Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Там, где прекращается желание, прекращается и человек.»
Л. Фейербах
Регистрация
Главная Статьи Детская психология Как стать хорошим родителем

Как стать хорошим родителем

8rcmk49qkdfwh873q5h3.jpgМноголетняя практика показала и продолжает показывать, что каждый родитель рано или поздно в той или иной степени сталкивается с непониманием поведения или мышления своего ребенка.

И зачастую все попытки объяснить, что чадо еще просто не готово понять такие простые для взрослого человека вещи, что психофизиологическая, нервная (или проще - умственная) система его организма еще не сформирована и потому не может функционировать «на равных» с родительской, разбиваются уже на подходе…

Поэтому для начала немного теории.

Новорожденный малыш появляется на свет с уже сформированным набором нейронов, причем их количество превышает количество нервных клеток у взрослого человека, хоть и масса головного мозга новорожденного в четыре раза меньше.

Однако примерно к трем годам она достигает примерно три четверти своего окончательного веса. И именно процесс увеличения массы с точки зрения физиологии принято называть «ростом» и «развитием» головного мозга человека.

Такой скачок обусловлен не образованием новых нейронов, а ростом клеток, покрывающих нервные пути — глий, создающих так называемое миелиновое покрытие для сохранения и передачи нервного импульса.

Если не вдаваться в научные термины, нейроны — это маленькие клеточки с длинными «щупальцами», и соединяя их между собой, нейроны образуют глобальную сеть.

Нервный импульс передается по отросткам от одной нервной клетки к другой, создавая восприятие человека.

Однако без миелина импульс рассеивается между разными нейронами нелокально, нервные ткани попросту «не работают», движение получается хаотичным и нескоординированным.

В головном мозге новорожденного огромное количество нервных клеток с первоначальными связями, но миелина крайне мало, поэтому контроль над телом попросту отсутствует.

И миелинизироваться в формирующемся мозге ребенка станут те нейронные связи, по которым будут чаще проходить нервные импульсы, стимулированные внешними раздражителями.

В тех же отделах мозга, где активности нет — стимуляция отсутствует — нейроны и нейронные связи постепенно атрофируются, впадают в «спячку» ( то есть теоретически имеют возможность восстановления) или совсем погибают.

В общем, насыщенный и разнообразный жизненный опыт помогает построить и запечатлеть (мгновенно или путем повторения) те ассоциативные связи, которые необходимы для развития мозга. И именно он определяет в дальнейшем способности и возможности ребенка.

Учеными и исследователями в области работы головного мозга проведены различные опыты, подтверждающие эти теории.

Поэтому, мозг ребенка должен быть готов к каждой конкретной функции, должны сформироваться соответствующие нервные пути, закрепиться и начать функционировать —

  • сначала внешняя стимуляция, 
  • затем пробные действия, 
  • потом фиксация определенных навыков 
  • и, наконец, их закрепление.

И речь идет не только о физических способностях, естественно, но и о памяти, концентрации внимания, способах мышлении, целенаправленной деятельности.

В итоге нервный путь, проходящий через огромное множество нейронов, их отростки и синапсы, оказывается зафиксирован клетками глии — миелинирован, и хаотическая до того момента активность нервной системы теперь имеет определенное «направление».

Главное, что нужно понять из всего вышесказанного — это то, что процесс миелинизации нейронов головного мозга человека происходит постепенно и неравномерно, скачкообразно.

1. Первыми развиваются отделы медуллы ( костный мозг), понса и среднего мозга (примерно до года — полутора лет).

В этот период формируются функции, отвечающие за биологическое существование — миелинизируются участки мозга, отвечающие за работу всех внутренних органов, восприятия окружающего мира и простейших программ жизнедеятельности.

Ребенку предстоит научиться дифференцировать и интегрировать различные звуки и зрительные образы, соотносить собственные действия и реакцию на них окружающего мира, различать собственные ощущения – боли, страха, голода, холода, жажды.

2. Далее происходит развитие основных отделов коры головного мозга.
На этом этапе создаются программы, определяющие положение ребенка относительно окружающих.

