Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.»
Д.И. Фонвизин
Регистрация
Главная Статьи Вопросы психологии Как подготовиться к тренингу

Как подготовиться к тренингу

Тренинг – наиболее эффективный на сегодняшний день способ обучения и развития. Эта эффективность достигается за счет собственной активности участников.

Обучение никогда не срабатывает само по себе. Магических палочек и волшебных пилюль не существует. Нельзя прийти на тренинг, лекцию или семинар, просто поприсутствовать на нем и внезапно обрести новые знания и умения. Нет. Это работает иначе.

За счет чего "срабатывает" тренинг, что делает его эффективным? Раскрою секреты внутренней кухни.

Во-первых, у хорошего тренинга есть система координат, модель, концепция. В ней закладывается система тренируемых навыков, их логика и взаимосвязь друг с другом.

Например, для управленческого тренинга такой системой координат могут быть 5 компетенций руководителя: умение планировать, умение организовывать, умение контролировать, умение мотивировать и системообразующее умение ставить цель. Из этого становится ясно, что на таком тренинге будут формироваться навыки распределения времени, ресурсов, навыки контроля, будут рассматриваться способы мотивации и постановки цели. Эта система координат позволит участникам сопоставить свой запрос на обучение с тем, что есть в программе тренинга. Концепция позволит сориентироваться в изучаемом феномене и облегчить его понимание.

Во-вторых, тренинг немыслим без разделения ответственности между группой и тренером. Результат тренинга для каждого участника напрямую зависит от его собственной меры ответственности. Магии тренинга не случится, если у участника не будет понимания своего активного участия в собственном развитии. Для этого в начале тренинга необходимо представлять себе образ хорошего конечного результата обучения. На примере управленческого тренинга хорошим результатом будет:

  • я умею планировать работу своих подчиненных и свою собственную,
  • я умею организовывать работу,
  • я умею ставить цель и т.д.

Если есть образ конечной точки, то неминуемо появится и способ туда прийти.

В-третьих: основными обучающими механизмами тренинга являются анализ деятельности и развивающая обратная связь. Анализ деятельности (упражнений, опытов, игр, процедур) позволяет сделать по-настоящему значимый вывод. Если не анализировать игру на тренинге, игра останется игрой. Безусловно, после специальных упражнений остаются сильные эмоции и, возможно, догадки. Анализ позволяет связывать искусственно созданную на тренинге деятельность с реальными производственными или жизненными ситуациями.

Развивающая обратная связь позволяет получить участнику тренинга поддержку от группы, понять, что он делает правильно, а в чем стоит ещё разобраться и потренироваться.

Я убежден, что такие принципы существенно увеличивают эффективность обучения, делают пространство тренинга более безопасным и комфортным. Я верю, что такой подход позволит навсегда забыть о страхе перед тренингами.

Здесь важно разобрать природу страха перед обучением. Один из моих учителей говорил, что страх лучше всего воспринимать как сигнал о том, что вам не хватает важной информации. Например, перед тем, как перейти оживленную дорогу в неположенном месте, мы испытываем тревогу (оттенок страха). Мы смотрим по сторонам, понимаем, что движения нет, тревога исчезает, и мы переходим дорогу. Такой же механизм у страха обучения. Мы доподлинно не знаем, чего ожидать. А если смотреть глубже и честнее, мы боимся потому, что не знаем, как себя вести, как себя проявлять. Надеюсь, что раскрытые секреты внутренней кухни дадут вам некоторую определенность в том, что ждать на тренинге.

Я предлагаю три инструмента, которые позволят обучаться максимально результативно и дополнительно помогут снять страх перед обучением.

Первый инструмент - фокусировка на результат. Перед обучением задайте себе вопрос: что я хочу получить в итоге? Что будет хорошим результатом моего обучения? Ответ на этот вопрос позволит вам, как минимум, понять: успешным ли было обучение, или вы зря потратили свое время и свои силы. Чтобы до конца ответить себе на такой вопрос, нужно понимать, какие навыки уже развиты, что вы уже знаете, что умете, где у вас непонимание или затруднения. Такой анализ собственных умений и знаний – непростая задача. Однако, усилия, потраченные на ее решение, стоят того. Обучение – это осознанное действие. Ничего так не придает осознанности, как ясность цели, т.е. ясность желаемого конечного результата.

Второй инструмент – фокусировка на процесс. В тренинге или на семинаре полезно постоянно держать в голове такую мысль: а чему я учусь прямо сейчас? Это приведет к максимальной осознанности. Фокусируясь на процесс, вы сможете корректировать направления ваших мыслей, задавать уместные уточняющие вопросы.

Третий инструмент – фокусировка на своих чувствах и эмоциях. Это касается, в первую очередь, ярких переживаний: чувства сопротивления новому и, наоборот, чувство особой радости от нового. Если вы эмоционально сопротивляетесь, проанализируйте, в чем тут дело. Из-за чего вы не хотите принимать новое? Оно выводит вас слишком далеко из зоны комфорта? Вы не верите? Или вы подспудно чувствуете, что делаете что-то неправильно, но не готовы открыто признаться себе в этом? Особая радость, наоборот, означает, что вы мыслите некритично. Задумайтесь, почему новая информация прошла мимо внутреннего цензора. Будьте аккуратны с такой информацией, особенно, если это призыв к действию.

Эти инструменты можно использовать во всех сферах жизни. Ставьте цели, фокусируйтесь на желаемом результате и отслеживайте свои эмоции и чувства.

Желаю вам максимально осознанной деятельности и хороших результатов обучения!



Автор: Горбачев Владислав Викторович

Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?