|
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
Мнения о нас:
|
Скидки на лечение
Акции медцентров
|
Развивающееся родительствоРастет интерес к психологии развития детей. Изучаются взгляды, представления, убеждения и установки родителей, механизм их влияния на детское развитие. И зарубежные, и отечественные авторы активно призывают к педагогическому просвещению родителей. Проблема семейного воспитания детей у разных авторов приобретает разное звучание. Например, у некоторых авторов на первом месте в детско-родительских отношениях рассматривается личность ребенка и испытываемые им переживания как последствия влияния взрослых; в других случаях в центре внимания фигура родителя, его роль во взаимодействии с ребенком и возникающие при этом трудности. Рассмотрим оба направления во взаимосвязи. Основы личностного развития закладываются еще в пренатальном периоде. Поэтому огромное значение придается периоду внутриутробного развития, процессу родов и первому году жизни. Родителям необходимо осознавать свою ответственность перед ребенком не только за воспитание, но и за зачатие, беременность, роды. Близким, родственникам беременной женщины - за ее психоэмоциональное благополучие. В первые минуты после рождения ребенка прикладывают к груди матери. Эта «встреча» важна и для матери, и для новорожденного, как установление психоэмоциональной связи между ними на новом уровне. Первые два месяца считаются кризисными, происходит адаптация младенца к окружающему миру. В этот период мать и ребенок сонастраиваются друг на друга. Кризисный период считается пройденным, когда ребенок оживляется при виде матери - улыбается, вскидывает ручки, прислушивается к ее голосу, когда мать чувствует своего младенца, по плачу, крику определяет его потребности. Удовлетворение биологических потребностей младенца, предоставление ему возможности получения удовольствия от сосания закладывают основы доверия, привязанности, активности в отношении других людей на всю последующую жизнь. Гибкость, терпимость, разумная требовательность родителей в процессе приучения к опрятности, умении контролировать свои физиологические потребности способствует появлению адекватных форм самореализации, позитивной самооценки. Чрезмерное, как и недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей приводит к своеобразным отклонениям в личностном развитии, например, фиксация на инфантильных формах поведения. От 3 до 6 лет происходит идентификация с родителем собственного пола, увеличивается сходство в поступках, интонациях, заимствуются нормы, ценности родителя. Поэтому этот период так же имеет ключевое значение в развитии личности ребенка. Общение с родителями, их влияние на способы решения возрастных противоречий, конфликтов, неудачи адаптации скажутся впоследствии, проявятся характерологическими проблемами уже у взрослого человека. Негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности. В условиях грамотной родительской позиции (уверенности, надежности, поощрения самостоятельных действий, увеличение контролируемого самим ребенком психологического пространства) формируется здоровая личность с базовым чувством доверия к миру, автономная, самостоятельная, с расширяющимися возможностями самоконтроля, способная к активности, инициативности. Существуют различные подходы к пониманию роли родителей и содержанию детско-родительских отношений. Представим взаимоотношения родителей и детей в виде некой идеальной модели, под которой будем понимать свод принципов, помогающих решить задачу успешного воспитания. Основными понятиями воспитания в данном случае будут: равенство (но не тождественность) между родителями и детьми в области прав и обязанностей, сотрудничество, ответственность за результат. А задачами воспитания:
Родителям следует строить взаимоотношения с детьми на принятии и поддержке, не допускать безграничной свободы. Так как дети не могут предвидеть будущие результаты своих поступков, то установленные родителями ограничения, создают у ребенка чувство безопасности. В сотрудничестве с ребенком важно определиться с обязанностями и ответственностью, как родителя, так и ребенка. Негативное или нежелательное для родителя поведение ребенка преследует вполне определенные цели, и рассматривать его следует как ошибочный подход ребенка. Чтобы директивные цели детей изменить, переориентировать их поведение, необходимо, во-первых, исключить силовое давление родителя, во вторых - творчески подойти к установлению конструктивных взаимоотношений. Основные идеи воспитания:
Для достижения положительного поведения детей родителям необходимо: Использовать семейные обсуждения проблем и достижений семьи. Это позволяет избежать принуждения и рождает у ребенка в дальнейшем желание участвовать в делах семьи. Ступени решения проблем:
Расспрашивать ребенка о его трудностях (исключая оценки и осуждение). Задавая вопросы, проявляя интерес к мнению и чувствам ребенка, вы способствуете развитию его мышления. Нельзя задавать вопросы-ловушки, когда родитель заранее знает ответ. Лучше не критиковать, а констатировать факт, описывая ситуацию через «Я - высказывание». Например, «Я заметила, что руки ты не мыл, давай помоем их сейчас». Давать детям возможность выбора между хотя бы двумя приемлемыми вариантами: «Ты кушать будешь сейчас или когда досмотришь мультфильм». По мере взросления количество альтернатив должно увеличиваться. Не заставлять, не наказывать детей, а позволять им прочувствовать естественные последствия своих поступков. Не стоит применять карательные меры коррекции, лучше включить чувство юмора, предоставить дополнительную возможность для исправления нежелательного поведения, заменить чрезмерное многословие корректными действиями. Помнить, что негативное поведение детей - следствие ошибочных целей, а формирование ответственного поведения - это адекватное отношение к совершенным ошибкам. Постепенно передавая ответственность ребенку за поиск и принятие решения, за результат, вы постепенно приучаете его к умению самостоятельно справляться с проблемами. Предоставлять ребенку образец для подражания. Итак, для позитивного взаимодействия с детьми, родителям необходимы три умения:
Важнейшим в воспитании является проявление искренних, истинных чувств всеми членами семьи, безусловное принятие своих чувств и чувств близких. Важно, чтобы стиль общения в семье был основан на открытости, свободе и взаимном уважении. Взрослеющий человек, принимая безусловную позицию матери и условную любовь отца, строит их образы внутри себя, в их окончательном синтезе и состоит основа духовного здоровья и зрелости. Л.А. ОВЕЧКИНА, психолог ГЦМП По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 12 за сентябрь 2010) Версия для печати |
|