова. А массажист ещё более усугубил ситуацию, повторив басом несколько раз: «Ну здравствуй, мальчик! Как тебя зовут?». И в последующие дни каждый раз растерянная мама перед дверью массажиста упрашивала, умоляла сына не позорить её, ответить на приветствие массажиста. А массажист приветливо улыбался, здоровался и какое-то время всегда ждал ответа. Ответа, то есть приветствия, он так и не дождался.

Мама дальше усиленно «работала» над проблемой мальчика, поскольку предстояло пойти в новый садик. Подключилось осуждающе-негодующее старшее поколение. Кончилось тем, что мальчик вообще перестал разговаривать с посторонними взрослыми. Разговаривал только дома и со знакомыми детьми. Только спустя год обратились за помощью к психологу. За 2 сеанса у мальчика ушла проблема избирательного общения, однако, чтобы проблема не появилась вновь, пришлось провести консультирование родителей. Дело в том, что такие симптомы детей – это всегда проблема семейная.

Уважаемые мамы! У вас умные дети! Больше доверяйте им, не унижайте их недоверием! Постоянными замечаниями, критикой или гиперопекой вы часто способствуете тому, что они растут беспомощными и неуверенными. Если у ребёнка появляются какие-то страхи, проблемы в общении, возникают трудности в обучении не стесняйтесь признаться себе в том, что вместе с психологом вам гораздо быстрее удастся решить возникшие проблемы!


Автор: Дюсметова Римма Вафиевна

Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?