Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Кто раздувает пламя ссоры, тот не должен жаловаться, если искры попадают ему в лицо.»
Бенджамин Франклин
Регистрация
Главная Статьи Мое будущее дитя Беременность и 1ый год жизни. Значение этих периодов.

Беременность и 1ый год жизни. Значение этих периодов.

Depositphotos_2.jpgКогда мы говорим о проблемах взрослого человека, то при вопросе откуда все началось мы обязательно дойдем до перинатального периода и/или первого года жизни ребенка. Так много закладывается в эти периоды, что переоценить значимость перинатальной психологии просто невозможно. Мы приступаем к циклу статей, которые будут описывать различные феномены семейной системы и системы матери и ребенка в этот самый важный, тревожный, значимый и в то же время критический момент жизни для всей семьи. Мы будем говорить и о развитии ребенка, и о развитии матери, и о роли отца, бабушек и дедушек в этот период и о том, как и на каком этапе можно что-то исправить.

Все статьи данного блока будут придерживаться следующих принципов, дабы отсеять читателей, которые придерживаются другой точки зрения:
  1. Человек – это не набор генов, которые под действиями окружающей среды могут проявиться или нет. Человек – это фенотип, т.е. активно воздействующий на свое развитие сам и с помощью родителей и среды.
  2. Все развитие телесное, соматическое и тем более неврологическое тесно связано с развитием психологическим и эмоциональным, а говоря про внутриутробное развитие, мы говорим только о ПСИХОФИЗИОЛОГИИ!
  3. Первичное, базовое здоровье закладывается от зачатия до конца первого года жизни ребенка;
  4. Существует тесная связь между эмоциональным опытом и переживаниями беременной женщины и эмоциональным опытом ее ребенка.
«Возможно, мы все немного отклоняемся от истины, называя свой календарный возраст, так как не учитываем, что наша жизнь началась на несколько месяцев раньше. Истинное начало новой жизни – это оплодотворение» — А.И. Брусиловский.

Еще во чреве матери ребенок живет своей, во многом таинственной жизнью. Он реагирует как на материнский голос, так и на ее настроение. Но когда он начинает по-своему понимать? Мы и, особенно беременные мамочки, должны понимать, что ребёнок внутри тела матери очень рано начинает воспринимать внутренний и внешний мир. Некоторые сейчас говорят, что ребенок все чувствует и понимает. Последние медицинские исследования все больше и больше говорят нам о том, что сенсорные способности плода (т.е. части нервной системы, органы чувств и т.д.) начинают развиваться ОЧЕНЬ рано, а точнее в первые месяцы после зачатия: «На 14-й неделе после зачатия были обнаружены и сфотографированы такие реакции, как скашивание глаз и насмешливая улыбка. С 6-го месяца беременности фиксируются надутые губы, хмурый взгляд, напряжение мышц вокруг глаз. К 11-й неделе беременности руки и ноги ребенка реагируют на раздражение волоском, а к 17-ой неделе все части его тела отвечают движениям матери и ее прикосновениям, что говорит о высокой проводимости нервного импульса» (Е.В. Могилевская, О.С. Васильева). То есть последние данные подтверждают давно известную мысль, что внутри у мамы не плод, а РЕБЕНОК, который чувствует и воспринимает.

У него есть одно большое отличие от нас с вами: он воспринимает мир через одну большую призму – МАМУ!!!! Она тот человек, который говорит (с помощью тела) как ему следует реагировать на те или иные звуки, ощущения, конфликты. Благодаря спазму сосудов на грубый мужской голос она формирует у ребенка внутри ощущение напряжения при таком голосе; если при прослушивании приятной музыки она расслабляется, ее сердцебиение успокаивается и крови в матку поступает много, то ребенок автоматически впитывает это ощущение и сходным образом будет реагировать после рождения на эту музыку.

И так как ребенок АБСОЛЮТНО зависим от матери, то внутриутробно он получает очень критичные состояния по принципу ВСЕ или НИЧЕГО. Очень часто все проблемы взрослого человека на тему ЖИЗНИ и СМЕРТИ связаны с его внутриутробным опытом развития. Дети внутриутробно и в 1ый год не могут ничего сделать для себя сами и то, в какой среде они вынашиваются и растут, формирует базовое основополагающее отношение к миру.  Ребенок отвечает себе на вопрос: Могу ли я доверять этому миру?

