Закрыть
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Закрыть
Фамилия *
Имя *
Отчество  
Пол  
Дата рождения   дд.мм.гггг
Email *
Пароль *
Повтор пароля *
Индекс  
Адрес  
Телефон  
Дополнительная информация о себе
* Поля обязательные для заполнения

Med74.RU обязуется хранить всю предоставленную информацию конфиденциально и не разглашать ее третьим лицам. После регистрации в качестве пользователя, в любое время Вы сможете получить единую дисконтную карту Med74.RU, дающую право на получение скидок в лечебных учреждениях Челябинска. Для этого достаточно будет пройти по ссылке "Получить дисконтную карту" в блоке регистрации/авторизации.
На главную Контакты Карта сайта
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 8000-ая аудитория уникальных посетителей и 11 лет продуктивной работы.
более 17000 просмотров страниц портала ежедневно
21882 отзывов пациентов
362 частных клиник, стоматологий и центров
101 больниц, поликлиник, диспансеров и т.п.
1938 личных страниц врачей
1100 статейных публикаций и интервью
9962 консультаций врачей
46 участников дисконтной сети Med74.RU

Долгушин Илья Ильич: "Есть такая "партия" - Челябинская государственная медицинская академия"

27.01.2010

  Если вы захотите провести эксперимент и узнать, где учились врачи, работающие в самых разных уголках нашей области, то зря потеряете время: подавляющее большинство из них вышли из стен одного учебного учреждения - Челябинской государственной медицинской академии, которая в прошлом году отметила свое 65-летие. Этот факт с удовольствием подтверждает и ректор вуза член-корреспондент РАМН, заслуженный деятель науки РФ, профессор Илья Ильич Долгушин.

 - Действительно, армия южноуральских врачей на 95 процентов состоит из выпускников нашего вуза: это и участковые врачи, которые первыми встречаются с болью и страданиями пациентов, это и заведующие отделениями в крупнейших больницах Челябинска и области, это и известные ученые, профессора с мировыми именами. И все они не теряют связи с альма-матер. За 65 лет работы из стен ЧелГМА вышли примерно 23 тысячи выпускников.

 - Интересно узнать, а как вы, Илья Ильич, пришли в этот вуз?

 - Все решилось очень спонтанно. В старших классах у меня было неплохо с математикой, я даже хотел поступать на математический факультет МГУ. Но в десятом классе совершенно случайно мне в руки попала книга «Охотники за микробами» - она и определила мой интерес к микробиологии. На втором курсе медицинского института я пришел в студенческий научный кружок на кафедру микробиологии и с тех пор ей не изменял.
В академии прошел все ступени: ассистент, профессор, заведующий кафедрой. На собственном опыте знаю трудности и проблемы преподавательской работы. Как и все преподаватели нашей академии. Практически все они связаны с вузом со студенческих лет, у многих из них - одна запись о приеме на работу.

 - Интересно узнать, Илья Ильич, а каким вы были студентом?

 - У меня была очень насыщенная интересная студенческая жизнь. Помню нашу дружную туристскую компанию, мы часто ходили в походы. А уже на четвертом курсе я стал работать медбратом. Казалось бы, свободного времени не было совсем, а в воспоминаниях о тех годах осталось ощущение радости и свободы.

 - А как вы относитесь к нынешним студентам?

 - Как правило в медицинский вуз идет особая порода людей, которых привлекают романтика профессии и стремление к высокой, благородной цели. По моему мнению, студент не должен зубрить, он должен свободно владеть полученными знаниями, активно применять их в жизни. Как и в наше время, студенты делятся на тех, кто пришел в институт, чтобы стать врачом-профессионалом, и на тех, кто учится без особого интереса. Считаю, что уровень интеллекта у современных студентов не снизился. Как раз такие, думающие, студенты мне очень нравятся.

 - Никто не станет оспаривать тот факт, что профессия врача отличается от других, имеет особый статус. Мы смотрим на доктора, как на бога, доверяем ему самое ценное - свое здоровье и порой даже жизнь. Илья Ильич, а медицинское образование имеет какие-то особенности?

 - Безусловно. Медицинский вуз - особый. Система подготовки специалистов здесь иная, нежели в других учебных заведениях. Первые три года мы учим студентов теории, а потом они занимаются на клинических базах более чем в двух десятках больниц Челябинска. Точно так же и наши преподаватели - работают в вузе и одновременно в больницах.
 Сегодня лишь девять медицинских вузов страны имеют собственные клиники. В их числе и наша медакадемия. Клиника ЧелГМА - это большая многопрофильная больница почти на 600 коек, в которой работают около 1 200 сотрудников. В клинике создано несколько уникальных центров: дисбактериоза, липидный, центр диабетической стопы.
 После зимних каникул начнутся занятия в недавно открывшемся центре практических навыков. Он оборудован современными фантомами и симуляторами. Подобные центры есть далеко не во всех академиях России.
Надо сказать, что в ЧелГМА традиционно сильны и развиваются различные научные направления: кардиологическое, онкологическое, направление экспериментальной гематологии, патологоанатомии, иммунологии. Работает НИИ иммунологии, а также у нас при вузе функционирует много различных лабораторий, в том числе и Российской академии наук, Южно-Уральского научного центра РАМН.
 Профессия врача отличается еще и тем, что, помимо диплома о высшем профессиональном образовании, здесь требуется сертификат специалиста, который нужно подтверждать на протяжении всей профессиональной карьеры, проходя курсы повышения квалификации минимум раз в пять лет.
 Одним словом, наша профессия требует определенного самоограничения и в то же время - постоянного совершенствования, развития.