Самое же важное заключается в том, что процесс миелинизации основных отделов коры головного мозга длится вплоть до четырех лет максимум.

То есть, именно до этого возраста управлять сам собой в должной мере ребенок еще не способен, его мозг просто не готов взять на себя контроль или анализ ситуации.

И именно к четырем годам ребенок начинает приближаться к тому самому человеку «разумному», берет под контроль свое поведение (в его элементарных формах), в голове начинают формироваться какие-никакие планы — он начинает думать о том, что и как он будет делать.

3. В третьем периоде развития кортекса (коры головного мозга) происходит формирование мышления и логики, то есть ума и интеллекта, вплоть до 7-8 лет.

Это период прежде всего связан с развитием сенсорики, умением оперировать словами и символами.

Ребенку предстоит запомнить и, главное, понять смысловое значение огромного количества слов, определений и понятий и научиться связывать их между собой.

К этому возрасту  многие дети способны говорить очень складно, вводя тем самым родителей в заблуждение относительно понимания этих речей самим ребенком.

На самом деле умение повторять услышанные и заученные когда-то где-то слова и даже сложные речевые обороты и способность использовать и понимать информацию, смысл, который они несут — это далеко не одно и то же.

Ребенок начинает размышлять в первую очередь о том, какой результат он хочет получить, а потом уже думает, что и как он будет делать.

Только с середины этого периода маленький человек начинает различать сон и явь, фантазии и реальность, игру воображения и объективную действительность.

4. Четвертый этап развития продолжается вплоть до периода полового созревания (примерно 12 лет).

Происходит миелинизация ретикулярной формации и лобных долей головного мозга – отделов, отвечающих за длительную концентрацию внимания.

Именно теперь ребенок может предполагать и анализировать весь спектр результатов, к которым его действия в принципе могут привести, а не только думать о том, какой результат он хочет получить, и что и как для этого надо делать.

Ребенок обладает способностью запоминать интересующую его информацию с самого рождения, но вот возможность делать это специально, да еще и пытаться объяснить своими словами, начинает формироваться только с 7-8 лет.

И к десяти годам (середина этапа) он уже может вполне целенаправленно заучивать необходимую информацию, а не только то, что вызывает интерес.

Но не раньше.

И причина этого довольно проста — контроль над произвольным вниманием, способность к тотальной концентрации окончательно закрепляется у ребенка только к концу формирования этого этапа, то есть примерно к 12 годам.

А до этого времени мозг ребенка реагирует на все сторонние раздражители, и внимание перетекает с одного на другое по принципу «куда ветер подул»…

Именно на этом этапе происходит формирование морали и нравственности — принятие того, что такое «хорошо» и что такое «плохо» согласно социальному окружению, то есть в большинстве случаев просто копирование отношения значимых взрослых (как правило, родителей) к окружающим.

Префронтальные (самые передние, находящиеся прямо под лобной костью) отделы коры головного мозга, отвечающие за формирование намерений человека и программ его поведения, продолжают миелинизироваться примерно до двадцати лет.

И именно здесь происходит интеграция нервных импульсов, идущих от всех наиважнейших областей коры головного мозга – затылочных, височных, теменных, с лимбических отделов коры.

В общем, вся работа мозга сходится и аккумулируется в префронтальных отделах кортекса.

Если проще: тут окончательно объединяются и и анализируются все ассоциативные связи для определения мыслительных и поведенческих реакций.

Если еще проще: это тот отдел головы, где на основании анализа прошлого человек принимает решения о своем будущем, переставая жить одним моментом.

Это только краткий обзор формирования и развития головного мозга, через этапы которого проходит каждый из «гомо сапиенс».

И хотя бы элементарные познания в этой области необходимы каждому, кто имеет или планирует обзаводиться потомством.

Потому что хороший родитель

  • это прежде всего родитель, осведомленный об этапах развития своего чада,
  • понимающий и принимающий трудности и задачи, встающие на каждом из этих этапов
  • и помогающий эти трудности преодолеть, а задачи решить в соответствии с возможностями ребенка, максимально естественно и гармонично.

Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?