Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Там, где прекращается желание, прекращается и человек.»
Л. Фейербах
Регистрация
Главная Статьи Мое будущее дитя Проблемы грудного вскармливания. Важность для матери и ребенка!

Проблемы грудного вскармливания. Важность для матери и ребенка!

breastfeeding_2.JPGВ статье делается попытка выделить ряд проблем, осложняющих естественный процесс грудного вскармливания и мешающих женщине становиться «обычной преданной матерью». Рассмотрен вопрос табу на грудное вскармливание в обществе, которое выражается в агрессивном сцеживании, необоснованном переводе детей на искусственное питание, раннем завершении кормления ребенка материнским молоком. Ранний докорм новорожденных детей приводит к раннему опыту умирания, который предположительно является пусковым механизмом образования ранних детских проблем.

Взаимодействие с матерью является ключевым фактором формирования психики ребенка, а кормление грудью – центральный момент этого взаимодействия. «Подавляющее число матерей может и должно кормить грудью, но по данным ВОЗ не более 35% матерей в мире кормят ребенка до четырех месяцев исключительно грудью».

Но существует ряд проблем, осложняющих естественный процесс грудного вскармливания и мешающих женщине становиться хорошей, преданной матерью и формировать здоровые отношения с ребенком.

Во-первых, грудное вскармливание, как это ни странно, табуированная тема в обществе. Природу этого табу обсудим позже, пока же отметим распространённую практику нарушения естественного женского стремления кормить грудью. Первый – это отделение ребенка от матери с помощью раннего докорма смесями и суррогатами груди. Женщина постепенно уходит от кормления грудью на искусственное вскармливание, символически теряя грудь и так и не получив шанс на кормление. Второй — это агрессивное сцеживание у тех мам, которые все же решились кормить. Агрессивное сцеживание вызывает страх у матерей перед кормлением и выработкой молока в груди, и мамы также рано заканчивают кормить, т.к. кормление связывается с болью и проблемами с грудью.

Во-вторых, у большинства мам отсутствует свой младенческий опыт кормления, что приводит к нечувствительности матери к стимулам ребенка. Мать не может расшифровать физиологические потребности ребенка, которые он выражает в беспокойстве и плаче. У мамы возрастает тревога, и она заменяет удовлетворение потребности ребенка своими. В первые дни после рождения это может приводить к ухудшению его соматического состояния и его здоровье ухудшается.

Рассмотрим этот опыт на примере «желтухи новорожденных». С первых дней жизни ребенку необходимо получать молозиво. Молозиво обладает удивительными свойствами, одно из них —  это слабительный эффект. Молозива в груди не много и давать его нужно постоянно, но мать, испытывая непереносимую тревогу перед плачем ребенка, не выдерживает, и дает ребенку вместо молозива смесь. Смесь задерживает выход мекония (меконий – первородный кал.), билирубин не выводится вовремя и его уровень повышается. Ребенок становится вялым, реже прикладывается, рефлексы становятся невыраженными, он уходит в «токсичный» сон. Маме нужно будить и тормошить ребенка на кормление, чего она не делает, т.к. ребенок не плачет, тревоги у матери не возникает, и ситуация усугубляется пока его не забирают на лечение врачи. Можно сравнить эту ситуацию с опытом тяжелой болезни у ребенка первых дней, и считать такой опыт глубоко травматичным.

В-третьих, ослаблена роль отца в семье, основной функцией которого является отделение ребенка от матери.

Забота мамы – главное условие выживания и адаптации ребенка в мире, а концентрированным выражением и символом материнской заботы является грудное молоко.  Оно максимально соответствует пищевым требованиям ребёнка в период грудного вскармливания, а также выполняет функции иммунной защиты и регуляции роста.

Для мамы же кормление ребенка связанно с особым эмоциональным состоянием, подкрепленным гормонами. Именно это помогает маме быть чувствительной к потребностям ребенка и отвечать на них адекватно. В настоящее время ведется пропаганда грудного вскармливания, но большая часть женщин по сложившейся порочной традиции кормит детей из бутылочки смесью.

