Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«При психозе мир фантазии играет роль кладовой, откуда психоз черпает материал или образцы для построения новой реальности.»
Зигмунд Фрейд
Регистрация
Главная Статьи Детская психология Агрессивность детей и подростков

Агрессивность детей и подростков

agressia.jpgНе так давно я была свидетелем такой сцены: малыш трех-четырех лет пытался загнать в подвал палочкой беременную кошечку. Несчастное животное пряталось, но ребенок настойчиво тыкал в нее толстой веткой. Все это происходило на глазах у его матери, которая спокойно за этим наблюдала. Или другой пример: в глубокую расщелину непонятным образом попал щенок. Он так громко скулил, что вокруг собрались люди. Но помочь щенку никак не могли, взрослому человеку туда просто не попасть. И тогда дворовый юркий мальчишка залез в эту щель и достал оттуда несчастного щенка. Мало того, он забрал его домой. Хотелось бы думать, что его родители такие же добрые, отзывчивые люди и приютят собаку. Так почему же одни дети вырастают добрыми и отзывчивыми, способными к состраданию, а другие жестокими, злобными и мстительными? И что нужно делать, чтобы малыш вырос человеком в полном смысле этого слова? О детской агрессивности детей и подростков рассказывают заведующая детским диспансерным отделением, врач высшей квалификационной категории ГУЗ «ОКСПНБ» № 1, руководитель Центра психического здоровья детей и подростков, главный детский психиатр города и Челябинской области Татьяна Александровна Смиронова и детский психотерапевт, психиатр детского диспансера ГУЗ «ОКСПНБ» № 1, специалист высшей категории Наталья Владимировна Смирнова.

Актуальные проблемы

В последние годы воспитатели детских садов отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют своими родителями. В газетах стали чаще сообщать об агрессивных выходках детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Статистика фиксирует общее увеличение как правонарушений несовершеннолетних, так и количество тяжких преступлений в этой возрастной группе. Да и вообще, вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе, группе.

Проявления агрессии

Норма или патология? Каким должен быть подход к данной проблеме? Всегда ли агрессия являет

agressia.jpgagressia.jpgНе так давно я была свидетелем такой сцены: малыш трех-четырех лет пытался загнать в подвал палочкой беременную кошечку. Несчастное животное пряталось, но ребенок настойчиво тыкал в нее толстой веткой. Все это происходило на глазах у его матери, которая спокойно за этим наблюдала. Или другой пример: в глубокую расщелину непонятным образом попал щенок. Он так громко скулил, что вокруг собрались люди. Но помочь щенку никак не могли, взрослому человеку туда просто не попасть. И тогда дворовый юркий мальчишка залез в эту щель и достал оттуда несчастного щенка. Мало того, он забрал его домой. Хотелось бы думать, что его родители такие же добрые, отзывчивые люди и приютят собаку. Так почему же одни дети вырастают добрыми и отзывчивыми, способными к состраданию, а другие жестокими, злобными и мстительными? И что нужно делать, чтобы малыш вырос человеком в полном смысле этого слова? О детской агрессивности детей и подростков рассказывают заведующая детским диспансерным отделением, врач высшей квалификационной категории ГУЗ «ОКСПНБ» № 1, руководитель Центра психического здоровья детей и подростков, главный детский психиатр города и Челябинской области Татьяна Александровна Смиронова и детский психотерапевт, психиатр детского диспансера ГУЗ «ОКСПНБ» № 1, специалист высшей категории Наталья Владимировна Смирнова.

Актуальные проблемы

В последние годы воспитатели детских садов отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют своими родителями. В газетах стали чаще сообщать об агрессивных выходках детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Статистика фиксирует общее увеличение как правонарушений несовершеннолетних, так и количество тяжких преступлений в этой возрастной группе. Да и вообще, вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе, группе.

Проявления агрессии

Норма или патология? Каким должен быть подход к данной проблеме? Всегда ли агрессия является патологией? Как правильно распознать болезнь и отделить ее от нормальных реакций? Каким должно быть воздействие на агрессивных детей? Много ошибок возникает в связи с неправильным толкованием агрессивного поведения. Бывает, что за тяжелую форму агрессии принимаются нормальные реакции ребенка на ту или иную ситуацию. Конечно, эти реакции могут не нравиться взрослым, но в них нет никакой биологической патологии, таких детей не надо лечить. Бывает и наоборот: агрессия имеет болезненную основу, но родители или педагоги ее недооценивают. Не следует впадать в панику, сталкиваясь с агрессивностью ребенка. Надо знать определенные симптомы, которые могут свидетельствовать о расстройстве психики, и принимать соответствующие меры. В остальных случаях причину агрессии следует искать в семейной обстановке, в отношениях между ребенком и взрослыми, в непонимании его проблем и т. д. Если грудного малыша туго пеленают, не покормили, не поменяли ему пеленки, то он кричит, не дает никому спать. Если к ребенку плохо относятся, не любят его, отталкивают, то он злится, не подчиняется, делает назло, может ущипнуть, ударить, что-то разбить и т. д. Если кто-либо из членов семьи устраивает скандалы и драки, ребенок может копировать такое поведение. Если он был сильно испуган, пережил в раннем возрасте стрессовое воздействие, моральную травму, все это способно зафиксироваться в его сознании и впоследствии обернуться агрессией. Можно привести еще много других ситуаций, чтобы показать всю сложность и многофакторность детской и подростковой жестокости.

Важно, что в этом возрасте переходная зона между нормой и патологией весьма широка и изменчива. Человек хотел бы видеть жизнь гармоничной, поэтому обычные люди, «обыватели», не думают об истинных, глубинных причинах жестокого поведения. Когда они встречаются с агрессивностью детей, проявляющих раздражение, несдержанность, грубость, оппозицию, неуважение к старшим, это рассматривается как результат плохого воспитания, дурного влияния сверстников, книг и фильмов агрессивного содержания и т. д. Эти дети становятся объектом строгих мер воздействия со стороны взрослых, социума в целом: родителей, воспитателей, работников милиции. Стремление во что бы то ни стало быстро изменить поведение ребенка «в лучшую сторону» связано с весьма поверхностной трактовкой агрессивности. Последняя представляется как сугубо отрицательный феномен. Она, по убеждению родителей, педагогов, мешает правильному формированию личности и должна быть пресечена: строгим воспитанием, наказаниями, запретами и пр. Это отражает своего рода диктат социума, диктат «идеальных » представлений о жизни, согласно которым дети должны быть воспитаны, послушны. Строптивость, капризность, несогласие подавляются. Линия жизни ребенка выпрямляется в соответствии с родительскими взглядами. Может быть, здесь имеет место и подсознательное ограждение себя от лишних забот и хлопот, которые доставляет родителям возбудимый капризный ребенок. Так или иначе, но агрессивность заглушается, проявляющий ее ребенок подвергается наказаниям. Однако результаты такого подхода зачастую обратны вложенным усилиям. Агрессивность у детей не проходит и даже увеличивается. Согласно принятым формулировкам агрессия - это действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу.

А между тем само слово «агрессия» (от греч. «аggredy ») означает «идти вперед», «приближаться ». Как и в любом фундаментальном понятии, здесь соединены противоположные тенденции. «Приближаться » ведь можно как с целью налаживания контакта, так и с какойлибо враждебной целью. Например, конструктивный конфликт с выработкой компромиссного решения и дальнейшего мирного сосуществования двух индивидуумов - это пример «положительной» составляющей агрессии. На противоречивые грани агрессии указывали многие исследователи (К.Меннингер, Р.Мэй и др.) . В любом случае агрессия у детей и подростков не является однозначно отрицательным проявлением, требующим немедленного подавления. В каких-то случаях она является «нормальной », необходимой для существования ребенка. Когда маленький ребенок кричит, это нормально. Он требует воды, еды, смены пеленок. Если ребенок (подросток) выражает протест, не слушается, сопротивляется оказываемому на него давлению, то, вполне возможно, он таким образом защищает себя, отстаивает свое место под солнцем, требует к себе внимания. В конце концов, он стремится манипулировать окружающими, старается вызвать нужный ему эффект. Наблюдая поведение взрослых, их реакции, ребенок учится понимать способы отношений между людьми. Он еще не может по-другому достичь своих целей, не в состоянии рассчитать психологические ходы, понять состояние других людей, прогнозировать последствия своих поступков. Это опыт, через который проходит ребенок. К такой агрессии нужно относиться спокойно, по возможности регулировать ее, подавать хороший пример, в чем-то уступать, где-то, наоборот, проявлять твердость, пытаться отвлекать ребенка на другие дела и задачи.

Проявляя терпение, необходимо понять ребенка, просчитать цель его агрессии и выработать правильную тактику отношения к нему. При этом необходимо неизменно сохранять любовь и уважение к нему, каким бы вызывающим, трудным ни было его поведение. Важно, чтобы ребенок знал, что «плохими» являются его поступки, а не он сам. И тогда с ребенком или подростком, которые уверены, что их любят, возможен конструктивный конфликт, т. е. выработка компромисса, конечно, соответствующего возрасту ребенка. Существует и чрезмерная жестокость, гиперагрессия, ее болезненные формы, которые требуют своевременной диагностики и лечения. Это трудно, особенно для родителей и педагогов. Здесь нельзя ошибиться. Нельзя насильно лечить нормальную агрессию детей и подростков. Так можно легко утратить доверие. Но нельзя также допускать крен в другую сторону: не замечать явных болезненных симптомов. Есть общие маркеры поведения, отражающие болезнь, душевную патологию. Болезненное состояние, как правило, повторяется, возникает регулярно в течение длительного времени. Так, повышенная возбудимость, протесты, раздражительность возникают постоянно - несколько раз в неделю или даже каждый день в течение ряда лет.

