Med74.RU – медицинский портал Челябинска Полная версия

Статьи

Развитие речи ребенка

Развитие речи ребенкаРечь — это удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Г. Гегель)

Значимость развития речи трудно переоценить. Недаром во все времена выдающиеся мыслители придавали большое значение умению выражать свои мысли. Современные психологи однозначно связывают интеллектуальное развитие индивидуума с развитостью его речевой деятельности. Процесс развития речи сложный и длительный. Как это происходит, правильно ли и своевременно, необходимо знать родителям. Это поможет вовремя заметить какие-то несоответствия и скорректировать их. Он включает несколько этапов.

1-й этап. Становление словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка).

При рождении первые голосовые реакции — крик и плач — способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

В 2 недели: реагирует на голос говорящего, перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.

В месяц поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами, реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет. Ребенка уже можно успокоить мелодичной песней, колыбельной.

В 2 месяца у ребенка появляется гуление, в 3 месяца — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. В 5 месяцев слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. 6-месячный малыш путем подражания про износит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба- ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем постепенно ребенок перенимает все элементы звучащей речи: не только звуки, но и тон, темп, ритм, мелодику и интонацию. После 6 месяцев воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В 7 — 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым более разнообразные сочетания звуков.

В 10 — 11 месяцев появляются реакции на сами слова независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время особое значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

В 11 — 12 месяцев произносит первые слова.

2-й этап. Первоначальное овладение языком и формирование расчлененной звуковой речи.

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

В 1 год слова ребенка носят обобщенно- смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово “каша” может означать в разные моменты: вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово “папа”: пришел папа; нет папы; папа подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослыми. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

В 1,5 года слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. Примерное количество слов 10 — 15.

На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словарного запаса (примерно 300 слов). Значения слов становятся все более определенными.

В 2 года дети практически овладевают навыками употребления форм единственно го и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

К началу 3 года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала он выражает свои желания и просьбы одним словом. Потом примитивными фразами без согласования («Мама, пить ма муле Тата» — мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

В возрасте 3-х лет ребенок хорошо произносит все звуки раннего возраста: а, о, у, и, м, п, б, д, н, к, г, х, с, з.

3-й этап — дошкольный (от 3 до 6 — 7 лет).

Это период речевой практики и обобщения языковых факторов.

На данном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Обнаруживаются дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. У ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью.

В 3 года происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем.

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение (я куклу в такое красивое платье одела; я стану большим сильным дядей).

К концу 4-го года жизни ребенок должен дифференцировать все звуки. Заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребенок говорит практически чисто.

На 5-м году жизни дети относительно свободно используют сложные предложения (потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины). Высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают большое количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.

Значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и наконец сонорные, шипящие и свистящие звуки.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

4-й этап — школьный (от 7 до 17 лет).

Овладение письменной речью и освоение научного подхода к языку. Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду — письменной речи.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Процесс речевого развития детей будет происходить своевременно и правильно, если ребенок:
  • здоров, имеет нормальный слух, зрение и умственные способности;

  • обладает достаточной психической активностью и потребностью в речевом общении;

  • имеет полноценное речевое окружение.

Своевременное и правильное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем мире.

Зачем, о смертные,Мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая — побеждать!

Еврипид.

М.Б. КОРОЛЕВА,
главный логопед города.

 

Copyright © 2005-2024 Med74.RU Челябинск

 
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА