Олег Михайлович Губин: "Хоспис - философия помощи"
!
Говорят, что на Западе врачу позволяют работать в Хосписах не более двух лет, по прошествии которых его переводят в любое другое отделение: это позволяет избежать эмоционального «выгорания». Говорят, в Хосписах Америки и Европы первоклассное оборудование, автоматизированные кровати для «лежачих» больных, суперсовременные модернизированные приспособления для облегчения симптомов болезни. Говорят, что проблем с подгузниками и стиральными порошками «у них» тоже нет. Во второй половине двухтысячных годов в США насчитывалось почти две тысячи хосписов, тогда как на Россию на эти же годы приходилось около полусотни таких отделений.
Челябинский хоспис был открыт на базе ГКБ №8 в декабре 2000 года - ровно 10 лет назад, а в январе 2001 он принял первого пациента. О челябинском хосписном отделении мы беседовали с его заведующим - Олегом Михайловичем Губиным.
- Олег Михайлович, в чем основная цель существования любого Хосписа?
- Главная цель - это повышение качества жизни больного. Многие, неверное, думают, что это такое место, где люди умирают, и некоторые пациенты даже боятся ложиться в отделение. Тогда как все обстоит совсем иначе. Задача Хосписа состоит в обеспечении поддержки и заботы о людях в период обострения тяжелого заболевания, чтобы люди смогли прожить его настолько полноценно и комфортно, насколько это возможно в данных обстоятельствах. Разговор идет не об умирании, а о качественной жизни на данном этапе пути.
- Кого принимает Хоспис и удовлетворяет ли он потребности населения?
- Изначально нужно говорить о том, что отделение создано на базе ГКБ №8, а значит, в первую очередь для жителей Тракторозаводского района и я могу с уверенностью сказать, что его потребности хоспис полностью удовлетворяет. Но, к сожалению, наше отделение - единственное на Урале. Ближайший Хоспис находится в Перьми, также в Екатеринбурге функционирует выездная бригада. У нас в отделении 14 коек, поэтому мы принимаем только жителей Челябинска. Иногда нами принимаются заявки и с области, но это бывает редко, т.к. здесь есть сложность: больного перед госпитализацией должен осмотреть врач хосписа и диагноз должен быть подтвержден на 100%.
- А сколько нужно мест для города, подобного нашему?
- Если бы в каждом районе было бы подобное отделение на 7-10 коек, этого было бы вполне достаточно для города-миллионника.
- Для кого открыт Хоспис в Челябинске?
- Отделение открыто для оказания паллиативной помощи больным с тяжелыми патологиями: это и пациенты после черепно-мозговых травм, и больные раковыми заболеваниями в тяжелых стадиях, а также находящиеся в коме.
- В чем заключается суть помощи?
- В первую очередь, это, конечно, подбор обезболивающих препаратов, снятие обострений, облегчение симптомов.
- Расскажите подробнее о выездной бригаде: что это за подразделение, в чем его назначение?
- Суть выездной бригады - в оказании консультативной помощи больным на дому. Отделение не может принять всех желающих, да это и не нужно, но помощь нужна многим. Этим и занимается врач выездной бригады: проводит осмотр, консультирует, назначает обезболивание, проводит коррекцию. Бывает, что пациенту можно оказать помощь в других специализированных отделениях больниц города, тогда врач определяет больного в нужный стационар.
- Как определяется периодичность посещений больного на дому?
- Индивидуально. Бывает, что родственники позвонили, мы приехали.
- Наверное, возрастная категория пациентов очень разная?
- Средний возраст - это 60 лет. Однажды мы наблюдали 8-летнего мальчика. Были и 14-15 летние подростки, но это редкость.
- Уход за больными в возрасте и за детьми отличается?
- Общие принципы осуществления помощи одинаковы, но психологически, конечно, врачам тяжелее с детьми.
- Наверное, в отделении работает психотерапевт? Вообще, расскажите про всех врачей Хосписа.
- Нет, психотерапевта у нас нет, и мы бы не отказались, если бы он у нас появился. С самого открытия отделения у нас образовалась некая команда, которая работает до сих пор, вот уже 10 лет: это терапевт, хирург и анестезиолог. На те 14 коек, которые есть в отделении, этих специалистов хватает.
- А есть что-то, в чем отделение остро нуждается?
- Мы относимся к больнице, а значит, финансируемся из бюджета. Естественно, наши насущные проблемы связаны с материальной стороной работы Хосписа. В основном, мы обходимся своими силами, но не отказываемся и от помощи со стороны. Постоянно отделение нуждается в памперсах, моющих средствах. Мы были бы не против закупки оборудования для массажа или ингаляций, автоматических кроватей и другой необходимой аппаратуры. Стоит она дорого, а выходит из строя быстро.
- А родственники пациентов помогают? Может, осуществляются какие-то платные услуги?
- Нет, платных услуг у нас нет. Больные находятся здесь на бесплатной основе и в одинаковых условиях.
- Тогда тем более отделение нуждается в постоянно помощи извне. Чувствуется ли эта помощь? Как она осуществляется?
- В основном люди узнают о существовании такого отделения только тогда, когда заболевают их родные. Поэтому основная помощь хоспису исходит от них: это те же памперсы, другие расходные материалы, например. Есть и такие люди, которые с определенной периодичностью приходят с чем-то. У кого-то возникает душевный порыв, но вообще широкой поддержки нет.
- Недавно у отделения открылся свой сайт для информирования населения о проблемах и потребностях Хосписа: может, какие-то изменения со стороны общества произошли после этого события?
- Пока не особо заметно, но и времени еще мало прошло. Одна женщина предложила свою помощь в качестве перевозчика - она имеет возможность несколько раз в неделю помочь с транспортом. Но у нас пока такой необходимости нет. Есть люди, которые периодически приходят к нам, но их помощь не связана с сайтом.
- А общественные организации участвуют в жизни челябинского Хосписа?
- Буквально на днях звонили из одной общественной организации. Они проводят семинары для родственников онкологических больных. Но пока мы только налаживаем связь с ними.
- Но ведь это больше психологическая поддержка, а материальная осуществляется?
- Нет.
- Как Вы думаете, почему?
- Наверное, потому что о нас мало кто знает. Хотя если бы знали, может, люди и пошли бы к нам, ведь у многих есть потребность оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
- А нематериальную помощь вы приветствуете?
- Разумеется. Иногда нашим пациентам бывает достаточно даже разговора, чтобы им стало легче. Ведь должный уровень жизни - это не только удобная кровать, сытный обед и вовремя замененный подгузник. Это еще ощущение больных, что они не одиноки. И мне кажется, что должный уровень качества жизни Хоспис обеспечивает своим пациентам.
Юлия Казанцева, специально для Med74.ru
[1-20] [21-28]
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: