Закрыть
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Закрыть
Фамилия *
Имя *
Отчество  
Пол  
Дата рождения   дд.мм.гггг
Email *
Пароль *
Повтор пароля *
Индекс  
Адрес  
Телефон  
Дополнительная информация о себе
* Поля обязательные для заполнения

Med74.RU обязуется хранить всю предоставленную информацию конфиденциально и не разглашать ее третьим лицам. После регистрации в качестве пользователя, в любое время Вы сможете получить единую дисконтную карту Med74.RU, дающую право на получение скидок в лечебных учреждениях Челябинска. Для этого достаточно будет пройти по ссылке "Получить дисконтную карту" в блоке регистрации/авторизации.
На главную Контакты Карта сайта
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
более 20000 просмотров страниц портала ежедневно
32842 отзыва пациента
456 частных клиник, стоматологий и центров
168 больниц, поликлиник, диспансеров
8043 личных страниц врачей
1637 статейных публикаций и интервью
17675 консультаций врачей
27 участников дисконтной сети Med74.RU (7934 пациента получили скидочные карты по заявкам с нашего сайта)
  по данным на 01.06.2020

Возрастные кризисы детства

Детский кризис трактуется как переломный момент в развитии ребенка, от успешности преодоления которого зависит дальнейшее протекание его процесса развития. Детство (от рождения до 15 лет) характеризуется тем, что ребенок живет по сценарию, который ему предлагают окружающие взрослые, живет сегодняшним днем и реализует цели, поставленные другими людьми (родителями, воспитателями, учителями). Так как дети не могут ставить перед собой далекие цели, в лучшем случае это будут цели короткого действия, на ближайшее будущее, то они живут по «чужому сценарию».

Возрастные кризисы детстваВ предыдущем номере мы уже говорили, что, развиваясь психологически, человек выбирает позитивное или негативное значение в своем развитии. Позитивное развитие связано с совершенствованием личности, достижением успеха, ощущением счастья. Негативное развитие ассоциируется с различными формами деградации, «застреванием» в предыдущем возрастном периоде, ощущением своей неполноценности. Какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда, а возникает заново в каждой последующей стадии. В каком направлении пойдет развитие, зависит от успешности разрешения человеком основных проблем и противоречий в каждом возрастном периоде.

Кризис новорожденного. Рождаясь на свет, человек сразу же попадает в ситуацию первого жизненного кризиса, который связан с необходимостью адаптироваться к совершенно новой среде обитания. Отделяясь от матери физически в момент родов, младенец является абсолютно беспомощным, зависящим во всех аспектах своей жизни от окружающих взрослых. В целом развитие ребенка в младенческом возрасте идет удивительно быстрыми темпами и осуществляется одновременно по различным направлениям (развитие моторики, интеллекта, предпосылки формирования личности), благодаря которым к концу первого года жизни малыш устанавливает прочные связи с окружающим миром. Степень доверия, с которым он относится к окружающему миру, другим людям, самому себе, в огромной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Если потребности младенца удовлетворяются, с ним разговаривают, ласкают, играют, то он проникается доверием к окружению. Если же ребенок не получает должного ухода, заботы, внимания, любви, то у него формируется недоверие по отношению к миру и людям в частности, которое он будет нести с собой в последующих стадиях развития. Успешность прохождения данного кризиса в огромной степени зависит от близких взрослых, окружающих ребенка.

Кризис первого года жизни. Основные проблемы данного возраста: растущий интерес ребенка к окружающему миру, желание познакомиться с множеством вещей, но ограниченные возможности самостоятельно перемещаться в пространстве, потребность в общении, но минимальные возможности участвовать в нем. Все это обостряет кризис. Ведущая деятельность данного возраста - освоение предметов окружающего мира. Малыш уже не просто манипулирует предметами, а учится использовать их в соответствии с функциональным назна- чением. Основными психическими новообразованиями, которые обеспе чат выход из кризиса, являются:

  • речь, освоение которой является исходным пунктом развития сознания ребенка;
  • развитие локомоций (ходьбы, бега и других движений), моторики пальцев рук и т. д.;
  • развитие предметно-осмысленного восприятия;
  • рождение собственного «Я», выделение себя как персоны, что знаменует начало самосознания.

Таким образом, главным для ребенка в этот период является овладение миром вещей и развитие своих возможностей в общении и взаимодействии с другими людьми. Огромное значение для развития ребенка имеет его общение со взрослыми.

Кризис трех лет. В 2,5 - 3 года ребенок впервые начинает говорить о себе «Я», а другим «Ты», осознавать свое имя и половую принадлежность, стремится к самостоятельности и волеизъявлению: «Я сам!», «Я хочу!». Это стремление к эмансипации рождает целый ряд особенностей его поведения: негативизм, упрямство, бунт, строптивость, своеволие, обесценивание норм, деспотизм. На этой стадии ребенок продолжает осваивать различные движения. Малыши гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами. Если родители предоставляют ребенку возможность делать все, на что он способен, самому, то у него формируется самостоятельность и уверенность. Если же взрослые проявляют нетерпение и спешат все сделать за ребенка, то у него развивается нерешительность и стыдливость. Новые потребности ребенка быть самостоятельным, быть «как взрослый » реализуются в игровой деятельности. Поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится игра, которая проходит путь развития от функциональных (с игрушками) и конструктивных (строительство), к сюжетно-ролевым (дочки-матери) и играм по правилам. Ребенок дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) изобретателен, сам придумывает себе занятия, фантазирует, забрасывает взрослых вопросами. У детей, чья инициатива поощряется взрослыми, вырабатывается предприимчивость. Но если ребенка наказывают, так как для родителей его двигательная активность нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, то он начинает себя чувствовать виноватым, и это чувство будет с ним в следующих периодах жизни.

