Закрыть
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Закрыть
Фамилия *
Имя *
Отчество  
Пол  
Дата рождения   дд.мм.гггг
Email *
Пароль *
Повтор пароля *
Индекс  
Адрес  
Телефон  
Дополнительная информация о себе
* Поля обязательные для заполнения

Med74.RU обязуется хранить всю предоставленную информацию конфиденциально и не разглашать ее третьим лицам. После регистрации в качестве пользователя, в любое время Вы сможете получить единую дисконтную карту Med74.RU, дающую право на получение скидок в лечебных учреждениях Челябинска. Для этого достаточно будет пройти по ссылке "Получить дисконтную карту" в блоке регистрации/авторизации.
На главную Контакты Карта сайта
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
более 20000 просмотров страниц портала ежедневно
32842 отзыва пациента
456 частных клиник, стоматологий и центров
168 больниц, поликлиник, диспансеров
8043 личных страниц врачей
1637 статейных публикаций и интервью
17675 консультаций врачей
27 участников дисконтной сети Med74.RU (7934 пациента получили скидочные карты по заявкам с нашего сайта)
  по данным на 01.06.2020

Иппотерапия

ИппотерапияИсследователи, изучающие взаимодействие между людьми, животными и естественной средой, находят очень сложным переоценить значение животных в жизни людей где бы то ни было. Количество животных в любом обществе впечатляет. Так, например, количество собак в США равняется 55 миллионам, а количество кошек - 60 миллионам. Значение животных для самочувствия людей становится все более очевидным. Это особенно заметно, если осознать, что еще никогда прежде такое количество людей не было лишено здоровых взаимоотношений с окружающими. Большинство родителей работает зачастую далеко от дома, а дети в основном проводят время в детском саду, школе, а дома чаще всего смотрят телевизор или играют в компьютерные игры. Это приводит ко все возрастающему числу депрессий, стрессовых состояний, одиночества и к различным заболеваниям у значительной части нашего общества. В этой ситуации, считают многие психологи, психотерапевты и неврологи, может помочь общение с животными и основанная на этом терапия. Среди такой терапии одно из определенных особых мест занимает иппотерапия. Иппотерапия - лечебная верховая езда, один из многих методов натуртерапии и анималотерапии (т. е. лечения с использованием природных факторов, животных, рыб, пресмыкающихся и т. д.). Для такой терапии нужны не только специально подготовленные животные, но и особо обученный персонал. В идеале в ней принимают участие тренер или дрессировщик, врач (или в крайнем случае медработник со средним медицинским образованием) и психолог.

Говоря об иппотерапии, необходимо иметь в виду анималотерапию в целом. Анималотерапию часто называют нетрадиционным методом, который тем не менее имеет давнюю историю. Так, в еще только формирующемся первобытном обществе, вера в могущество животного-тотема заставляла людей соблюдать определенные нормы и правила, регулировала общение и являлась одним из источников благополу чия и покоя. Священные амулеты носили на теле как символ покровительства и успеха; ритуальные танцы помогали снять злость, агрессивность после неудачной охоты или, напротив, подзарядиться энергией; обращенные к могущественному животному заклинания и причитания над больным человеком или рожающей женщиной - все это отчасти прообразы анималотерапевти ческих приемов. Подобное отношение людей к животным способствовало расширению возможностей эмоционального отреагирования на страхи, агрессивность, чувство беспомощности и одиночества, снимало психическое напряжение, позволяло переживать изменения и искать ресурсы в самих себе, давало успокоение и уверенность. Можно сказать, что животные и их символы были одними из первых психотерапевтов, оказывали психологическую помощь человеку. Известно, что еще древние целители рекомендовали при неврозах холодный душ, ходьбу босиком и езду на лошади. В V веке до н. э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе лечебной верховой езды.

Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и психологический эффект занятий верховой ездой. Он советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «темных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные». При этом древнегре ческий ученый придавал особое значение «ритмичному и плавному движению» лошади. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что уже в 1792 году в больнице для душевнобольных в Йорке (Англия) животные использовались как часть терапевти ческого процесса. Больные общались с ними, ухаживали за ними, и было отмечено положительное влияние подобных методов на поведение людей и эффективность лечения. Анималотерапия и иппотерапия как элемент анималотерапии выполняет ряд важных функций:

- Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом. Например, американским врачом А.Кэтчером измерялось давление крови у владельцев собак, когда они читали неинтересный текст и играли, возились, беседовали со своими любимцами (что должно было, в принципе, повышать давление). Но во втором слу- чае давление всегда оказывалось ниже, хотя возня бывала иногда довольно бурной.

- Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Так, латвийским психологом Е.В. Антоновой с помощью методики «Рисунок семьи» изучалось влияние домашних животных на восприятие ребенком психологи ческого климата в семье. Эта методика позволяет диагностировать пять так называемых симптомокомплексов: - благоприятная семейная ситуация, - конфликтность, - тревожность, - чувство неполноценности, - враждебность. В эксперименте сравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (собака, кошка, хомяк, попугай и т. д.), и в семьях, где животного не было. Оказалось, что в первой группе двое из каждых трех протестированных десятилетних подростков воспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время практи- чески все их сверстники (98 процентов) из второй группы как неблагоприятную. Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также оказалась существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат. Не случайно, когда в семье сложились отчужденные отношения, психотерапевты иногда рекомендуют завести, например, собаку. Как отмечала Э.Кейн, у супругов, которые вообще не имели общей темы для разговоров, появлялась возможность общаться друг с другом по поводу своего питомца. Такая совместная деятельность на- чинала определять их межличностные отношения: постепенно от разговоров о собаке они переходили к разговорам о самих себе.

- Реабилитационная функция. Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной ее реабилитации. Показательно, что стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации. Исследование, проведенное американским ученым М.Робином и его сотрудниками, в котором принимали участие около 500 подростков как из благополучных семей, так и находящихся в исправительных заведениях и психиатри ческих лечебницах, показало, что среди школьников 29 процентов называют свое любимое животное «единственным существом, которое можно любить». В то же время среди подростков из исправительных заведений таких оказалось 47 процентов, а среди пациентов психиатрических больниц 61 процент. Двум из трех подростков с психическими отклонениями животные дают то, что не могут дать люди. Большую роль взаимодействие с миром природы играет в школах-интернатах для детей, лишенных родителей. Во взаимодействии с любимым животным депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников. Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми, что также способствует реабилитации депривированного ребенка.

- Функция удовлетворения потребности в компетентности. Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека. Люди очень комфортно чувствуют себя в ситуациях, в которых компетентны, и очень дискомфортно в тех, где некомпетентны, вплоть до того, что стараются их избегать. Чем большее количество сфер деятельности «отмечено» его компетентностью, тем выше самооценка человека, благоприятнее «образ Я». Не случайно для подростков характерна частая смена увле- чений, знакомых: происходит своеобразное «примеривание» разных видов деятельности в поиске тех, в которых они могут быть компетентными. Взаимодействие с миром природы может являться дополнительным каналом удовлетворения этой потребности, позволяет существенно повысить самооценку и тем самым благоприятно влияет на людей, имеющих трудности в социальной адаптации.

- Функция самореализации. Как показали исследования психологов А.Маслоу, А.В.Петровского и других, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности. Невозможность самореализации приводит к глубочайшему лич- ностному кризису. Взаимодействие с природой позволяет опосредованно удовлетворить эту потребность. Когда ребенок занимается созданием целой системы живых организмов, например, устраивает аквариум, он выступает в роли творца, «вершителя судеб», определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить и т. п., ребенок создает «свой мир», мир, в котором он сам обладает абсолютной властью. Не находя возможности самореализации в социальном взаимодействии, он реализуется в созданном им собственном мире.

- Функция общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия человека с ними, - это функция партнеров общения. В исследовании, проведенном шведским психиатром Л.Торкеллсоном, в котором опрашивалось более четырех тысяч владельцев собак, были получены следующие результаты. 98 процентов обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60 процентов признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советниками или исповедниками. 48 процентов относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90 процентов владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент или болен, или грустит о чем-то. Почти 60 процентов людей отмечают день рождения своего подопе чного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стену. Иппотерапия - метод психосомати- ческой терапии, цели и задачи которой - помочь достижению двигательной, психологической независимости и сделать человека способным приспособиться к новым, изменяющимся обстоятельствам. Можно сказать, что к настоящему времени ученые изучили факторы влияния движущейся лошади на организм всадника и пришли к выводу, что область применения лечебной верховой езды очень широка.

