Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Кто раздувает пламя ссоры, тот не должен жаловаться, если искры попадают ему в лицо.»
Бенджамин Франклин
Регистрация
Главная Статьи Вопросы психологии Готов(а) ли я пойти к психологу?

Готов(а) ли я пойти к психологу?

Готов(а) ли я пойти к психологу?Душевная боль причиняет не меньше страданий, чем физическая. Когда все идет не так, как хотелось бы, а изменить жизнь самостоятельно не удается, многие размышляют о встрече с психологом. Почему так трудно на нее решиться?

Что нам мешает

Стереотипы. Психологи комментируют на телевидении и радио разные события, в кино и сериалах мы часто видим их в работе – так незаметно у многих возникло представление о психотерапии, которая продолжается годами, дорого стоит, а психотерапевт всегда холоден и молчалив. Этот стереотип мешает нам обратиться за помощью.

Но еще сильнее мешает воспитание, которое ведет нас к достижению результатов, следованию образцам. Мы слышим с детства: «Хорошие девочки не плачут», «Настоящий мальчик всегда сможет за себя постоять». В нас сильно убеждение, что успешный взрослый человек в состоянии справиться со своими душевными проблемами без посторонней помощи. «Я был старшим мальчиком в семье, умным, на кого «можно положиться», – рассказывает 42-летний Макс. – В сущности, я исполнял отцовскую роль в семье без отца. Когда же я впервые почувствовал неуверенность в себе, я убеждал себя: все пройдет. Пойти к психологу означало бы расписаться в собственной слабости, тогда рухнуло бы то представление о себе, которое я выстроил…» Подвергнуть сомнению все то, на чем основана наша жизнь? Такая возможность пугает. Бессознательный страх мешает отважиться сделать этот шаг – набрать телефон специалиста.

Возможность перемен. Привычное – пусть даже надоевшее, отжившее, больное – предсказуемо и определенно. Новое – пусть даже и лучшее – пугает. Часто, понимая, что жизнь завела в тупик, мы предпочитаем оставаться в нем. И у нас есть на это право. «Ситуация меняется, когда привычное поведение и окружение, сложившиеся отношения причиняют нам страдания, – подчеркивает юнгианский аналитик Лев Хегай. – Но даже в такие моменты, чувствуя свою беспомощность, мы находим множество причин отложить поход к специалисту: у нас то слишком мало денег, то слишком много дел, то еще что-то нам мешает».

«НАМ ПРЕДСТОИТ ОСТАВИТЬ ПРИВЫЧКУ ВЕРИТЬ ЛИШЬ В ТО, ЧТО МОЖНО ИЗМЕРИТЬ И ВЗВЕСИТЬ» ЛЕВ ХЕГАЙ

Страх стать другим. Нас страшат не только перемены в жизни, мы боимся измениться сами. «Когда год назад я пошла на встречу с психотерапевтом, я была уверена, что превращусь в другого человека. Сейчас это забавно, но тогда я прощалась с собой, пыталась запомнить свои ощущения, ведь после терапии я буду уже не я», – рассказывает 30-летняя Светлана.

«Мне казалось, как только терапевт поймет, какая я на самом деле злая, он откажется от меня. Но как только я увидела, что в этом кабинете никто не собирается ставить мне оценок и читать мораль, мне стало легче. Я даже начала сомневаться: так ли уж я ужасна на самом деле?» – признается 25-летняя Лариса. «Страх обнаружить в своей душе что-то неприглядное, страх разоблачения чаще всего неосознаваем, но многих именно он заставляет долго колебаться перед обращением за помощью, – замечает психотерапевт Марина Хазанова. – Однако у психотерапевта совсем другая задача: не он меняет жизнь пациента, а сам пациент меняет в своей жизни то, что его не устраивает. Психотерапевт лишь помогает ему начать эти перемены и приспособиться к ним. И конечно, в результате психотерапии мечтатель не превращается в расчетливого реалиста, а учится воплощать свои мечты в реальность или в художественные образы. Тот, кто привык прятать чувства, конечно, не начнет кидаться на шею каждому встречному, но станет откровеннее выражать свои эмоции».

«ЦЕЛЬ ТЕРАПИИ — ОСВОБОДИТЬ СИЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХОВ И НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ДЛЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА» МАРИНА ХАЗАНОВА

Отношение окружающих. Альбине 24 года, и она уже почти год ходит к психотерапевту втайне от своих друзей и родителей. «Мне стыдно признаться – а вдруг они решат, что я сумасшедшая? Ведь я и сама прежде считала, что к психологам обращаются те, у кого не все в порядке с головой». Все, что связано с душевным нездоровьем, отталкивает. «Но жизнь в современном мире вызывает у здоровых людей расстройства, которые не стоит относить к душевным болезням, но которые заслуживают помощи, – поясняет Марина Хазанова. – Часто им не требуется долгосрочная работа, но необходимо сопровождение на определенном жизненном этапе».

Заикание или робость, перегрузки на работе или шок от пережитого насилия… Эти поводы обратиться за консультацией объединяет невозможность справиться с проблемой самому. «Откровенный разговор с другом, который многие считают альтернативой психологической помощи, облегчает состояние только в некоторых ситуациях, – подчеркивает Лев Хегай. – Работа специалиста строится иначе, чем задушевная беседа, и дает другие результаты. Выговориться – значит получить кратковременное облегчение. Обратиться к психологу или психотерапевту – шанс получить доступ к своим глубинным ресурсам, реализовать свой потенциал».

«Те, кто приходит на психотерапию, не более сумасшедшие люди и даже не более несчастные, чем многие другие, – уверена психотерапевт Екатерина Михайлова. – Просто они более информированы и более активны. Тот, кто осознанно тратит деньги, чтобы решить свои проблемы, ведет себя гораздо взрослее того, кто предпочитает нагружать ими родных и друзей».

В чем цель терапии

Что мы получим, проведя 10, 50 или 90 часов в кабинете терапевта? И правда ли, что терапия так уж сильно меняет нашу жизнь? «Психотерапевт – не Бог и не волшебник. Он не может, да и не собирается превращать пациентов в других людей, – поясняет психотерапевт Марина Хазанова. – У него другая задача – помочь расстаться с иллюзиями, залечить душевные раны, извлечь из глубин памяти болезненные воспоминания. Извлечь, чтобы наконец оплакать и забыть то, что необходимо забыть, а себе оставить опыт – он ведь содержится в каждом нашем переживании». На то, чтобы держать свои страхи и болезненные воспоминания в глубине души, уходят колоссальные психические силы. Эти силы надо освободить для жизни. Конечную цель любой терапии можно сформулировать именно так: освободить для жизни и творчества психические силы человека, научить его новым способам разрешения конфликтов, общению с другими людьми и самим собой.

* Из доклада психотерапевта Гюнтера Меберта на конференции «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия в России и Германии: теория и практика» (Москва, май 2009 года).

** По данным опроса Левада-центра, проведенного в 2010 году. См. подробнее на levada.ru


Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?