Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Кто раздувает пламя ссоры, тот не должен жаловаться, если искры попадают ему в лицо.»
Бенджамин Франклин
Регистрация
Главная Статьи Чувства и эмоции Стресс. Что это такое?

Стресс. Что это такое?

ansiedad_2.jpgЖизнь современного человека и стресс идут рука об руку: стресс на работе, стресс дома, стресс по дороге из дома на работу, стресс от чтения сводок новостей и курсов валют – каждый из нас испытывает стресс ежедневно и ежечасно. При этом очень часто под стрессом понимается что-то крайне негативное, неприятное, травматичное, одним словом, что-то такое, с чем хочется сталкиваться как можно реже. Однако такая бытовая трактовка понятия «стресс» вовсе не соответствует его научному пониманию. Эта статья – первая из цикла материалов, отражающих то, как понимают стресс врачи, физиологи, психологи и иные специалисты в области теории стресса. Итак, приступим… 

Так что же все-таки стоит понимать под «стрессом»? Вот какое определение дает, к примеру, Ганс Бруно Селье, один из основоположников теории стресса: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса»
 
Говоря проще, под стрессом стоит понимать ответную реакцию организма на любой раздражитель (стрессор, стрессорный фактор), целью которой является приспособление к нормальному функционированию в новых условиях. И поскольку эта реакция неспецифическая, в своем течении она всегда имеет ряд определенных стадий и закономерностей, не зависящих от характера раздражителя, интенсивности и длительности его воздействия и многих других параметров.

Так все тот же Селье выделял три стадии развития стресса. Первая — мобилизация как бы по тревоге адаптационных возможностей организма – «стадия тревоги» («стадия острого стресса»). На этой стадии организм по максимуму мобилизует все свои ресурсы. Физиологически это обеспечивается выбросом адреналина и норадреналина, результатом которого становятся учащенное дыхание и сердцебиение, повышение тонуса мышц, сужение сосудов всех органов и систем за исключением мозга и сердца (так называемая централизация кровообращения, необходимая для того, чтобы обеспечить в первую очередь работу самых жизненно важных органов в условиях стресса), а также ощущение тревоги, которая в дальнейшем преобразуется либо в страх, либо в агрессию (впрочем, об этом чуть ниже) – все это необходимодля того, чтобы справиться с раздражителем, вызывающим стресс, в максимально короткий срок. Сделать это можно двумя путями: первый – активно воздействовать на раздражитель, дабы устранить его либо его негативное воздействие. В этом случае тревога преобразуется в агрессию. Вот простейший пример такой ответной реакции на стресс: в общественном транспорте вам в давке наступил на ногу стоящий рядом человек (внешний раздражитель), на что вы, следуя за испытываемым раздражением, просите его убрать ногу со своей ноги, тем самым устраняя негативное воздействие раздражителя. Более драматичный пример – проявление ответной агрессии в конфликтной ситуации, то есть, образно говоря, «ответ ударом на удар». Такая реакция эффективна в том случае, если интенсивность стрессового воздействия невысока, и организму вполне по силам справиться с ней без каких-либо серьезных негативных последствий (причем как физических, так и, что немаловажно, социальных).

Второй вариант реагирования – так называемое «бегство», то есть устранение из поля воздействия раздражителя. Такая реакция эффективна в тех случаях, когда внешний раздражительнастолько силен, что справиться с ним без отрицательных для себя последствий не представляется возможным. В данном случае движущей эмоцией будет страх. К примеру, если на десятилетнего ребенка пытаются напасть три четырнадцатилетних подростка, он, конечно, может попытаться проявить ответную агрессию, но гораздо эффективнее и безопаснее для него будет поддаться страху и просто убежать.

