Советы родителям первоклассника
!
С момента поступления в школу ребенок попадает в новые социальные условия и постепенно начинает осваивать новую общественную роль «Я - ученик». Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), социальной роли может привести к переживанию ребенком «Кризиса 7-ми лет». Как он проявляется? Дети могут стать трудновоспитуемыми, мы как будто не узнаем наших «послушных» малышей. В поведении ребенка появляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым или, совсем наоборот, дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами, в период кризиса могут стать тихими и незаметными. Как помочь ребенку преодолеть кризис 7-ми лет? Прежде всего помните, что кризисы - это явления временные, они проходят, их просто нужно пережить. Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, все валится из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чем-то обвиняли. Ребенок такой же человек, только маленький! Не спешите ругать его или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите отдохнуть от произошедшей неудачи. Например, можно вместе пойти погулять или поиграть во что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришел на помощь, или просто приласкать и взбодрить своего любимого сына или дочку. Чтобы избежать кризиса: Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику осознать значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните необходимость и целесообразность их выполнения. Убедите ребенка, что он пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением, интенсивностью учебных и игровых занятий дома, прогулок и режимом питания. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Учите ребенка не теряться, когда критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте к тому, что в школе он может столкнуться с негативными оценками своей работы. Объясните, что критика относится к его поступку или работе, а не к его личности, тогда замечание не будет восприниматься как обида. Убедите ребенка, что в коллективе учитель не может уделять внимание каждому и хвалить именно за каждый этап работы. Оказывая помощь в подготовке домашних заданий, поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить возможности ребенка. Не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу, если вас беспокоит чтото в поведении ребенка, его учебных делах. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Начало обучения в школе сложная пора как для ребенка, так и для родителей. Малыш попадает в новые условия, в которых необходимо выполнять определенные требования, подчиняться дисциплине. Адаптация к школе проходит всю первую четверть, а иногда длительнее.
В этот период ребенок особенно остро реагирует на неудачи, появляется эмоциональная реакция на успешность и неуспешность, поэтому очень важно проявлять к нему внимательное, чуткое отношение, демонстрировать понимание. Родителям необходимо обеспечить ребенку щадящий режим - более продолжительный сон, усиленную витаминизацию пищи, ограничить время просмотра телевизионных передач, кино, посещения гостей. А самое важное - ему особенно нужна помощь взрослых: будьте предельно терпеливы, сдержанны, спокойны, доброжелательны; поощряйте хорошее поведение, не акцентируйте внимание на просчетах, поддерживайте советом; предоставьте возможность для двигательной «разрядки», в режиме дня предусмотрите время для прогулок, физических упражнений; согласуйте свои требования с рекомендациями учителя, расскажите об индивидуальных особенностях своего ребенка психологу; помогите организовать деятельность ребенка по четко распланированному, стереотипному распорядку; при выполнении сложного для ребенка задания разделите его на части и проследите за выполнением каждой из них; продумайте организацию рабочего места, исключите отвлекающие предметы; используйте игровые приемы, они помогают снять стрессы, поддержать благоприятное эмоциональное состояние ребенка; рассказывайте на ночь интересные истории из жизни ребенка, добрые сказки, это снимает напряжение «рабочего» дня. А самое главное - любите его. Этим вы сохраните здоровье ребенка и свое собственное.
Т.Э. Рачук, психотерапевт ДГП № 7 По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 11 за сентябрь 2011) Версия для печати
|