Следовательно, если внутриутробный опыт отмечен травматическими переживаниями: желанием аборта матерью, акты насилия или близкие к смерти переживания матери, то психика уже к рождению отягощена определенной шоковой реакцией и первичной базовой тревогой. И из-за слабости защитных механизмов внутриутробного ребенка эти ощущения запечатлеваются глубоко в бессознательной памяти. Следовательно, если такой ребёнок в дальнейшем столкнётся с угрожающими жизни ситуациями, то есть большая вероятность того, что он не сможет пережить ее без панических атак, нарушений здоровья или других психических расстройств. И противоположный опыт в виде безопасности, радости, релаксации, единства так же останется в психике человека и будет давать ему огромный ресурс в неприятных ситуациях жизни. Такой человек будет уметь расслабляться, будет не бояться вступать в отношения единства, женщина будет хорошо беременеть и вынашивать. Перинатальные переживания становятся частью нашего бессознательного вегетативного обучения и процесса адаптации.

Так с какими же стимулами ребенок сталкивается внутриутробно?

Depositphotos_3.jpgЖизнь внутри матери очень многие исследователи сравнивают с ощущением рая, благоденствия, первичного чувства единства. Ребенок пассивен, все что ему нужно у него есть и поставляется автоматически даже без его желания. Ребенок абсолютно защищен, у него поддерживается постоянная температура, приток питательных веществ и кислорода дают ощущение отсутствия потребностей. Если у матери нет проблем в этот период, жизнь ребенка стабильна и ничем не отягощена. Уже после рождения многие из нас бессознательно страдают от потерянного рая и есть мнение психотерапевтов, что мифы о рае, о земле обетованной, о самадхи и т.д. – это наша тоска по этому периоду нашей жизни.

Как пишет Е.В. Магилевская: «Начиная со второго триместра ребенок ведет очень активную жизнь: плавает, брыкается, кувыркается, икает, вздыхает, мочится, глотает амниотическую жидкость, возбуждается при шуме и волнении матери, успокаивается, когда мать спокойна. Он рассматривает свое тело, пальцы рук и ног, трогает и поглаживает себя и плаценту. Он спит и бодрствует, причем во время сна видит сны (это подтверждает изучение волновой активности мозга ребенка в утробе). В минуты опасности (когда мать резко встает, прыгает или падает, или если она сильно напугана) плод хватается за пуповину».

Более того, мы говорим не только о внутриутробном развитии ребенка, мы говорим о развитии будущего мужчины или женщины и уже внутриутробно имеется большая разница в их восприятии мира: «У девочек во внутриутробный период более развиты коммуникативные навыки, и они больше времени проводят, приблизившись к стенке матки и слушая звуки человеческой речи, а мальчики более развиты моторно, проводя больше времени в физических упражнениях и движениях» — О.С. Васильева.

Существует множество биологических механизмов передачи материнских эмоций ребенку. Когда мать чувствует тревогу, ее тахикардия в считанные секунды вызывает тахикардию у ребенка, а когда испытывает страх, плод через 50 секунд может испытывать гипоксию из-за изменившегося состава крови в матке. Французский психоаналитик Франсуаза Дольто обнаружила ранние истоки детских неврозов и болезней: «Оказалось, что события, которые произошли в семье человека, пускай даже до его рождения, когда он был зародышем в материнской утробе, — если его мать страдала от них и у нее не было никого, с кем она могла бы об этом поговорить, эти события способны вызвать у неродившегося младенца невроз. Этот ребенок своим телом будет выговаривать страдание, которое убила в себе его мать».

Некоторые виды депрессии также могут закладываться внутриутробно. Если мать из-за болезни или сильного расстройства, или нежелания своего ребенка лишает его своей любви, внимания и эмоциональной поддержки, эта утрата вызывает у него депрессию. Результат – апатичный новорожденный или постоянно обиженный ребенок в будущем. Мы можем говорить, по меньшей мере, о трех каналах, обеспечивающих возможность общения матери и ребенка: химическое или гормональное, поведенческое общение, эмоциональная связь.