Тяжелые болезненные признаки с элементами садизма могут возникать нечасто, но даже если они появились два-три раза, это уже тревожный сигнал. Он может свидетельствовать о болезни: например, стремление мучить, причинять боль, внешненемотивированный садизм по отношению к домашним животным. В случае болезни от агрессивного ребенка или подростка невозможно добиться осознания того, что он ведет себя неправильно, у него нет крити ческого отношения к своим действиям. К нему практически невозможно осуществить психологический подход, уговорить прекратить агрессию. Наблюдается резкое изменение характера, ребенок становится как бы чужим. Как заведенный продолжает грубить, лениться и пр. Болезненное поведение трудно логически обосновать внешними факторами, внешне, на первый взгляд, оно необъяснимо. Он может грубить, несмотря на то, что родители, сверстники не обижают его, терпимо к нему относятся. Поведение становится необъяснимо жестоким. Возникают расстройства настроения - мрачность, подавленность, нервозность, тревога, страхи, нарушается сон и аппетит. Зачастую эти симптомы являются первыми проявлениями психической патологии. К сожалению, в обществе существует недооценка проблем, касающихся психического здоровья. Многие люди негативно относятся к психиатрам, недооценивают возможности квалифицированной психологопсихиатри ческой помощи. Им кажется, что все пройдет, что лучше не вмешиваться в естественный ход событий. Боязнь родителей лишний раз показать ребенка психиатру идет рука об руку с незнанием ими природы патологического агрессивного поведения детей и подростков, симптомов этого расстройства.  

Правила поведения с агрессивным подростком

1. Сталкиваясь с проявлениями агрессивности ребенка, родителям надо помнить, что она в конечном счете близка их собственным слабостям. Вспомните, как вы когда-то сами скандалили с кем-то из близких, устраивали истерики по малейшему поводу, как вы увлекались алкоголем, курили и т. д. Вспомните, как вы конфликтовали со своими родителями, уходили из дому, проявляли к ним агрессию. Если вы не делали этого, то можете, как говорится, «первыми бросить камень... » Ваш ребенок несет в себе ту же генную информацию, что и вы; информацию о ваших пороках, о которых вы сами можете не иметь никакого представления, не замечать их. Но они в вас живут и всю жизнь вами управляют. Разве не было такого человека, которому вы ни причинили бы боли своими неправильными поступками? По большому счету, анализировать природу агрессивности ребенка надо с родословной. Практически у каждого агрессивного больного кто-то в роду был садистом, кто-то покончил с собой; кто-то издевался над близкими, был излишне жесток, резок, эгоистичен и даже бездушен.

2. В острой фазе конфликта нельзя реагировать на агрессивные выпады. В этот момент никакие увещевания и взывания к совести не помогут. Разрыв поколений, разница в системах жизненных ценностей так высока, что вы говорите в пустоту. Между тем, по законам развития конфликта, вы, реагируя «напрямую», будете только усиливать у ребенка агрессивность. Таким образом, первоначальная вербальная агрессия может у него перейти в физическую. Дело может закончиться дракой, вызовом соседей, милиции, бригады скорой психиатри ческой помощи. Надо снизить накал страстей, замолчать, перевести разговор на другую тему, просто уйти. Ни в коем случае нельзя пытаться втолковать ему свои правила. Надо терпеть, выдержать паузу, чтобы избежать кульминации конфликта.

3. Как правило, конфликт развивается на почве денег, успеваемости в школе, покупки вещей, поздних прогулок. Надо внутри причины выделить несколько аспектов и решать их по отдельности и по порядку каждый. Надо сосредоточиться на ключевой проблеме: возвращаться домой в такое-то время, приносить такие- то оценки и пр.

4. В ряде случаев можно пойти по пути «конфликтной ниши», т. е. дать ребенку карт-бланш, показать, что вы согласны со всем и даже предоставляете ребенку полную свободу. Например, спор из-за денег. Да возьми ты хоть все деньги! Давая полную свободу, вы сами получаете полное право на искренность. Вы можете сказать: ты меня подвел, мне от этого очень больно. Обратите внимание на реакцию подростка: если возникает растерянность, недоумение, то вы достигли цели. Это прием «отстранения », одно из правил драматургии: вы делаете ситуацию странной, нелогичной, усложняете ее.

5. Для ребенка очень важно иметь кумира. Это могут быть спортсмены, киноактеры, персонажи книг. Так формируются группы «толкиенистов», хиппи, рокеров, рэперов, скинхедов, «фашистов» и пр. Если ребенок выбирает уличную компанию и проводит с ней много времени, значит, он не находит кумиров в своей семье. Последнее в свою очередь может быть следствием развода, неполной семьи, в которой отсутствует авторитет отца: некому воспитывать, справедливо наказывать. Надо помочь подростку найти пример для подражания.

6. Необходимо учитывать то решающее значение, которое имеет структура семьи, характер взаимоотношений внутри нее. Мама одного агрессивного подростка недоумевала, отчего ее сын стал «таким жестоким». Он всегда был ее «лучшим другом», а в подростковом возрасте вдруг стал «врагом»! Год назад она выгнала своего мужа из дому, так как тот, по ее мнению, был «глупее» ее... Это только один, так сказать, факт биографии, но он показывает и характеризует в целом обстановку в данной семье, в том числе, наверное, и отношение матери к своему сыну. Всегда можно видеть дисгармонию в семье агрессивного ребенка. Отец оставил семью, мать ушла от пьющего отца, воспитанием занимается деспотичная бабка, которая проявляет потакание или чрезмерную строгость. «Воспитание» со стороны жестокого отца вызывает ответную агрессию со стороны ребенка: насилие порождает насилие. То же происходит в случае отсутствия в семье отца, если мать или бабушка берут на себя его функцию, стараются (порой вынужденно) быть строгими, наказывать ребенка.

7. Следует помнить, что подростки инфантильны, и чем больше выражен этот инфантилизм, тем хуже поведение. Дело в том, что они не могут оценить ситуацию во всей ее полноте и выработать правильное решение, сделать правильные выводы. С помощью агрессии подростки доказывают свою «силу». Надо всегда делать на это поправку.

8. Постарайтесь проникнуть в душевный мир ребенка. Часто его агрессивность связана с депрессивными переживаниями.

Советы родителям, столкнувшимся с агрессией собственных детей

- В случаях конфликтности и раздражительности ребенка постоянной ошибкой со стороны родителей является их слишком эмоциональная реакция. Данная реакция свидетельствует о преувеличенном желании справедливости. Если ребенок ведет себя невежливо, перечит, идет против мнения родителей, хочется непременно показать ему, что он ошибается. Это неправильно, поскольку ребенок видит жизнь по-своему. Попытайтесь понять его ценности и его мир, разумно сочетая строгость и доброту.

- Надо иметь в виду, что процесс личностного созревания у агрессивного подростка нередко проходит с задержкой (инфантилизм). Ему нужно время, иногда до 20 - 25 лет, чтобы достигнуть широты понимания возможных жизненных ситуаций и правильного реагирования. Ждать, что агрессивный подросток в одно- часье поумнеет и примет необходимые правила поведения, недальновидно. Родителям следует проявить терпение.

- Необходимо помнить, что в основе агрессивного поведения часто лежит психическая патология (от легких форм до тяжелых болезней). А диагностика в психиатрии, особенно детского и подросткового возраста, очень сложна и порой неоднозначна даже для специалистов. Границы нормы и патологии здесь весьма условны. Не стоит поэтому бросаться в крайности. Нельзя вовсе игнорировать психическую патологию и применять только наказания. Равным образом нельзя требовать от врача назначить ребенку «сильное лечение», чтобы тот перестал себя плохо вести.

- Поведение человека, если можно так сказать, «нелинейно», далеко не всегда подчиняется логическим закономерностям. В любой момент может возникнуть срыв. Надо быть к этому готовым. Не стоит обижаться: дескать, сколько усилий приложено, а он, неблагодарный, опять агрессивен! Да он скорее всего сам не знал, что сорвется именно в этот момент.

- Надо объективно относиться к способам компенсации психической неустойчивости, к которым прибегает подросток. Например, позднее сидение за компьютером. Подросток уходит в другой мир, пытается отвлечься, справиться с кризисом, депрессией. С этой же целью он может прибегать к алкоголю. Вы должны продемонстрировать понимание его проблемы и в то же время информировать ребенка о нежелательных последствиях таких способов «самокомпенсации ». Если идет речь, к примеру, о приеме психоактивных веществ, в том числе наркотиков, то следует сказать, что это может привести к социальной деградации, смертельному исходу и т. д. Мы не рассматриваем здесь сложный вопрос развития наркомании: ясно, что наркотическая зависимость является отдельной большой проблемой и требует длительного, комплексного лечения.

- Необходимо по возможности более точно разграничить болезненные симптомы, требующие лекарственного вмешательства и стационирования в больницу, и те проявления, на которые можно подействовать психологически. Если в поведении подростка обнаруживаются расстройства инстинктов и влечений, садизм, кратковременное помрачение сознания, если «обычная» конфликтность на ваших глазах разрастается в немотивированные жестокие действия, следует прибегнуть к врачебной помощи.

- Наличие агрессивных идей, стойких, не поддающихся разубеждению, захватывающих сознание подростка и требующих своей реализации, представляет высокий риск совершения агрессивных поступков, если подросток замыкается в себе, отгорожен, постоянно думает и говорит о мести, безосновательно обвиняет других людей, неприязненно отзывается о ком-либо, грозится отомстить, надо проконсультироваться у психиатра и лечить медикаментозно в стационарном или амбулаторном порядке.

- Следует стремиться к выработке правильной тактики медикаментозного лечения. Это касается различных психо-неврологических расстройств: утомляемости, головных болей, депрессий, приступов дисфории (тоскливости со злобой), сверхценных агрессивных идей. Препаратов не должно быть много, а их назначение должно быть адекватным.

Нельзя уповать на возможности лишь одной медикаментозной терапии, бездумно принимать сильнодействующий нейролептик, что может привести к ухудшению состояния и отказу подростка от дальнейшего лечения. Агрессивность может являться компенсаторным фактором адаптации, пусть и болезненной, к окружающей среде. Подросток чувствует себя сильным, что помогает ему справиться с некоторыми проблемами. Это, безусловно, искаженная форма поведения, но она связана с личностью. Уместно в данной связи привести высказывание матери одного агрессивного подростка, самовольно прекратившего лечение затормаживающими нейролептиками: «Пусть лучше он будет агрессивным, но останется моим сыном, чем превратится в заторможенное, чужое, какое-то страшное существо... ». В равной степени нельзя бояться самого факта медикаментозного лечения и слишком преувеличивать его нежелательные последствия. В конечном счете, очень многое определяется компетентностью специалиста. 

ся патологией? Как правильно распознать болезнь и отделить ее от нормальных реакций? Каким должно быть воздействие на агрессивных детей? Много ошибок возникает в связи с неправильным толкованием агрессивного поведения. Бывает, что за тяжелую форму агрессии принимаются нормальные реакции ребенка на ту или иную ситуацию. Конечно, эти реакции могут не нравиться взрослым, но в них нет никакой биологической патологии, таких детей не надо лечить. Бывает и наоборот: агрессия имеет болезненную основу, но родители или педагоги ее недооценивают. Не следует впадать в панику, сталкиваясь с агрессивностью ребенка. Надо знать определенные симптомы, которые могут свидетельствовать о расстройстве психики, и принимать соответствующие меры. В остальных случаях причину агрессии следует искать в семейной обстановке, в отношениях между ребенком и взрослыми, в непонимании его проблем и т. д. Если грудного малыша туго пеленают, не покормили, не поменяли ему пеленки, то он кричит, не дает никому спать. Если к ребенку плохо относятся, не любят его, отталкивают, то он злится, не подчиняется, делает назло, может ущипнуть, ударить, что-то разбить и т. д. Если кто-либо из членов семьи устраивает скандалы и драки, ребенок может копировать такое поведение. Если он был сильно испуган, пережил в раннем возрасте стрессовое воздействие, моральную травму, все это способно зафиксироваться в его сознании и впоследствии обернуться агрессией. Можно привести еще много других ситуаций, чтобы показать всю сложность и многофакторность детской и подростковой жестокости.

Важно, что в этом возрасте переходная зона между нормой и патологией весьма широка и изменчива. Человек хотел бы видеть жизнь гармоничной, поэтому обычные люди, «обыватели», не думают об истинных, глубинных причинах жестокого поведения. Когда они встречаются с агрессивностью детей, проявляющих раздражение, несдержанность, грубость, оппозицию, неуважение к старшим, это рассматривается как результат плохого воспитания, дурного влияния сверстников, книг и фильмов агрессивного содержания и т. д. Эти дети становятся объектом строгих мер воздействия со стороны взрослых, социума в целом: родителей, воспитателей, работников милиции. Стремление во что бы то ни стало быстро изменить поведение ребенка «в лучшую сторону» связано с весьма поверхностной трактовкой агрессивности. Последняя представляется как сугубо отрицательный феномен. Она, по убеждению родителей, педагогов, мешает правильному формированию личности и должна быть пресечена: строгим воспитанием, наказаниями, запретами и пр. Это отражает своего рода диктат социума, диктат «идеальных » представлений о жизни, согласно которым дети должны быть воспитаны, послушны. Строптивость, капризность, несогласие подавляются. Линия жизни ребенка выпрямляется в соответствии с родительскими взглядами. Может быть, здесь имеет место и подсознательное ограждение себя от лишних забот и хлопот, которые доставляет родителям возбудимый капризный ребенок. Так или иначе, но агрессивность заглушается, проявляющий ее ребенок подвергается наказаниям. Однако результаты такого подхода зачастую обратны вложенным усилиям. Агрессивность у детей не проходит и даже увеличивается. Согласно принятым формулировкам агрессия - это действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу.

А между тем само слово «агрессия» (от греч. «аggredy ») означает «идти вперед», «приближаться ». Как и в любом фундаментальном понятии, здесь соединены противоположные тенденции. «Приближаться » ведь можно как с целью налаживания контакта, так и с какойлибо враждебной целью. Например, конструктивный конфликт с выработкой компромиссного решения и дальнейшего мирного сосуществования двух индивидуумов - это пример «положительной» составляющей агрессии. На противоречивые грани агрессии указывали многие исследователи (К.Меннингер, Р.Мэй и др.) . В любом случае агрессия у детей и подростков не является однозначно отрицательным проявлением, требующим немедленного подавления. В каких-то случаях она является «нормальной », необходимой для существования ребенка. Когда маленький ребенок кричит, это нормально. Он требует воды, еды, смены пеленок. Если ребенок (подросток) выражает протест, не слушается, сопротивляется оказываемому на него давлению, то, вполне возможно, он таким образом защищает себя, отстаивает свое место под солнцем, требует к себе внимания. В конце концов, он стремится манипулировать окружающими, старается вызвать нужный ему эффект. Наблюдая поведение взрослых, их реакции, ребенок учится понимать способы отношений между людьми. Он еще не может по-другому достичь своих целей, не в состоянии рассчитать психологические ходы, понять состояние других людей, прогнозировать последствия своих поступков. Это опыт, через который проходит ребенок. К такой агрессии нужно относиться спокойно, по возможности регулировать ее, подавать хороший пример, в чем-то уступать, где-то, наоборот, проявлять твердость, пытаться отвлекать ребенка на другие дела и задачи.

Проявляя терпение, необходимо понять ребенка, просчитать цель его агрессии и выработать правильную тактику отношения к нему. При этом необходимо неизменно сохранять любовь и уважение к нему, каким бы вызывающим, трудным ни было его поведение. Важно, чтобы ребенок знал, что «плохими» являются его поступки, а не он сам. И тогда с ребенком или подростком, которые уверены, что их любят, возможен конструктивный конфликт, т. е. выработка компромисса, конечно, соответствующего возрасту ребенка. Существует и чрезмерная жестокость, гиперагрессия, ее болезненные формы, которые требуют своевременной диагностики и лечения. Это трудно, особенно для родителей и педагогов. Здесь нельзя ошибиться. Нельзя насильно лечить нормальную агрессию детей и подростков. Так можно легко утратить доверие. Но нельзя также допускать крен в другую сторону: не замечать явных болезненных симптомов. Есть общие маркеры поведения, отражающие болезнь, душевную патологию. Болезненное состояние, как правило, повторяется, возникает регулярно в течение длительного времени. Так, повышенная возбудимость, протесты, раздражительность возникают постоянно - несколько раз в неделю или даже каждый день в течение ряда лет.

Тяжелые болезненные признаки с элементами садизма могут возникать нечасто, но даже если они появились два-три раза, это уже тревожный сигнал. Он может свидетельствовать о болезни: например, стремление мучить, причинять боль, внешненемотивированный садизм по отношению к домашним животным. В случае болезни от агрессивного ребенка или подростка невозможно добиться осознания того, что он ведет себя неправильно, у него нет крити ческого отношения к своим действиям. К нему практически невозможно осуществить психологический подход, уговорить прекратить агрессию. Наблюдается резкое изменение характера, ребенок становится как бы чужим. Как заведенный продолжает грубить, лениться и пр. Болезненное поведение трудно логически обосновать внешними факторами, внешне, на первый взгляд, оно необъяснимо. Он может грубить, несмотря на то, что родители, сверстники не обижают его, терпимо к нему относятся. Поведение становится необъяснимо жестоким. Возникают расстройства настроения - мрачность, подавленность, нервозность, тревога, страхи, нарушается сон и аппетит. Зачастую эти симптомы являются первыми проявлениями психической патологии. К сожалению, в обществе существует недооценка проблем, касающихся психического здоровья. Многие люди негативно относятся к психиатрам, недооценивают возможности квалифицированной психологопсихиатри ческой помощи. Им кажется, что все пройдет, что лучше не вмешиваться в естественный ход событий. Боязнь родителей лишний раз показать ребенка психиатру идет рука об руку с незнанием ими природы патологического агрессивного поведения детей и подростков, симптомов этого расстройства.  

Правила поведения с агрессивным подростком

1. Сталкиваясь с проявлениями агрессивности ребенка, родителям надо помнить, что она в конечном счете близка их собственным слабостям. Вспомните, как вы когда-то сами скандалили с кем-то из близких, устраивали истерики по малейшему поводу, как вы увлекались алкоголем, курили и т. д. Вспомните, как вы конфликтовали со своими родителями, уходили из дому, проявляли к ним агрессию. Если вы не делали этого, то можете, как говорится, «первыми бросить камень... » Ваш ребенок несет в себе ту же генную информацию, что и вы; информацию о ваших пороках, о которых вы сами можете не иметь никакого представления, не замечать их. Но они в вас живут и всю жизнь вами управляют. Разве не было такого человека, которому вы ни причинили бы боли своими неправильными поступками? По большому счету, анализировать природу агрессивности ребенка надо с родословной. Практически у каждого агрессивного больного кто-то в роду был садистом, кто-то покончил с собой; кто-то издевался над близкими, был излишне жесток, резок, эгоистичен и даже бездушен.

2. В острой фазе конфликта нельзя реагировать на агрессивные выпады. В этот момент никакие увещевания и взывания к совести не помогут. Разрыв поколений, разница в системах жизненных ценностей так высока, что вы говорите в пустоту. Между тем, по законам развития конфликта, вы, реагируя «напрямую», будете только усиливать у ребенка агрессивность. Таким образом, первоначальная вербальная агрессия может у него перейти в физическую. Дело может закончиться дракой, вызовом соседей, милиции, бригады скорой психиатри ческой помощи. Надо снизить накал страстей, замолчать, перевести разговор на другую тему, просто уйти. Ни в коем случае нельзя пытаться втолковать ему свои правила. Надо терпеть, выдержать паузу, чтобы избежать кульминации конфликта.

3. Как правило, конфликт развивается на почве денег, успеваемости в школе, покупки вещей, поздних прогулок. Надо внутри причины выделить несколько аспектов и решать их по отдельности и по порядку каждый. Надо сосредоточиться на ключевой проблеме: возвращаться домой в такое-то время, приносить такие- то оценки и пр.

4. В ряде случаев можно пойти по пути «конфликтной ниши», т. е. дать ребенку карт-бланш, показать, что вы согласны со всем и даже предоставляете ребенку полную свободу. Например, спор из-за денег. Да возьми ты хоть все деньги! Давая полную свободу, вы сами получаете полное право на искренность. Вы можете сказать: ты меня подвел, мне от этого очень больно. Обратите внимание на реакцию подростка: если возникает растерянность, недоумение, то вы достигли цели. Это прием «отстранения », одно из правил драматургии: вы делаете ситуацию странной, нелогичной, усложняете ее.

5. Для ребенка очень важно иметь кумира. Это могут быть спортсмены, киноактеры, персонажи книг. Так формируются группы «толкиенистов», хиппи, рокеров, рэперов, скинхедов, «фашистов» и пр. Если ребенок выбирает уличную компанию и проводит с ней много времени, значит, он не находит кумиров в своей семье. Последнее в свою очередь может быть следствием развода, неполной семьи, в которой отсутствует авторитет отца: некому воспитывать, справедливо наказывать. Надо помочь подростку найти пример для подражания.

6. Необходимо учитывать то решающее значение, которое имеет структура семьи, характер взаимоотношений внутри нее. Мама одного агрессивного подростка недоумевала, отчего ее сын стал «таким жестоким». Он всегда был ее «лучшим другом», а в подростковом возрасте вдруг стал «врагом»! Год назад она выгнала своего мужа из дому, так как тот, по ее мнению, был «глупее» ее... Это только один, так сказать, факт биографии, но он показывает и характеризует в целом обстановку в данной семье, в том числе, наверное, и отношение матери к своему сыну. Всегда можно видеть дисгармонию в семье агрессивного ребенка. Отец оставил семью, мать ушла от пьющего отца, воспитанием занимается деспотичная бабка, которая проявляет потакание или чрезмерную строгость. «Воспитание» со стороны жестокого отца вызывает ответную агрессию со стороны ребенка: насилие порождает насилие. То же происходит в случае отсутствия в семье отца, если мать или бабушка берут на себя его функцию, стараются (порой вынужденно) быть строгими, наказывать ребенка.

7. Следует помнить, что подростки инфантильны, и чем больше выражен этот инфантилизм, тем хуже поведение. Дело в том, что они не могут оценить ситуацию во всей ее полноте и выработать правильное решение, сделать правильные выводы. С помощью агрессии подростки доказывают свою «силу». Надо всегда делать на это поправку.

