Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«При психозе мир фантазии играет роль кладовой, откуда психоз черпает материал или образцы для построения новой реальности.»
Зигмунд Фрейд
Регистрация
Главная Статьи Я и социум Как научиться доверять

Как научиться доверять

doverrie.jpgКогда человек не доверяет, он обречен на психологическое одиночество. Чувство одиночества присутствует, независимо от того, что рядом семья, друзья, коллеги. Это состояние тянется годами, десятилетиями. Попытки справиться – это стандартные действия: увеличение социальных контактов, загрузка себя работой выше нормы, алкоголь и другое, но чувство никуда не девается, а с годами становится сильнее.

Когда мы не умеем доверять и соответственно открываться, нам трудно строить отношения. Накапливается ощущение нагрузки, тяжести, неудовлетворенности, которое со временем переходит в усталость, апатию…. Не радужная картинка.

Так можно ли научиться доверять, наполнить жизнь радостью, уверенностью, изменить то, что когда-то было сформировано?

Из опыта собственной практики скажу – можно! И еще - это нужно делать!

Формирование доверия - процесс, требующий времени

Также как долгое время, событие за событием  формировалось недоверие, так, шаг за шагом, встреча за встречей, мы учимся доверять. Формирование нового навыка  доверять, возможно, через построения новых, непохожих ни на что другое терапевтических отношений, где клиент научается слышать себя, осознать собственную ценность  и значимость для другого, учится получать поддержку (возможно впервые в жизни). Мы строим собственную внутреннюю опору, благодаря которой потом можно встречаться с миром, с другими людьми без опасений.
Терапевтический процесс для каждого уникален и неповторим. Мои клиенты делятся результатами, я благодарна за это проявление доверия и открытости, которые конечно возможны только при ощущении безопасности и защищенности, над созданием которых мы трудимся вместе. Знаю, что кому то это самораскрытие, эти несколько строк о себе, дают веру в собственные изменения.

Случай из практики

Мы работали с клиенткой А. около года. Отсутствие доверия к другим и себе стало для нее неожиданностью (она как раз видела себя открытой).

Она искренне считала и говорила: «Людям надо доверять и я делаю это… только каждый раз сталкиваюсь с предательством и обманом»).

Знаю, что люди ведут себя везде одинаково, только так, как умеют и сумела показать А. где и как она не доверяет мне. Протесты и несогласия ( «Ведь я вам открываюсь, рассказываю, я вас выбрала и значит доверяю») были постепенно сняты: я отражала клиентке ее слова и действия, ее контролирование ситуации, манеру держать себя, «фильтровать» высказывания, ее реагирование на мои высказывания. В обстановке бережной обратной связи, моей заинтересованности ею, она сумела увидеть, как глубоко внутри себя она ждет нападения , предательства от меня, причинения боли, встречного недоверия.Когда она осознала, как обстоят дела и приняла этот факт, мы составили план действий:
  • формировали правила, фиксировали их, обсуждали и держали на контроле
  • А. училась распознавать и называть собственные чувства и говорить о них мне (какими бы они ни были)
  • А. училась спрашивать о моих мыслях и отношении к ней, прежде чем составляла собственное, часто негативное представление, и наделяла меня им (тоже самое конечно происходило и с другими людьми)
  • мы «экспериментировали» в жизни, за пределами кабинета и проверяли, как работает новый формирующийся навык в общении с другими людьми.
За время работа А. изменилась. И изменилась ее жизнь. Мужчину, с которым она жила, которому не доверяла и создавала дистанцию, увидела надежным и самый лучшим для себя. Отношения в паре развернулись в сторону взаимного доверия, признательности и благодарности друг другу.

А. выражает благодарность за тот путь, что мы прошли вместе. Думаю, ее слова будут поддержкой для тех, что сомневается, получится ли у него прийти к своим результатам.


Автор: Ашмарина Елена Владимировна

Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?