 - Илья Ильич, высшая школа сейчас переживает трудные времена. Многие вузы испытывают сложности с набором. Что вы думаете по этому поводу?

 - Спрос на медицинские профессии, интерес к медицине не зависит от моды, он всегда высок. А в прошлом, 2009 году, конкурс на все специальности у нас даже возрос, составив в целом по академии более шести человек на место (в 2008 году - 2,4). Самые высокие показатели продемонстрировали медико-профилактический (16,5, в 2008 году - 3,4) и фармацевтический (14,5, в 2008 году - 3,5) факультеты. Кроме того, увеличился и проходной балл на все специальности.
 А что касается «трудных времен», то разве легко было, например, в середине 90-х, когда в вузах не платили зарплату, совсем не финансировалась наука. Но для нашей академии эти сложные годы стали временем не простого выживания, а заметного преобразования. Мы не просто сохранили то, что имели, - академия очень сильно прибавила, появились новые факультеты.
 Очень своевременно мы открыли медицинский колледж, и теперь академия готовит медицинские кадры со средним специальным образованием. Колледжу в прошлом учебном году исполнилось десять лет. И если восемь лет назад среднее медицинское образование в нем можно было получить только на коммерческой основе, то теперь и здесь мы проводим набор студентов на бюджетные места. Все студенты колледжа обеспечиваются общежитием.
 Если говорить о реформировании высшей школы, то, на мой взгляд, во многом оно происходит в пожарном порядке. Никто толком не просчитывает последствий. Мне очень близки слова Конфуция о том, что перемены должны быть либо постепенными, либо никакими. Только постепенные изменения могут сохранить то лучшее, что накоплено за предыдущие годы.

 - В прошлом году Вы, как заместитель председателя Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, несколько раз выступали в Государственной Думе на парламентских слушаниях концепции развития здравоохранения РФ. Интересно узнать, о чем там шла речь?

 - Все знают, что правительство Российской Федерации подписало Болонское соглашение. Безусловно, интеграция России в международное образовательное пространство, сегодня является делом необходимым и актуальным, но ректоры медицинских и фармацевтических вузов при этом считают, что не менее важно сохранить лучшие традиции российской медицинской школы.

 - Илья Ильич, что конкретно вы имеете в виду, когда говорите об этих традициях?

 - Прежде всего это касается сохранения традиционных для нашей страны направлений вузовской подготовки, таких как «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», «Фармация» и «Сестринское дело». Дело в том, что укоренившиеся у нас направления подготовки отличаются от зарубежных. Там, например, отсутствует «Педиатрия», как самостоятельная специальность. А вместо «Медико-профилактического дела» во многих странах существует «Общественное здравоохранение».
 Совет ректоров единодушен и в вопросе о сохранении одноуровневой системы подготовки врачей. Внедрение двухуровневой системы - бакалавриата и магистратуры - признано нецелесообразным. Кстати сказать, по этому вопросу в медицине практически всех стран также существует единодушие.

 - Вы выступали перед законодателями. Были ли у вас какие-то предложения по совершенствованию законодательной базы в здравоохранении?

 - Да, конечно. По мнению Совета ректоров необходимо разработать и принять Медицинский кодекс РФ, который регулировал бы весь комплекс общественных отношений, возникающих при оказании медицинской помощи. А в качестве оперативной меры, по-видимому, могла бы стать разработка и принятие Федерального закона «О медицинской деятельности», в структуру которого будет включен раздел «Подготовка и переподготовка медицинских кадров».
 В этом разделе должно быть прописано и Положение о клинических базах. Эта проблема сегодня очень болезненна для медицинских вузов, поскольку правовые взаимоотношения между вузами (федеральными учреждениями) и областными, муниципальными учреждениями здравоохранения по поводу использования движимого и недвижимого имущества, оплаты за медицинские услуги до сих пор не решены, и это очень осложняет работу вузов.

 - Медицина постоянно развивается, от врачей требуется все больше знаний и навыков. Будет ли это учитываться и при подготовке образовательных стандартов нового поколения.