8. Постарайтесь проникнуть в душевный мир ребенка. Часто его агрессивность связана с депрессивными переживаниями.

Советы родителям, столкнувшимся с агрессией собственных детей

- В случаях конфликтности и раздражительности ребенка постоянной ошибкой со стороны родителей является их слишком эмоциональная реакция. Данная реакция свидетельствует о преувеличенном желании справедливости. Если ребенок ведет себя невежливо, перечит, идет против мнения родителей, хочется непременно показать ему, что он ошибается. Это неправильно, поскольку ребенок видит жизнь по-своему. Попытайтесь понять его ценности и его мир, разумно сочетая строгость и доброту.

- Надо иметь в виду, что процесс личностного созревания у агрессивного подростка нередко проходит с задержкой (инфантилизм). Ему нужно время, иногда до 20 - 25 лет, чтобы достигнуть широты понимания возможных жизненных ситуаций и правильного реагирования. Ждать, что агрессивный подросток в одно- часье поумнеет и примет необходимые правила поведения, недальновидно. Родителям следует проявить терпение.

- Необходимо помнить, что в основе агрессивного поведения часто лежит психическая патология (от легких форм до тяжелых болезней). А диагностика в психиатрии, особенно детского и подросткового возраста, очень сложна и порой неоднозначна даже для специалистов. Границы нормы и патологии здесь весьма условны. Не стоит поэтому бросаться в крайности. Нельзя вовсе игнорировать психическую патологию и применять только наказания. Равным образом нельзя требовать от врача назначить ребенку «сильное лечение», чтобы тот перестал себя плохо вести.

- Поведение человека, если можно так сказать, «нелинейно», далеко не всегда подчиняется логическим закономерностям. В любой момент может возникнуть срыв. Надо быть к этому готовым. Не стоит обижаться: дескать, сколько усилий приложено, а он, неблагодарный, опять агрессивен! Да он скорее всего сам не знал, что сорвется именно в этот момент.

- Надо объективно относиться к способам компенсации психической неустойчивости, к которым прибегает подросток. Например, позднее сидение за компьютером. Подросток уходит в другой мир, пытается отвлечься, справиться с кризисом, депрессией. С этой же целью он может прибегать к алкоголю. Вы должны продемонстрировать понимание его проблемы и в то же время информировать ребенка о нежелательных последствиях таких способов «самокомпенсации ». Если идет речь, к примеру, о приеме психоактивных веществ, в том числе наркотиков, то следует сказать, что это может привести к социальной деградации, смертельному исходу и т. д. Мы не рассматриваем здесь сложный вопрос развития наркомании: ясно, что наркотическая зависимость является отдельной большой проблемой и требует длительного, комплексного лечения.

- Необходимо по возможности более точно разграничить болезненные симптомы, требующие лекарственного вмешательства и стационирования в больницу, и те проявления, на которые можно подействовать психологически. Если в поведении подростка обнаруживаются расстройства инстинктов и влечений, садизм, кратковременное помрачение сознания, если «обычная» конфликтность на ваших глазах разрастается в немотивированные жестокие действия, следует прибегнуть к врачебной помощи.

- Наличие агрессивных идей, стойких, не поддающихся разубеждению, захватывающих сознание подростка и требующих своей реализации, представляет высокий риск совершения агрессивных поступков, если подросток замыкается в себе, отгорожен, постоянно думает и говорит о мести, безосновательно обвиняет других людей, неприязненно отзывается о ком-либо, грозится отомстить, надо проконсультироваться у психиатра и лечить медикаментозно в стационарном или амбулаторном порядке.

- Следует стремиться к выработке правильной тактики медикаментозного лечения. Это касается различных психо-неврологических расстройств: утомляемости, головных болей, депрессий, приступов дисфории (тоскливости со злобой), сверхценных агрессивных идей. Препаратов не должно быть много, а их назначение должно быть адекватным.

Нельзя уповать на возможности лишь одной медикаментозной терапии, бездумно принимать сильнодействующий нейролептик, что может привести к ухудшению состояния и отказу подростка от дальнейшего лечения. Агрессивность может являться компенсаторным фактором адаптации, пусть и болезненной, к окружающей среде. Подросток чувствует себя сильным, что помогает ему справиться с некоторыми проблемами. Это, безусловно, искаженная форма поведения, но она связана с личностью. Уместно в данной связи привести высказывание матери одного агрессивного подростка, самовольно прекратившего лечение затормаживающими нейролептиками: «Пусть лучше он будет агрессивным, но останется моим сыном, чем превратится в заторможенное, чужое, какое-то страшное существо... ». В равной степени нельзя бояться самого факта медикаментозного лечения и слишком преувеличивать его нежелательные последствия. В конечном счете, очень многое определяется компетентностью специалиста.  


Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?