Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Нормальные люди - только те, которых вы мало знаете.»
Альфред Адлер
Регистрация
Главная Статьи Жизненные кризисы и травмы Возрастные жизненные кризисы

Возрастные жизненные кризисы

Krizisyi_vozrast.jpgВозраст - это временной отрезок жизни, характеризующийся определенными особенностями развития человека как индивида, личности и индивидуальности.

Человеческую жизнь делят условно на четыре стадии, среди которых чаще выделяют детство, юность, взрослость, старость. Каждая стадия делится на периоды жизни: младенческий возраст (от рождения до года), возраст малышей (от одного года до трех), дошкольный возраст (от трех до шести лет), младший школьный возраст (от шести до десяти лет), подростковый (от десяти лет до четырнадцати), юношеский (от четырнадцати до двадцати одного года), взрослость (бывает ранней, средней, поздней) и старость (пожилой возраст, старческий, долгожители). Называя периоды «младенческий», «подростковый», имеют в виду конкретные периоды в физическом и психическом развитии человека. Отсюда возрастные психологические особенности - это то общее, что присуще в психологическом отношении большинству людей определенного возраста и одновременно отличает их от людей других возрастов. Переход от одного возрастного периода к другому называют переломным моментом или возрастным кризисом.

Возрастной кризис несет в себе как отрицательные, так и положительные моменты. С одной стороны, кризис тяжел, неприятен и требует напряжения сил, с другой стороны, это всегда шанс продвинуться в развитии, стать лучше. Однако если человек не справляется с решением своих жизненных проблем, то ему приходится за это расплачиваться. Поэтому проблема смены возрастных периодов - одна из главных проблем психологического развития. В каком направлении пойдет развитие - к положительному или отрицательному полюсам, зависит от успешности разрешения человеком основных проблем и противоречий каждого возрастного периода. Для того чтобы подняться на качественно новый уровень развития, человеку необходимо разрешить свои, присущие только его возрасту противоре чия. Именно они обеспечивают соответствие человека новым требованиям или удовлетворение его новых потребностей и, следовательно, выход из кризиса. Их специфика определяется как историей предшествующей жизни, так и социальной ситуацией конкретного возрастного периода. Под социальной ситуацией развития в психологии понимают специфическое сочетание социальной среды и положение человека в ней, особенности воспитания и обучения, активности и внутренней позиции личности. Таким образом, источники противоречий и, следовательно, и кризисов заложены в самом человеке и в его окружении. Противоречия субъективно переживаются человеком как снижение самооценки, утрата эмоционального благополучия, что побуждает ее к активной деятельности путем формирования психических новообразований. Эмоциональный дискомфорт, переживания, беспокойство, тревоги, сомнения, обиды, чувство вины являются своего рода сигналом - надо что то делать. Для обретения эмоционального благополучия и повышения самооценки субъект активизирует процесс самоутверждения, который также является признаком возрастного кризиса. Существует только два пути разрешения назревшего противоречия, и это - самоутверждение через самосовершенствование, т. е. работу человека над собой и самоутверждение за счет других людей, противопоставляя себя нормам общества или группе людей. Поэтому возрастные кризисы часто сопровождаются конфликтами. Человек, не преодолевший кризис, начинает деградировать, и это может быть алкоголизм, наркомания или невроз, психосоматическое заболевание, иногда стагнация жизненной установки и нежелание изменений.

Например, человек не выходит из подросткового возраста и во взрослой жизни остается «Васькой, Петькой...», которому нужна компания таких же друзей, где он чувствует себя более комфортно, чем в другой социальной среде. Или другой пример: взрослая женщина застряла в возрасте малыша, считает жизнь невыносимой, детей - обузой, а себя - жертвой обстоятельств, остается вечным ребенком. У таких людей формируется феномен «беспомощности», который проявляется в отказе от поисков и усилий при решении любой новой задачи или проблемы под влиянием предшествующих неудач. Из сказанного можно сделать вывод: нельзя уклоняться (или делать вид, что их нет) от решения тех или иных проблем, которые ставит перед человеком жизнь. Нужно активно браться за их разрешение, искать возможности выхода, ибо путь через кризисы и их преодоление, через трудности и напряжение - нормальный путь психического развития. Следовательно, человек деятельный, ищущий пути решения проблем путем самосовершенствования, избегая самоутверждения за счет других людей, сохраняет душевное, психическое, физическое, соматическое здоровье. А человек, идущий по пути постоянных поблажек себе, стремящийся только к «легкой жизни», не только деградирует, но и страдает физически, душевно и духовно.

Что нужно для того, чтобы выйти из кризиса? Разрешить его противоречие путем формирования психических новообразований, чтобы подняться на качественно новый уровень развития. В каждом возрастном периоде выделяется ведущая деятельность, например, в младенческом - эмоциональное общение со взрослыми, в возрасте малыша - предметная деятельность, в дошкольном возрасте - все предыдущее плюс ролевая игра, в младшем школьном возрасте - ко всему предыдущему плюс учение, в подростковом возрасте добавляется общественно- полезная деятельность, в юношеском - учебно-профессиональная. Для взрослого человека ведущими видами деятельности являются прежде всего профессиональная деятельность, общение, познание. Развивая необходимые для данного возраста новообразования, человек самосовершенствуется и благополучно переходит в следующий возрастной период.

Основным параметром развития человека в младенческом возрасте является формирование доверия (недоверия) по отношению к миру вообще и людям в частности, которое он будет нести с собой в следующие стадии развития. Малыши формируют самостоятельность, уверенность (нерешительность, стыдливость) в овладении своим телом, осваивают различные движения и действия. Дети дошкольного возраста проявляют инициативу во всех сферах своей деятельности и поэтому формируют предприимчивость, инициативность или чувство вины, если родители показывают, что его двигательная активность вредна, а его вопросы назойливы, игры бестолковы и т. д. В младшем школьном возрасте формируется умелость или нерешительность. В подростковом - ролевая идентификация «Я» или «путаница ролей». Но об этом и о том, как помочь ребенку благополучно пройти возрастные кризисы, читайте в следующем номере газеты.

Автор: Л. А. Овечкина, психолог ГЦМП.

Другие статьи раздела:

Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?