 - При разработке стандарта по программам специалистов мы предлагаем увеличить объем профессионального цикла, чтобы выпускники по окончании вуза приобрели знания и умения, достаточные для самостоятельной профессиональной деятельности.
 По сути, речь идет о том, чтобы выпускники вуза могли после его окончания без обучения в интернатуре замещать в лечебных учреждениях должности, связанные с оказанием первичной медицинской помощи, то есть вернуться к тому, что было совсем недавно.
 Нуждается в совершенствовании и система послевузовского образования. Предполагается, что она будет проходить в ординатуре, однако продолжительность обучения будет зависеть от специальности и составит для терапевта один-два года, для хирурга - до 5 лет.
 Что касается дополнительного образования, то, на наш взгляд, является разумным отход от системы обязательного повышения квалификации на сертификационных циклах один раз в пять лет. Целесообразно более широко использовать дистанционные технологии, систему накопительных кредитов, которая бы учитывала обучение врачей на семинарах, в передовых клиниках.

 - Не могу не спросить о такой острой теме, как зарплата медицинских работников. Были ли у вас предложения к депутатам по этому поводу?

 - Согласен, что тема эта очень болезненна. Сейчас в России сформировался острый дефицит медицинских кадров (врачей - около 50 тысяч, сестер - 80 тысяч). А в некоторых регионах он достигает критического уровня, особенно в сельской местности. Этот дефицит объясняется не только тем, что образовательные учреждения выпускают недостаточно специалистов. Беда в том, что до трети (если не больше) выпускников вузов и колледжей уходят из медицины. А есть вузы, которые, по сути дела, вообще работают вхолостую.
 Причин этому много, но одна из главных - низкая заработная плата, отсутствие социальных гарантий. На сегодняшний день проблема закрепления кадров стоит гораздо острее, чем проблема их подготовки. Наиболее очевидные пути решения этой проблемы - повышение зарплаты и государственное распределение выпускников.
 Но реализовать их, к сожалению, невозможно. Первый - потому, что нет денег, второй - поскольку государственное распределение противоречит Конституции страны. И тем не менее, эта проблема может быть решена только законодательно, иначе вузы так и будут работать вхолостую. Кстати сказать, механизм закрепления кадров также мог бы быть прописан в федеральном законе «О медицинской деятельности».

 - Вы ректор такого крупного вуза, одновременно продолжаете заведовать кафедрой, возглавляете НИИ иммунологии, являетесь председателем защитного совета, научным руководителем диссертантов. Но ведь в сутках всего 24 часа.

 - А я скажу по-другому: в сутках целых 24 часа! Если говорить серьезно, то без сплоченных команд, что на кафедре, что в НИИ, что в ректорате, я бы успевал гораздо меньше. По моему мнению, главное достояние академии - это люди. Я всегда говорил и готов повторять при каждом удобном случае: у нас прекрасный коллектив, имеющий высокий научный, профессиональный, преподавательский и просто человеческий потенциал. Все мы нацелены на общее дело, на общий результат. Это дорогого стоит.
 Все сотрудники, преподаватели и студенты нашего вуза должны быть членами одной партии - партии Челябинской государственной медицинской академии.

 - Чем вы живете сегодня, о чем думаете и переживаете?

 - Нам необходимо развивать действующие и создавать новые факультеты, открывать новые специальности в интернатуре и ординатуре. Наша академия имеет все условия для реализации идеи непрерывного медицинского образования.
 Сегодня в структуре ЧелГМА факультет довузовской подготовки, шесть факультетов додипломного образования (лечебный, педиатрический, стоматологический, медико-профилактический, фармацевтический, социальной работы, высшего сестринского образования и менеджмента), факультет послевузовского и дополнительного профессионального образования, медицинский колледж.
 И надо сказать, последнее десятилетие академия успешно реализует свой богатый потенциал для подготовки медицинских кадров не только для Челябинской, но и для Курганской области, Республики Тыва, Ханты-Мансийского автономного округа.
 Включение в структуру академии клиники позволяет, кроме совершенствования учебного процесса, использовать эту базу для разработки и внедрения новых технологий лечения.
 Присоединение к Болонской конвенции открывает новые перспективы международной деятельности академии. Переход на новые учебные планы позволит российским вузам выдавать дипломы международного образца, что может привлечь студентов ближнего зарубежья и стран Азии и Африки. Мы должны занять здесь свою нишу.

Ольга Терехина, специально для Med74.RU 

Здравствуйте Иван Ильич.можно пройти у вас специализацию по психотерапии ,ознакомиться с полной информацией.
Закончила я эту академию, а потом еще один университет, но уже не медицинский. Очень негативное отношение, мои дети в этой академии точно учиться не будут. Единственный вуз, (я поступила в 1993 году), не поздравил первокурсников с зачислением, самая грязная столовая в городе в главном корпусе этой академии, самое хамское и жесткое отношение к студентам врачей студенческой поликлиники и части преподавателей. Единственное за что могу сказать спасибо, академия научила меня хватать на лету любые знания, второе высшее образование было получить очень легко. А второе образование получено потому что талантливой молодежи места ни в этой академии, ни в лечебных учреждениях не предусмотрено. Одни дочки, внучки, племянницы, жены, мужья.


Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:

Имя
Email
Повторите, пожалуйста, указанный код
Ваше сообщение

 
Закрыть
Закрыть
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Закрыть