![]() |
|
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
Мнения о нас:
|
Скидки на лечение
Акции медцентров
![]() |
Развитие речи ребенкаЛогопедия в медицинских учреждениях Челябинска: ![]() Значимость развития речи трудно переоценить. Недаром во все времена выдающиеся мыслители придавали большое значение умению выражать свои мысли. Современные психологи однозначно связывают интеллектуальное развитие индивидуума с развитостью его речевой деятельности. Процесс развития речи сложный и длительный. Как это происходит, правильно ли и своевременно, необходимо знать родителям. Это поможет вовремя заметить какие-то несоответствия и скорректировать их. Он включает несколько этапов. 1-й этап. Становление словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка). При рождении первые голосовые реакции — крик и плач — способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. В 2 недели: реагирует на голос говорящего, перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. В месяц поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами, реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет. Ребенка уже можно успокоить мелодичной песней, колыбельной. В 2 месяца у ребенка появляется гуление, в 3 месяца — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. В 5 месяцев слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. 6-месячный малыш путем подражания про износит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба- ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем постепенно ребенок перенимает все элементы звучащей речи: не только звуки, но и тон, темп, ритм, мелодику и интонацию. После 6 месяцев воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). В 7 — 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым более разнообразные сочетания звуков. В 10 — 11 месяцев появляются реакции на сами слова независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время особое значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). В 11 — 12 месяцев произносит первые слова. 2-й этап. Первоначальное овладение языком и формирование расчлененной звуковой речи. С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. В 1 год слова ребенка носят обобщенно- смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово “каша” может означать в разные моменты: вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово “папа”: пришел папа; нет папы; папа подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослыми. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой. В 1,5 года слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. Примерное количество слов 10 — 15. На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словарного запаса (примерно 300 слов). Значения слов становятся все более определенными. В 2 года дети практически овладевают навыками употребления форм единственно го и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности. К началу 3 года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала он выражает свои желания и просьбы одним словом. Потом примитивными фразами без согласования («Мама, пить ма муле Тата» — мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. В возрасте 3-х лет ребенок хорошо произносит все звуки раннего возраста: а, о, у, и, м, п, б, д, н, к, г, х, с, з. 3-й этап — дошкольный (от 3 до 6 — 7 лет). Это период речевой практики и обобщения языковых факторов. На данном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Обнаруживаются дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. У ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. В 3 года происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение (я куклу в такое красивое платье одела; я стану большим сильным дядей). К концу 4-го года жизни ребенок должен дифференцировать все звуки. Заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребенок говорит практически чисто. На 5-м году жизни дети относительно свободно используют сложные предложения (потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины). Высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают большое количество предложений. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью. Значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и наконец сонорные, шипящие и свистящие звуки. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений. 4-й этап — школьный (от 7 до 17 лет). Овладение письменной речью и освоение научного подхода к языку. Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду — письменной речи. Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий. Процесс речевого развития детей будет происходить своевременно и правильно, если ребенок:
Своевременное и правильное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем мире. Еврипид. М.Б. КОРОЛЕВА, По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 12 за июль 2014) Версия для печати |
|