Закрыть
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Закрыть
Фамилия *
Имя *
Отчество  
Пол  
Дата рождения   дд.мм.гггг
Email *
Пароль *
Повтор пароля *
Индекс  
Адрес  
Телефон  
Дополнительная информация о себе
* Поля обязательные для заполнения

Med74.RU обязуется хранить всю предоставленную информацию конфиденциально и не разглашать ее третьим лицам. После регистрации в качестве пользователя, в любое время Вы сможете получить единую дисконтную карту Med74.RU, дающую право на получение скидок в лечебных учреждениях Челябинска. Для этого достаточно будет пройти по ссылке "Получить дисконтную карту" в блоке регистрации/авторизации.
На главную Контакты Карта сайта
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
более 20000 просмотров страниц портала ежедневно
32842 отзыва пациента
456 частных клиник, стоматологий и центров
168 больниц, поликлиник, диспансеров
8043 личных страниц врачей
1637 статейных публикаций и интервью
17675 консультаций врачей
27 участников дисконтной сети Med74.RU (7934 пациента получили скидочные карты по заявкам с нашего сайта)
  по данным на 01.06.2020

Семья как высший дар

Семья как высший дар"Все семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему" - так начал свой знаменитый роман Лев Толстой. Далее граф пошел излюбленным путем всех великих и не очень великих писателей мира - ярко и подробно нарисовал мрачные коллизии жизненной драмы отдельно взятой несчастливой семьи. С незапамятных времен мировая литература, начиная с Гомера и кончая авторами современных детективов, отдает дань семейным несчастьям. Правда, довольно часто в художественных произведениях, особенно в сказках, после всевозможных неприятностей дело кончается свадебным пиром: «И стали они жить-поживать да добра наживать».

Не знаю, как вам, а мне хочется узнать, что произошло дальше. Как все-таки стали «поживать» герои? Какого именно «добра» они нажили? Сколько, например, у них родилось детей? Как и кто их воспитывал? Рассказывали ли им родители о тех испытаниях, которые пришлось пережить в молодости? А если вдруг, скажем, через десять лет совместной жизни принцу, ставшему к тому времени королем, довелось задержаться на охоте... Что переживала его супруга? Может быть, она просто ждала, зная, что в лесу можно заблудиться, но сильный и опытный король обязательно найдет дорогу и вернется к ней? Может быть, она проплакала всю ночь, думая о могучем и страшном колдуне, который, по слухам, обитает в этом лесу? А может быть, ей не давала заснуть мысль о юной красавице- принцессе из соседнего замка? Рассказала ли она супругу при встрече о своих чувствах, страхах и сомнениях? Как отреагировал король? Как он вообще относится к своей жене спустя десять лет после свадьбы? Доверяет ли он ей? Делится ли он с ней своими проблемами? Может быть, он, считает, что государственное управление - «не бабское дело»? А как думает об этом королева? И ответы вопреки тому, что декламировал Лев Толстой об одинаковости семейного счастья, в каждом таком романе будут разные.

В этом мире все имеет свою цену. И за полученное удовольствие приходится платить. Любая история о несчастной семье кончается либо фарсом, как, скажем, в семействе Лоханкиных из «Золотого теленка» И.Ильфа и Е.Петрова, либо трагедией, как в произведении графа Л.Н.Толстого.
При этом все взрослые люди - участники несчастливого действа взяли у жизни кредит счастья (как они его понимали) и расплатились по своим долгам. В конце концов, это их право.
Но в истории семьи Карениных, как и во многих других подобных историях, даже если они оканчиваются не столь ужасно, есть дети. Они единственные во всей этой истории, кто по настоящему вызывает сочувствие. Как и миллионы других детей, выросших или растущих сегодня в несчастливых семьях, дети ничего не выиграли, а только потеряли. Они реальная жертва. Взрослые втянули их в свои игры, сделали заложниками своих отношений, мифов, иллюзий, не спрашивая их согласия и даже, по большому счету, не думая о них. Детей вынудили платить по чужим счетам, оставив их без любви матери. Впрочем, еще более страшную расплату персонажи «Анны Карениной» уготовили третьему ребенку. Если Сереже Каренину и его сестренке предстоит нелегкая жизнь без матери, в эпицентре нездорового интереса соседей, под прессом отцовского деспотизма, то ребенок, которым забеременела Анна, лишен даже такой жизни. Его, еще не родившегося, в буквальном смысле швырнули под поезд.

Состоит ли в этом самая страшная несправедливость нашего мира или же, наоборот, в этом заключена какая-то высшая, сверхчеловеческая правда, но детям не дано выбирать свою судьбу. Их судьба определяется в семье. Семья для ребенка некий дар свыше. Это даже не лотерея. Это предопределение, изменить которое он (по крайне мере до тех пор, пока не вырастет и не обретет какую-то меру самостоятельности) не в силах.
Очень многие люди не могут изменить это предопределение на протяжении всей своей жизни. Став взрослыми, они создают собственную семью «по образу и подобию» той, в которой родились и выросли. Они передают это предопределение своим детям. И беда, если такое предопределение не благословение доброй феи, а проклятие злой волшебницы.

Каждый психотерапевт, даже если он не работает с семьями, может засвидетельствовать: первопричина насилия, самоубийства, наркомании, пьянства, разрушенной карьеры, неудачной семейной жизни, душевных расстройств и, наконец, даже многих соматических заболеваний кроется в таком «проклятии», полученном в детстве.
Семья имеет смысл только тогда, когда она создана, чтобы служить друг другу, заботиться о благе другого. Каждый в супружеском союзе способен дать то, чем другой не владеет в силу различий женской и мужской природы. И поэтому в семье каждый может оптимально удовлетворять многообразные потребности, но при условии, что сам что-то дает. Зрелым супругам свойственна: безусловная искренность - основа подлинной близости и способности любить, бескорыстно заботиться о благе любимого человека. Ведь человек, как проницательно заметил Э. Фромм, с одной стороны, желает любви и близости (гарантия безопасности), а с другой - индивидуальной свободы и независимости (условие самосовершенствования). И если ориентироваться на равновесие этих стремлений, то в любой ситуации нетрудно будет найти правильное решение, как поступить по отношению к другому. Не надо играть многочисленные роли. Можно просто быть самим собой, оставаясь при этом признанным и любимым.
Так просто, но как сложно дорасти до этой простоты.

Рожденные без любви словно обречены на самоуничтожение (не в этом ли жестокость жизни): что бы они ни делали, любой их выбор себе и всем своим близким во вред, как «черная дыра», они способны только брать, так или иначе опустошая любого, кто окажется рядом. Они не просто самоубийцы, они потащат за собой всех, кого смогут втянуть в сферу своего влияния, тем самым ослабив их жизнеспособность. Инстинктивно таких людей сторонятся, и они обречены вымирать в одиночестве и изоляции, хотя кому-то удается продлевать агонию, добиваясь денег и власти и обманом «рассевая свое семя по земле», не заботясь о дальнейшей судьбе потомства. Семья так дивно устроена, что в ней в конечном итоге получаешь то, что даешь другим.


Автор: М.Б.Гришанова, медицинский психолог ГЦМП.

По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 10 за июнь 2008)


Версия для печати
 
Закрыть
Закрыть
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Закрыть