Если к воздействию стрессового фактора удается приспособиться, устранив его или избежав, на первой стадии развития стресса – человек, как правило, возвращается к своему повседневному  функционированию без каких-либо существенных последствий для своего физического и душевного состояния. Идеальным вариантом для разрешения стрессовой ситуации в короткие сроки первой стадии является «гибкое» чередование реакций первого и второго типа в зависимости от конкретной ситуации: иногда проще и эффективнее убежать, а иногда — ответить. Такая стратегия обеспечивает адекватное приспособление к изменениям окружающей среды (или творческое приспособление, если говорить на языке гештальт-терапии).

ansiedad_3.jpgКогда же в силу каких-либо причин и факторов начинает преобладать лишь один вариант реагирования вне зависимости от характера стрессовой ситуации, общая стратегия поведения в стрессе оказывается не то, чтобы неэффективна, но и зачастую попросту деструктивна. Так если человек в силу своих убеждений, например, считает, что бегство – удел трусов, и всегда необходимо отвечать ударом на удар, это неминуемо приведет к проявлению агрессии там, где без нее вполне можно обойтись. Разумеется, такая патологическая стратегия чаще характерна для мужчин и проявляется как раз в чрезмерной агрессивности, которая неизбежно будет вести к постоянным столкновениям и конфликтам с окружающими по поводу и без, зачастую даже во вред себе. Можно вспомнить все тот же пример с десятилетним ребенком: если он считает, что в столкновении с тремя четырнадцатилетними подростками бегство – проявление трусости и недопустимой слабости — у него попросту не остается выбора, и ему приходится вступать в изначально неравный бой, что чревато печальными последствиями в виде травм и увечий.

Другой вариант – так называемая «стратегия избегания». В этом случае человек в силу, опять же, определенных причин (к примеру, установок типа «агрессия недопустима», «конфликт – это плохо» и т.д.) предпочитает уклоняться от каких-либо потенциально конфликтных взаимодействий. С одной стороны, это действительно позволяет избежать конфликтных ситуаций, но с другой – никак не устраняет стрессовые факторы, которые в данном случае будут только множиться. Крайним проявлением такого избегания может являться, например, социо- или агорафобия (боязнь людей и открытых пространств соответственно), когда человек вообще не может спокойно выйти из дома или показаться в людном месте, тем самым пресекая даже малейшую возможность столкновения с неблагоприятными внешними раздражителями. Если же вернуться к примеру с давкой в общественном транспорте, то человек, предпочитающий стратегию избегания, вполне может вообще никак не дать соседу знать о том, что тот стоит на его ноге, а будет «стоически» терпеть даже сильную боль во избежание конфликта.

Обе подобные чрезмерно «жесткие» стратегии, ведут к тому, что проблемная ситуация не просто не разрешается, но наоборот усугубляется, тем самым повергая организм человека  в состояние еще большего стресса — вся максимальная мобилизация ресурсов организма, происходящая на первой стадии развития стресса, не дает желаемого результата, и стресс переходит во вторую стадию («стадия резистентности»). Эта стадия, в свою очередь, характеризуется сбалансированным расходованием адаптационных резервов организма. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адаптационным системам. Иными словами, начинается своего рода «хронизация» процесса – организм адаптируется к функционированию в условиях постоянного или длительного воздействия стрессорного фактора. Решить эту проблему зачастую позволяет проработка и устранение причин, не дающих человеку эффективно реагировать на внешние раздражители. Так, например, работа с чрезмерно «жесткими» личностными установками типа «злиться нельзя», «убегать не по-мужски» и им подобными и выработка вместо них более «гибких» и адаптивных позволяет, по сути, открыть человеку ранее заблокированные для него способы поведения в стрессовых ситуациях. А такое расширение «арсенала» возможных реакций, в свою очередь, позволит ему гораздо более эффективно и комфортно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, что особенно немаловажно во времена кризисов и потрясений, которыми, к сожалению, так богата наша действительность.

Однако, даже если с творческим приспособлением человека на первой стадии развития все в порядке, порой воздействие внешнего раздражителя длительно и повлиять на него никак нельзя в силу объективных причин и обстоятельств, таких как длительное нахождение в зоне боевых действий, стихийного бедствия, тяжелая болезнь близкого или просто затяжной аврал на работе. В таком случае переход стресса во вторую фазу неминуем. И именно об этом мы поговорим в следующей статье…


Автор: Попов А.А., психотерапевт Центра «Психология74»

250.jpgЦентр психологического консультирования и психотерапии «Психология74»

Адрес: г. Челябинск, ул. Курчатова, д 5В, оф. 308 (Основной офис);
г. Челябинск, ул. 3-го Интернационала, д. 105, оф. 208 (Кабинет психоанализа и гипноза)
Телефон: +7 (351) 750-47-67

Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?