Иппотерапия применима при нарушениях двигательной сферы, поражении органов чувств, психических заболеваниях, особенно таких, как шизофрения и эпилепсия, аутизм, при умственной отсталости, послеоперационной реабилитации, различных нарушениях социальной адаптации, девиантном поведении, ЗПР, афазии. Другие болезни, при которых действенна иппотерапия, - потеря слуха или зрения, рассеянный склероз, полиомиелит, ДЦП. Успех иппотерапии связан с несколькими факторами. Во-первых, лошадь восприимчива ко многим эмоциональным реакциям человека. Для нее не столь важны слова, обращенные к ней, сколько интонация, с которой они произносятся. Для лошади значимы внешний вид человека, его походка, жесты. У этого животного хорошая память, оно способно вырабатывать привычку. Ее поведение достато чно предсказуемо. Следовательно, хорошо подготовленная лошадь может давать всаднику ощущение стабильности. Это ощущение - основа для снятия страхов у детей. Особенно у тех, чье восприятие картины мира нарушено. Важную роль в снятии страхов играет доверие. Доверяя лошади, всадник полагается на то, что она справится с теми изменениями в среде, которые неизбежно возникают и с которыми сам всадник пока справиться не в состоянии. Человек, скачущий на лошади, попадает как бы в другую систему координат: ему постоянно приходится искать равновесие. Примерно так же, как он это делал, когда учился держать голову, сидеть, стоять и ходить. Лошадь становится его проводником в поисках чувства равновесия в изменяющихся условиях. Она является одновременно и средообразующим фактором, и существом, помогающим адаптироваться к этой же среде. Можно предположить, что нечто похожее происходит с только что родившимся ребенком, попадающим в совершенно новую среду. Взаимодействие всадника с лошадью позволяет снять у ребенка неловкость, связанную с характером заболевания. Все движения становятся адекватными, нужными. Таким образом, у ребенка проходит страх перед своей неуклюжестью и, как следствие, уменьшается мышечное напряжение.

Иппотерапия обеспечивает развитие чувства собственной значимости и силы, когда пациент с ограниченными физическими возможностями избавляется от механической поддержки инвалидного кресла или костылей и способен передвигаться на сильном животном. Лошади также используются в психотерапии для повышения самооценки людей и улучшения социальной компетентности, мобилизации внимания, снятия депрессивного фона настроения и при многих других проблемах. Для успешного проведения иппотерапии необходимо учитывать специфику проблем клиента, соблюдать индивидуальный подход, а также помнить об ограничениях в применении данного вида терапии. Однако перечень противопоказаний незначителен и касается в основном острого периода течения любого заболевания. К особым противопоказаниям относится остеопороз и низкая свертываемость крови у пациентов. Абсолютными противопоказаниями к занятиям иппотерапией являются гемофилия, ломкость костей и заболевания почек. Все остальные относительны: можно заниматься даже при аллергии на лошадиную шерсть. В мире существуют различные школы иппотерапии: английская, французская, немецкая и т. д. Каждая из школ имеет свои особенности в методиках проведения занятий, упражнениях, применяемых при лечении, техни ческой оснащенности.

Российская школа только возрождается и находится на стадии «болезни роста». В любом случае анималотерапия: иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия (использование в лечении собак) и др. виды натуртерапии сегодня являются востребованными и популярными. Главным принципом любой терапии является принцип «Не навреди», поэтому я хотел бы заострить свое внимание на том, что анималотерапия должна выполняться обученными врачами и инструкторами, знающими причину и механизмы заболевания, а также может являться одним из компонентов комплексной терапии, необходимой при лечении тяжелых недугов. В любом случае посоветуйтесь с вашим лечащим врачом о необходимости, месте и условиях проведения любой анималотерапии, а также о том, какие цели и задачи она должна преследовать у данного конкретного пациента.  

Автор: Л.А.Плеханов, главный детский невролог города, д.м.н.

По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 15 за октябрь 2007)


Версия для печати
 
Закрыть
Закрыть
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Закрыть