Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Большие несчастья не бывают продолжительными, а малые не стоят внимания.»
Джон Леббок
Регистрация
Главная Статьи Детская психология Почему ребёнок болеет, или что значит для него разлука?

Почему ребёнок болеет, или что значит для него разлука?

Почему ребёнок болеет, или Что значит для него разлука?«Почему ребёнок болеет?» - этот вопрос звучит очень часто в моём кабинете, будь то кабинет в медицинском центре или в детском саду. У матери или у отца всегда есть на него ответ: «Ребёнок часто простывает в детском саду или заражается от других детей, ребёнок съел много сладкого, жирного или отравился недоброкачественной пищей». И это, действительно, так.

Беседа матерей:

- Я отдала своего сына в детский сад в два года. Он начал часто простывать и болеть. Затем у него развился астматический бронхит.

- Мой сын уже подросток, но он продолжает болеть, как и в детстве. Когда ему было три года, мы отлучили его от груди и отдали в детский сад. Он тяжело привыкал, я сидела в раздевалке целый день, сын выходил, смотрел, на месте ли я. Затем его перевели в другую группу к знакомой для него воспитательнице. Он стал оставаться. Но по утрам его тошнило, болел живот. Он наблюдается у гастроэнтеролога.

- Моей дочери 6 лет. Я рано вышла на работу, у нас была возможность оставлять её с бабушкой. Когда ей было полтора года, я уехала в командировку на три дня. У неё поднялась очень высокая температура, она тяжело заболела. Несколько лет она больна астмой.

Комментарии И. Н. Кузнецовой, психоаналитика:

То, о чём говорят родители детей или взрослые уже люди, рассказывая о своём детстве и о болезнях, так это о том, что первый приступ заболевания, которое становится в дальнейшем хроническим, случился в тот период, когда для ребёнка происходили очень важные события.  Он начал ходить в детский сад, или мама уехала в командировку, или малыша оставили одного погостить у бабушки, или в семье родился ещё младенец, а иногда  он начинает болеть, когда происходит отлучение от груди. Это те жизненные моменты, когда ребёнок встречается с разлукой, когда он вынужден расстаться с матерью на какой-либо период, потерять её в каком-то смысле. Рождение брата или сестры – это также потеря, мать теперь уже не принадлежит всецело ему. Началу болезни может способствовать и изменения в окружении ребёнка. Начиная от очень глобальных, таких, как развод родителей, изменения в отношениях отца и матери, смена места жительства до, казалось бы, не столь значительных – перестановка мебели в квартире, определение нового места для сна. Болезнь может быть совершенно различной. Это и частые простудные заболевания, бронхит, астма, аллергия, болезни желудочно-кишечного тракта  и другие. Предрасположенностью к тому или иному заболеванию могут служить наследственность и особенности конституции, болезни матери, патологии беременности и пр. Но вопрос, которым мы могли бы задаться: «Почему и в какой момент заболевание стало развиваться?».

Возможно, в поисках ответа нам может помочь сравнение детей и взрослых. Какова реакция взрослых людей на неудачу, стресс, разлуку, на события, доставляющие огорчения, разочарование, обиду? Взрослые об этом говорят, кричат, требуют, сопротивляются, рассказывают близким людям, обращаются к психологу. У маленького ребёнка нет ещё таких возможностей, он не может выразить словами свои чувства. Единственное, что ему подвластно, - его тело. Его тело – это то, что говорит. Болезнь – это способ речи ребёнка. Ситуация, оказавшаяся травматичной для него, может быть вполне обыденной, жизненной, но он в силу каких-либо причин не смог справиться с нею. Невозможность  адаптироваться в детском саду или примириться с разлукой, высказать, осознать непереносимое, приводит к тому, что малыш может отреагировать единственно возможным для него способом  – заболеть. Таким образом складывается механизм заболевания: ситуация повторяется или напоминает первую и ребёнок заболевает. Складывается некий паттерн, закономерность. Поэтому так необходимо, чтобы работа по оздоровлению ребёнка велась с двух сторон: специалистами в области медицины и специалистами в области детской психологии.

Что психолог может сделать для ребёнка? Он может с ним рисовать, лепить, читать книги, разговаривать, молчать или  играть в прятки, в мяч, настольные игры, да мало ли во что ещё! Всегда найдется общее интересное дело. Но все внимание детского специалиста фокусируется на одной задаче  – найти причину, способствующую появлению заболевания,  изменить устоявшуюся реакцию малыша на труднопереносимые для него ситуации, на том, чтобы облегчить страдания ребёнка и, соответственно, родителей.



Автор: Кузнецова Ирина Николаевна

Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?