Табу на кормление грудью

В обществе существует неоднозначное отношение к кормлению грудью. С одной стороны, величайшие шедевры искусства воспевают кормящую мать, с другой -  женщины сталкиваются с запретами, завуалированными под ложные правила. Примерами таких запретов могут быть: запрет на кормление по требованию (кормление по часам), запрет давать ребенку только грудь (соска и бутылка, как необходимый атрибут ухода за ребенком), запрет на кормление ребенка после 6-12 месяцев, т.к. в молоке больше ничего полезного для ребенка нет. Кормление окружено множеством мифов, некритичное восприятие которых, ведет к быстрому завершению выработки молока.

С одной стороны, совместная палата создаёт условия для формирования хороших отношений между матерью и ребенком, но, по моим наблюдениям, женщины были чаще всего дезориентированы и демонстрировали крайнюю беспомощность, очевидно испытывая страх, раздражение, гнев, злость, враждебность. Перед ребёнком они явно ощущали беспомощность и плакали, не понимали, что нужно с ним делать.  Раздражались на ослабленных «вяло сосущих» детей, которым нужна была стимуляция к кормлению (к жизни). Раздражались и злились на ребенка «рассосавшего и истерзавшего» грудь. Даже медленное одевание кричащего ребенка явно указывало на страх и отвержение.  Когда ребёнок брал и сосал грудь, на лицах мам часто наблюдалась вся концентрация неприятных чувств. Уверена, что именно чувства мамы в момент первых прикладываний младенца к груди могут считаться показателем её готовности к симбиотическим отношениям с ребенком. Кроме того, со стороны близких, медиков и общества в целом начинается настоящий прессинг.

breastfeeding_3.JPGНа одну рекомендацию консультанта по лактации обычно приходится, как минимум, пять «бытовых» рекомендаций со стороны. Эти бездумные рекомендации не только не помогают матери, а зачастую исключают возможность кормить ребенка легко и правильно. Например, кормить ребенка раз в три часа, чтобы накопить молоко в груди (хотя молоко содержит вещество – ингибитор лактации и если молоко не выводить из груди, то это приводит к уменьшению его продукции), необоснованно допаивать здорового ребенка до 6 месяцев водой (хотя в молоке 87% — это вода), дать новорожденному вместо материнского молозива – смесь (что является метаболическим стрессом для ребенка, ведет к риску высоких показателей билирубина в крови).

Корни подавляющего мать влияния мы можем увидеть в исторически сложившихся традициях. Многие годы в роддомах были только раздельные палаты, существовала система «разноса детей по часам». Раз в 3 часа женщинам приносили детей на кормление. Детские медсестры за детьми ухаживали сами, пеленали, докармливали, т.е. большую часть времени малыши проводили отдельно от мам. Система «раз в три часа» соответствовала потребностям общества в работницах. Женщина должна была быть матерью, кормить какое-то время и выйти на работу, отдав ребенка в ясли после 3х месяцев. То есть, поручив своего малыша на попечение «большой матери» — государства, которое вырастит тех, кто ему нужен, не думая об индивидуальной личности ребенка.

Совместные палаты устроены по-другому. Мама и ребенок вместе с первых дней. После естественных родов ребенка поднимают в палату вместе с мамой, а после кесарева отдают через сутки, как только женщина сможет сама встать.  За многие годы существования роддомов с «системой разноса детей» матерями был утерян опыт ухода и кормления новорожденных с первых дней, а докорм детей в период молозива, беспорядочное сцеживание, мытье груди перед кормлением, поедание орехов «для жирности молока» остались. Мифы изживаются долго.

Беспомощность ребенка, удвоенная беспомощностью матери трагична, и именно в этот момент им обоим требуется поддержка со стороны. В старые времена такой женщиной была повитуха, которая вкладывала ребенка в руки, прикладывала к груди, объясняла уход за ним, а пестования и потешки передавали девочкам информацию о материнских функциях. Иначе роль матери для женщины становится невыносимой ношей.