Большое место в жизни дошкольников начинает занимать рисование, лепка, занятия музыкой и физическими упражнениями, основным источником которых является любознательность. В этих видах деятельности формируются главные психические новообразования дошкольника: воображение (возможность изображать одни предметы и явления с помощью других), совершенствуется восприятие и наглядно-образное мышление. В сфере личности усваиваются нравственные нормы поведения и взаимоотношения с другими людьми, развивается планирование своих действий на короткий срок, стремление к достижению результата и получению позитивной оценки со стороны взрослых. У старшего дошкольника уже выражено стремление к успеху, хотя неудачи могут переживаться остро и лишать его желания продолжать деятельность, все равно появляется стремление добиться положительного результата. В целом на протяжении дошкольного возраста задаются необходимые предпосылки для начала обучения в школе.

Кризис первоклассника. Поступление ребенка в школу важное событие детства. Все, что было до школы, воспринимается им как «когда я был маленьким». Источником взросления вчерашнего дошкольника является новый социальный статус - ученик, который влечет за собой новые права и обязанности и ведет к изменениям в жизни и развитии ребенка. Чем лучше ребенок подготовлен к школе, тем легче он справляется с адаптацией к школьной жизни, новому ритму, одноклассникам, учителю, к самой учебной деятельности. Для слабо подготовленного ученика кризис первоклассника может стать тяжелым испытанием. Источниками кризиса являются противоречия между требованиями учебной деятельности, школьного распорядка и актуальными возможностями ребенка. Психические новообразования данного возраста:

  • способность управлять своей умственной и двигательной деятельностью, своим поведением, что связано прежде всего с развитием воли (младшие школьники более выдержаны и настойчивы, чем дошкольники, однако эффективность преодоления препятствий и трудностей у них в большей степени зависит от внешней стимуляции со стороны взрослых);
  • способность планировать свои действия «про себя», в уме, мысленно проигрывать их, прогнозировать последствия, вносить коррективы в собственное поведение, что является необходимым условием становления целеустремленности ребенка;
  • способность наблюдать за собой, анализировать и оценивать свои мысли, переживания, действия, поведение как важный источник развития самосознания и личности ученика.

Развитие этих психических новообразований зависит как от активности самих детей, так и от особенности обучения, воспитания, общения ребенка с взрослыми и сверстниками. В начальной школе огромное значение для ребенка имеют успехи в учебе. Хорошо учащийся школьник получает подтверждение своей умелости, а отстающий от сверстников закрепляет чувство неполноценности. То же самое происходит с приобретением ребенком различных трудовых навыков. Взрослые, поощряющие результаты труда ребенка, подкрепляют формирование умелости, а оценивающие, критикующие - закрепляют чувство неполноценности.

Подростковый кризис. Психологическим критерием начала подросткового кризиса является представление у школьника «Я уже не ребенок» и притязания «считаться взрослым». В социальной ситуации развития возникает противоречие между стремлением подростка к взрослости (следовательно, к самостоятельности, ответственности, независимости) и сохранением прежнего социального положения - ученика, школьника, зависящего от окружающих взрослых. Можно сказать, что уровень притязаний пока предвосхищает его будущее положение, которого он фактически еще не достиг. Это противоречие разрешается за счет более активного включения школьника в жизнь общества, расширения сферы общения и деятельности. Поэтому ведущей деятельностью данного возраста становится общественно полезная: учебная, трудовая, организационная, спортивная и т. д. Психическими новообразованиями в личностной сфере является - «чувство взрослости», статус взрослого; в интеллектуальной сфере - переход к абстрактному мышлению, которое становится доминирующим и оказывает влияние на развитие восприятия, памяти и других психических процессов.

Общение со сверстниками и взрослыми - это та сфера, где подросток реальнее всего может получить доказательство своего взросления, реализовать свое стремление «считаться взрослым». Претензия на статус взрослого человека необходима для того, чтобы повысить самооценку, обрести эмоциональное благополучие, поэтому активизируется процесс самоутверждения. Но успешность самоутверждения в сфере общения зависит как от самого подростка, так и от окружающих его людей. Подражание взрослым в деятельности и общении активизирует так же процесс самовоспитания, физических, нравственных, волевых качеств, специфических черт «мужественности» и «женственности». Поэтому степень выраженности каждого из названных направлений во многом зависит от выбранного подростком идеала взрослости. В этот период начинает формироваться целостное представление об идеале «образа Я».

Перед подростком встает задача обобщить все, что он знает о себе как о мальчике (девочке), друге, сыне и т. д. Эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее. Если молодой человек справился с этой задачей, то он достигает психосоциальной идентификации, и у него появляется четкое представление о том, кто он есть, куда ему двигаться, в противном случае происходит «путаница ролей». Если в предшествующие периоды жизни подросток выработал у себя с помощью родителей и воспитателей доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то его шансы на успешную идентификацию «Я» значительно увеличиваются. Если же подросток в эту стадию входит с грузом недоверия, нерешительности, чувства вины и неполноценности, то ему гораздо труднее определить свое «Я». Симптомом неблагополучия молодого человека является неуверенность в понимании того, кто он, какой он, к какой среде принадлежит. Такая путаница типична для малолетних правонарушителей. Подростковый кризис самый тяжелый как для самого подростка, так и для его окружения. Причина в том, что основное противоречие не разрешается полностью в подростковом возрасте и переходит в следующий, юношеский этап. Но об этом читайте в следующем номере.

Автор: Л. А. Овечкина, психолог ГЦМП.

По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 19 за декабрь 2007)


Версия для печати
 
Закрыть
Закрыть
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Закрыть