Depositphotos_4.jpgНо не стоит воспринимать информацию так, что любое маломальское ощущение стресса приводит к необратимым последствиям. На самом деле, кратковременные перепады настроения матери готовят ребенка к переживанию нормативного стресса в будущем. Травмирующим же являются только длительные, устойчивые или крайне интенсивные события в жизни матери и ее мысли и отношение к ребенку, себе и к отцу. Более того, у ребенка есть несколько форм защиты: механический (водная оболочка, матка, подкожная жировая прослойка, кожа матери), и гормональный фон матери, который формирует особенности ее психики и настраивает на ребенка и защиту его (об этом в следующей статье).

«Многие женщины во время беременности говорят о том, что у них появляется рефлекс защищать своего ребенка как существо, уже рожденное. По этой причине они сознательно подавляли в себе нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его. В это время ребенок «записывал» на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывалась основа сильного, выносливого человека» — Андре Бертин.

А.И. Захаров выделил несколько сфер, наиболее опасных для беременных женщин:
  1. Переживания из-за отношений с супругом, супружеские конфликты. Приводят к эмоциональной неудовлетворенности, отсутствию рефлекторного крика новорожденного (чаще у мальчика), у девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша;
  2. Сильные, длительные волнения в самом начале беременности. Стабильная удерживаемая тревожность отражается на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек;
  3. Состояния устойчивой, хронической эмоциональной неудовлетворенности у беременной образуют стрессовый комплекс в виде повышенной раздражительности, нарушения сна, подверженности испугам и семейным переживаниям у ребенка в будущем;
  4. Перегрузки в учебе или на работе в ходе беременности способствуют быстрым и стремительным родам;
  5. Нарушение сна при беременности для мальчиков чревато обвитием пуповины вокруг шеи при рождении, а для девочек – быстрыми, стремительными родами.
Существуют клинические данные, когда у матери, которая боялась поправиться и потерять фигуру, рождался ребенок с неразвитым или коротким пищеводом; у ребенка матери, которая переживала измену мужа, в будущем выявляются нарушения в развитии органов малого таза; нежелание матери отпускать ребенка и подольше находится в состоянии беременности приводят к переношенности, слабости родовой деятельности или обвитию пуповины в родах.

Несмотря на занятость, матери и отцы должны находить время для общения со своим ребенком, для решения своих проблем и для формирования своей материнской и отцовской компетенции. Хотим подчеркнуть, что природа отблагодарит родителей и особенно мать за ее осознанное родительство. Форма благодарности может быть самой различной:
  1. В значительном уменьшении трех отрицательных компонентов, присущих беременности: усталость, беспокойство, страх;
  2. Более легкие роды с итоговым ощущением единства с ребенком;
  3. Ребенок, выношенный осознанно и со светлыми ощущениями будет легче поддаваться воспитанию, меньше болеть, легче идти на контакт.
Таким образом, все более ясной в последнее время становится связь внутриутробного развития ребенка с его проблемами во взрослой жизни, и мы должны ответственно и серьезно относиться к первичному здоровью, как к фундаменту всего будущего ребенка, а следовательно, человека. Все больше мы утверждаемся в том, что не только здоровое питание, режим отдыха и гигиена формируют здоровье, а, в большей степени, связь ребенка с матерью, готовность к нему, желание его рождения, контакт с ним в период вынашивания и 1ый год создают весь вектор его дальнейшей жизни. Надо сказать, что после рождения перинатальная травма может усилиться, а может, наоборот, раствориться во взаимодействии матери и ребенка после родов. Поэтому очень важно иметь поддержку в этот период, чтобы возможно было вовремя все скорректировать!


250.jpgЦентр психологического консультирования и психотерапии «Психология74»

Адрес: г. Челябинск, ул. Курчатова, д 5В, оф. 308;
Телефон: +7 (351) 750-47-67


Автор: Белан Анастасия Александровна

Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?