Материнский уход, забота, взаимодействие мамы и ребенка закладывают базис будущей личности, с определенным характером и восприятием мира, поскольку приём родов, первичный уход и вскармливание – базовые элементы человеческой культуры. Для новорожденного мама – это он сам в этом мире, его связь с миром и с собственными желаниями. Мама и ребенок постоянно взаимодействуют и от чувствительности и наблюдательности мамы, ее терпения, зависит гармоничное развитие ребенка.

Младенец с первых дней сообщает нам свои желания с помощью тела. Сообщения разрозненны, но внимательно наблюдая, мы можем увидеть элементы бессловесного «диалога» с миром. Наблюдая за развитием и взаимодействием матери и ребенка, мы можем увидеть, как день ото дня формируется телесное Я.

Новорожденный с помощью движения глаз показывает, что он удивлен и старается запечатлеть необычную ситуацию. К примеру, если первые сутки ребенка кормили в детской палате, а после мы пытаемся его приложить к груди, то малыш широко откроет глаза, как бы удивляясь, и мы можем наблюдать, как его взор около минуты будет хаотично блуждать по груди. После такого запечатлевания, ребенок открывает рот, и мама может вложить ему грудь. Считаю, что необходимо рассматривать грудное вскармливание как особый тип отношений с матерью. Кормящая грудью мать формирует особую телесную связь с малышом. Пропуск кормления влечёт за собой застой молока и повышение температуры у матери. Обычно одного раза достаточно, чтобы мама поняла, что отлучаться надолго ей нельзя пока ребенок совсем маленький.

Сосание помогает ребенку снять тревогу относительно тела. У ребенка пока еще не сформировалась схема тела, нет целостного восприятия мира и себя самого и любой физический дискомфорт в теле (например, желание дефекации) становится непереносимым, и ребенок плачет. Кормящая мама помогает, и в момент кормления дети легче опорожняются. Молоко помогает настроить работу организма в нужном режиме, гормоны счастья вырабатываются вместе с молоком и положительно влияют на обоих участников взаимодействия.

Поразительно, что беспомощную и нуждающуюся в поддержке мать, окружение изолирует от насущно необходимых ей знаний об адекватном кормлении, крайне важном для развития ребенка. Женщина после родов практически не получает поддержки от окружающих и стремится быстрее завершить кормление. Постоянно сталкиваешься с множеством мифов, страхов, неадекватных рекомендаций, подчас обладающих явной жестокостью по отношению к матери.

В обществе не принято говорить о проблемах с грудью. По моим наблюдениям, такое символическое отрицание груди у женщин происходило у тех мам, у которых были сложные отношения с их авторитарными мамами.  Можно представить, что большая авторитарная мать как бы забирает у женщины право кормить и быть матерью. Недаром слово mamma на латинском языке обозначает грудь. Фундамент психики ребенка закладывается на первом году жизни.

Часто мамы спрашивают меня, как развивать своего ребенка на первом году жизни и ответ очень простой. В гармоничное развитие входит много компонентов, но один из них (основной) – это кормление ребенка грудью по пищевому требованию. Существует мнение, что искусственное вскармливание не отличается от грудного, но это неправда. Чтобы принимать решение в пользу смеси, необходимо иметь достаточно веские основания. Вы должны понимать, что искусственное вскармливание – это вариант выхода, когда молока нет, когда мама болеет, это способ накормить маленького ребенка, когда категорически нет другого выхода. Но говорить о норме искусственного вскармливания неправильно, так как оно оказывает свое влияние на здоровье и развитие малыша.


Автор: Осипова М.С., детский психоаналитик и специалист по грудному вскармливанию.250.jpg

Центр психологического консультирования и психотерапии «Психология74»

Адрес: г. Челябинск, ул. Курчатова, д 5В, оф. 308;
Телефон: +7 (351) 750-47-67
 



Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?