«Возможно, мы все немного отклоняемся от истины, называя свой календарный возраст, так как не учитываем, что наша жизнь началась на несколько месяцев раньше. Истинное начало новой жизни – это оплодотворение» — А.И. Брусиловский.
Еще во чреве матери ребенок живет своей, во многом таинственной жизнью. Он реагирует как на материнский голос, так и на ее настроение. Но когда он начинает по-своему понимать? Мы и, особенно беременные мамочки, должны понимать, что ребёнок внутри тела матери очень рано начинает воспринимать внутренний и внешний мир. Некоторые сейчас говорят, что ребенок все чувствует и понимает. Последние медицинские исследования все больше и больше говорят нам о том, что сенсорные способности плода (т.е. части нервной системы, органы чувств и т.д.) начинают развиваться ОЧЕНЬ рано, а точнее в первые месяцы после зачатия: «На 14-й неделе после зачатия были обнаружены и сфотографированы такие реакции, как скашивание глаз и насмешливая улыбка. С 6-го месяца беременности фиксируются надутые губы, хмурый взгляд, напряжение мышц вокруг глаз. К 11-й неделе беременности руки и ноги ребенка реагируют на раздражение волоском, а к 17-ой неделе все части его тела отвечают движениям матери и ее прикосновениям, что говорит о высокой проводимости нервного импульса» (Е.В. Могилевская, О.С. Васильева). То есть последние данные подтверждают давно известную мысль, что внутри у мамы не плод, а РЕБЕНОК, который чувствует и воспринимает.
У него есть одно большое отличие от нас с вами: он воспринимает мир через одну большую призму – МАМУ!!!! Она тот человек, который говорит (с помощью тела) как ему следует реагировать на те или иные звуки, ощущения, конфликты. Благодаря спазму сосудов на грубый мужской голос она формирует у ребенка внутри ощущение напряжения при таком голосе; если при прослушивании приятной музыки она расслабляется, ее сердцебиение успокаивается и крови в матку поступает много, то ребенок автоматически впитывает это ощущение и сходным образом будет реагировать после рождения на эту музыку.
И так как ребенок АБСОЛЮТНО зависим от матери, то внутриутробно он получает очень критичные состояния по принципу ВСЕ или НИЧЕГО. Очень часто все проблемы взрослого человека на тему ЖИЗНИ и СМЕРТИ связаны с его внутриутробным опытом развития. Дети внутриутробно и в 1ый год не могут ничего сделать для себя сами и то, в какой среде они вынашиваются и растут, формирует базовое основополагающее отношение к миру. Ребенок отвечает себе на вопрос: Могу ли я доверять этому миру?
Следовательно, если внутриутробный опыт отмечен травматическими переживаниями: желанием аборта матерью, акты насилия или близкие к смерти переживания матери, то психика уже к рождению отягощена определенной шоковой реакцией и первичной базовой тревогой. И из-за слабости защитных механизмов внутриутробного ребенка эти ощущения запечатлеваются глубоко в бессознательной памяти. Следовательно, если такой ребёнок в дальнейшем столкнётся с угрожающими жизни ситуациями, то есть большая вероятность того, что он не сможет пережить ее без панических атак, нарушений здоровья или других психических расстройств. И противоположный опыт в виде безопасности, радости, релаксации, единства так же останется в психике человека и будет давать ему огромный ресурс в неприятных ситуациях жизни. Такой человек будет уметь расслабляться, будет не бояться вступать в отношения единства, женщина будет хорошо беременеть и вынашивать. Перинатальные переживания становятся частью нашего бессознательного вегетативного обучения и процесса адаптации.
Так с какими же стимулами ребенок сталкивается внутриутробно?Жизнь внутри матери очень многие исследователи сравнивают с ощущением рая, благоденствия, первичного чувства единства. Ребенок пассивен, все что ему нужно у него есть и поставляется автоматически даже без его желания. Ребенок абсолютно защищен, у него поддерживается постоянная температура, приток питательных веществ и кислорода дают ощущение отсутствия потребностей. Если у матери нет проблем в этот период, жизнь ребенка стабильна и ничем не отягощена. Уже после рождения многие из нас бессознательно страдают от потерянного рая и есть мнение психотерапевтов, что мифы о рае, о земле обетованной, о самадхи и т.д. – это наша тоска по этому периоду нашей жизни.
Как пишет Е.В. Магилевская: «Начиная со второго триместра ребенок ведет очень активную жизнь: плавает, брыкается, кувыркается, икает, вздыхает, мочится, глотает амниотическую жидкость, возбуждается при шуме и волнении матери, успокаивается, когда мать спокойна. Он рассматривает свое тело, пальцы рук и ног, трогает и поглаживает себя и плаценту. Он спит и бодрствует, причем во время сна видит сны (это подтверждает изучение волновой активности мозга ребенка в утробе). В минуты опасности (когда мать резко встает, прыгает или падает, или если она сильно напугана) плод хватается за пуповину».
Более того, мы говорим не только о внутриутробном развитии ребенка, мы говорим о развитии будущего мужчины или женщины и уже внутриутробно имеется большая разница в их восприятии мира: «У девочек во внутриутробный период более развиты коммуникативные навыки, и они больше времени проводят, приблизившись к стенке матки и слушая звуки человеческой речи, а мальчики более развиты моторно, проводя больше времени в физических упражнениях и движениях» — О.С. Васильева.
Существует множество биологических механизмов передачи материнских эмоций ребенку. Когда мать чувствует тревогу, ее тахикардия в считанные секунды вызывает тахикардию у ребенка, а когда испытывает страх, плод через 50 секунд может испытывать гипоксию из-за изменившегося состава крови в матке. Французский психоаналитик Франсуаза Дольто обнаружила ранние истоки детских неврозов и болезней: «Оказалось, что события, которые произошли в семье человека, пускай даже до его рождения, когда он был зародышем в материнской утробе, — если его мать страдала от них и у нее не было никого, с кем она могла бы об этом поговорить, эти события способны вызвать у неродившегося младенца невроз. Этот ребенок своим телом будет выговаривать страдание, которое убила в себе его мать».
Некоторые виды депрессии также могут закладываться внутриутробно. Если мать из-за болезни или сильного расстройства, или нежелания своего ребенка лишает его своей любви, внимания и эмоциональной поддержки, эта утрата вызывает у него депрессию. Результат – апатичный новорожденный или постоянно обиженный ребенок в будущем. Мы можем говорить, по меньшей мере, о трех каналах, обеспечивающих возможность общения матери и ребенка: химическое или гормональное, поведенческое общение, эмоциональная связь.
Но не стоит воспринимать информацию так, что любое маломальское ощущение стресса приводит к необратимым последствиям. На самом деле, кратковременные перепады настроения матери готовят ребенка к переживанию нормативного стресса в будущем. Травмирующим же являются только длительные, устойчивые или крайне интенсивные события в жизни матери и ее мысли и отношение к ребенку, себе и к отцу. Более того, у ребенка есть несколько форм защиты: механический (водная оболочка, матка, подкожная жировая прослойка, кожа матери), и гормональный фон матери, который формирует особенности ее психики и настраивает на ребенка и защиту его (об этом в следующей статье).
«Многие женщины во время беременности говорят о том, что у них появляется рефлекс защищать своего ребенка как существо, уже рожденное. По этой причине они сознательно подавляли в себе нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его. В это время ребенок «записывал» на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывалась основа сильного, выносливого человека» — Андре Бертин.
А.И. Захаров выделил несколько сфер, наиболее опасных для беременных женщин:
Существуют клинические данные, когда у матери, которая боялась поправиться и потерять фигуру, рождался ребенок с неразвитым или коротким пищеводом; у ребенка матери, которая переживала измену мужа, в будущем выявляются нарушения в развитии органов малого таза; нежелание матери отпускать ребенка и подольше находится в состоянии беременности приводят к переношенности, слабости родовой деятельности или обвитию пуповины в родах.
Несмотря на занятость, матери и отцы должны находить время для общения со своим ребенком, для решения своих проблем и для формирования своей материнской и отцовской компетенции. Хотим подчеркнуть, что природа отблагодарит родителей и особенно мать за ее осознанное родительство. Форма благодарности может быть самой различной: