Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Когда живешь в согласии с собой, тебе по силам ладить и с другими.»
Михаил Мамчич
Регистрация
Главная Статьи Детская психология Родительский гипноз

Родительский гипноз

giipnooz.jpgВ изучении гипноза, его феноменов и эффективности, нам приходится вплотную приближаться к изучению центральной нервной системы и головного мозга в частности. И здесь, любой грамотный специалист отметит, что развитие головного мозга – это многоуровневый поэтапный процесс. Физиологическое развитие головного мозга заканчивается к третьему году жизни маленького человечка. К этому возрасту, ребенок овладевает языком и речью.

Удивительно то, что именно в три года начинается фаза психосексуального развития, отмеченная З.Фрейдом и названная как «Эдипальный период». Ребенок начинает овладевать рефлексией, учится строить предложения из трех и более слов. Вступает в процесс конкуренции с однополым родителем. Этот момент в жизни ребенка самый психически-насыщенный. Здесь закладываются основные навыки общения с другими. Важно отметить, что отцовская фигура в этот период является особо значимой в формировании важного психического качества – S-ego. Именно S-ego задает структурированность ребенка, а, затем, взрослого человека. И то, насколько самодостаточной станет будущая личность, зависит, в первую очередь, от отца, а, затем, от значимых Других.

Прежде чем продолжить разговор о психических аспектах личности, скажу пару слов о ее физиологической стороне. Мозг человека устроен таким образом, что всю нашу деятельность условно можно разделить на правополушарную и левополушарную. Кора левого полушария «отвечает» за рефлексию, логику и критику. Кора правого полушария – за чувственно-эмоциональную и бессознательно-автоматическую деятельность.

Теперь, ВНИМАНИЕ! У ребенка до семи лет из-за отсутствия специальных нейронных сетей левополушарная деятельность не развита. У него нет опыта анализа, логического и критического осмысления происходящих событий. Поэтому, все, что сказано родителями или значимыми Другими, попадает в правое полушарие и внедряется. Эти процессы схожи с теми, что нам известны, когда в психотерапевтических целях мы погружаем пациента в глубокое гипнотическое состояние, именуемое сомнамбулизм. Иначе говоря, окружение ребенка непрерывно гипнотизирует его различными установками. Эти установки могут быть как совсем неэкологичные (ты никчемный ребенок), так и особо нарциссичными (ты лучше всех, учительница сама дура).

Я сравниваю этот процесс с забиванием гвоздей. У взрослого человека нейронные сети коры левого полушария сформированы. Их можно уподобить металлической пластине, которая лежит сверху на куске сырой глины. Если попытаться вбить в него гвоздь, то он погнется. У детского мозга нет такой защиты. А посему, гвозди вдавливаются в мягкую глину от руки.

Я рассказал здесь в упрощенной форме о том, как родительские фразы, порой оброненные не со зла, могут стать «гвоздем», который будет убивать личность на протяжении всей жизни. Когда пациент в терапии погружается в гипноз и начинает вспоминать забытые детские травмы, он становится похожим на ежа, у которого вместо колючек торчат «шляпки от гвоздей», вбитых на разную глубину его родителями. Вытаскивание таких гвоздей – дело не простое.

Родительские внушения нагружают S-ego ненужными установками, вырабатывают механизм стыда, который препятствует комплексному развитию личности. И начинается это все с очень раннего возраста, когда ребенок безоружен перед родителями, когда каждое их слово – закон. Когда вместо поддержки и родительской защиты ребенок встречает агрессию и неприятие. Обращаюсь ко всем папам и мамам: «Прежде чем что-то сказать своей ляльке, представьте, что в руках у вас гвоздь и молоток. Вы готовы?!»


Автор: Савченков Александр Витальевич

Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?