Закрыть
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Закрыть
Фамилия *
Имя *
Отчество  
Пол  
Дата рождения   дд.мм.гггг
Email *
Пароль *
Повтор пароля *
Индекс  
Адрес  
Телефон  
Дополнительная информация о себе
* Поля обязательные для заполнения

Med74.RU обязуется хранить всю предоставленную информацию конфиденциально и не разглашать ее третьим лицам. После регистрации в качестве пользователя, в любое время Вы сможете получить единую дисконтную карту Med74.RU, дающую право на получение скидок в лечебных учреждениях Челябинска. Для этого достаточно будет пройти по ссылке "Получить дисконтную карту" в блоке регистрации/авторизации.
На главную Контакты Карта сайта
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
более 20000 просмотров страниц портала ежедневно
32842 отзыва пациента
456 частных клиник, стоматологий и центров
168 больниц, поликлиник, диспансеров
8043 личных страниц врачей
1637 статейных публикаций и интервью
17675 консультаций врачей
27 участников дисконтной сети Med74.RU (7934 пациента получили скидочные карты по заявкам с нашего сайта)
  по данным на 01.06.2020

Нарушения школьных навыков

Нарушения школьных навыковВ нашей жизни прочно утвердились термины, характеризующие школьную неуспеваемость, а именно: специфические расстройства чтения (дислексия) и правописания (дисграфия). Довольно часто эти два расстройства сочетаются друг с другом. Дислексия проявляется в замедленном либо ускоренном темпе чтения с ошибками и запинками, при чтении вслух пропускаются, меняются местами или заменяются буквы и слова. Расстройство письма (дисграфия) проявляется большим числом ошибок.

Например, «круг - руг», «окно - акно», «место - мсто», «солнце - сонце». Часто сопутствующими расстройствами могут быть нарушения речи, моторики и пространственного восприятия.

Актуальность проблемы смешанных расстройств школьных навыков письма и чтения определяется распространенностью среди детей школьного возраста от 8 до 26 процентов. У мальчиков нарушения школьных навыков встречаются в 3 - 4 раза чаще, чем у девочек.

Причины подобных расстройств многофакторные, то есть в возникновении нарушений принимают участие как биологические, так и социально-психологические факторы. На первом месте стоит наследственность, когда ближайшие родственники имели проблемы, связанные с письмом, чтением, или задержки в развитии речи, а также раннее органическое поражение головного мозга. Проблема дислексии и дисграфии возникает при воздействии неблагоприятных внешних факторов, особенно связанных с характером обучения, с педагогической средой в школе, а также с семейными условиями.

Наряду со школьными проблемами у детей могут развиваться вторичные сопутствующие поведенческие и эмоциональные нарушения. Чаще всего они проявляются недисциплинированностью, агрессивностью, конфликтностью, нежеланием выполнять задания в школе и домашние уроки, затруднением в налаживании контактов с одноклассниками, снижением школьной мотивации в целом, отсутствием желания достижения школьных успехов. Дети могут быть гиперактивны, беспокойны, у них снижается концентрация внимания. Эмоциональные расстройства чаще проявляются в виде страхов школьных неудач, боязни получить плохую оценку или быть наказанными родителями, как следствие этого дети прогуливают школу. У детей с дислексией и дисграфией может снижаться самооценка, изменяться настроение, вплоть до депрессивного с различными психосоматическими проблемами. Часто дети жалуются на головные боли, тошноту, аллергические реакции, боли в животе, которые связаны со школьными неудачами. Наиболее серьезным следствием школьных проблем является отказ ребенка посещать школу.

Если негативное отношение к обучению носит длительный характер, сочетается с выраженными поведенческими нарушениями, то есть формируется школьная дезадаптация, может создаваться впечатление, что у ребенка имеется интеллектуальная недостаточность, но такое мнение, как правило, ошибочно. Дети со специфическими нарушениями школьных навыков не имеют сниженного интеллекта.

Диагностика дислексии и дисграфии осуществляется несколькими специалистами: педиатром, который оценивает соматическое состояние ребенка, неврологом, психологом с полной оценкой интеллектуального развития, нейропсихологом, который определяет развитие основных функций головного мозга, связанных с формированием навыков чтения, письма, врачом-психиатром и врачом-психотерапевтом. При необходимости для исключения нарушений со стороны органов зрения и слуха требуется консультация окулиста и ЛОР-врача.

Оказание помощи детям, имеющим нарушения письма и чтения, осуществляется также комплексно с участием различных специалистов. В первую очередь необходима консультация родителей по проблеме дислексия - дисграфия. Им необходимо объяснить суть проблемы с целью изменения их отношения к ребенку по поводу выполнения домашних заданий, которые подчас занимают много времени и вызывают раздражение и нетерпимость у родителей. Показано семейное консультирование, семейная психотерапия, тренинги для родителей, где они могут поделиться своей проблемой, услышать советы от других семей и перенять положительный опыт.

Что касается помощи самому ребенку с дислексией - дисграфией, то она осуществляется комплексно с участием психиатра, врача-психотерапевта, логопеда, если есть нарушения речи, и нейропсихолога. Каждый специалист осуществляет специализированную квалифицированную помощь в преодолении трудностей чтения и письма.

Нейропсихологическая коррекция направлена на улучшение слуховой и зрительной памяти, фонетико-фонематических процессов, моторных и графомоторных навыков письма, пространственного восприятия.

Психотерапевтическая помощь направлена на преодоление эмоциональных и поведенческих нарушений: преодоление страхов, неудач, неуспехов в учебе, формирование адекватной самооценки. Задачей психотерапии не ставится обучение соответствующим школьным навыкам, но с помощью психотерапевтических техник опосредованно происходит личностное улучшение, тем самым повышая уверенность ребенка в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями, преодоление разочарований. Можно поддержать ребенка и снять напряжение фразами: «ты молодец», «у тебя все получается». Это очень важно для дальнейшей жизни ребенка, в плане отношения к учебе, к выбору профессии и к труду в целом, конечно, при постоянной поддержке взрослых.

Очень важна помощь и со стороны педагогов в этом нелегком процессе. Педагоги могут поддержать ученика, дать ему небольшую «фору» при постановке оценки, например, ребенок делал 10 - 13 ошибок и получал за это 2, затем в процессе коррекции число ошибок уменьшается до 5 - 7, это тоже неудовлетворительная оценка, но можно поддержать его и поставить 3. Тем самым сформировать уверенность, ощущение первого успеха, повысить школьную мотивацию и желание к дальнейшим лечебным и коррекционным мероприятиям. При выраженных трудностях, когда первой причиной является органическое поражение головного мозга, показана медикаментозная терапия ноотропными препаратами, хорошо зарекомендовали себя в коррекции дислексии и дисграфии церебропротекторы, назначение которых осуществляет психиатр.

В заключение хочется сказать, что динамика расстройства чтения положительна с возрастом, а вот нарушения письма стойко сохраняются и в подростковом возрасте, и у некоторых взрослых. Коррекционные мероприятия нарушений школьных навыков письма и чтения проводятся длительно, иногда годами и могут сопровождать процесс обучения в школе. При проведении коррекции требуется терпение от всех участников процесса: самого ребенка, родителей, педагогов.

И.В. ЗАБОЗЛАЕВА, ассистент кафедры подростковой психиатрии
 и медицинскойпсихологии УГМАДО, к.м.н, врач-психотерапевт

По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 4 за март 2011)


Версия для печати
 
Закрыть
Закрыть
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Закрыть