|
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
Мнения о нас:
|
Скидки на лечение
Акции медцентров
|
Гиперактивность с дефицитом внимания у детейГиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) - самая распространенная причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Поэтому знания об этой патологии необходимы не только специалистам, но и родителям. ГРДВ характеризуется несоответствующими нормальным возрастным характеристикам, свидетельствующим о недостаточных адаптационных возможностях - нарушениями внимания, гиперактивности и импульсивности. Первые симптомы развиваются в возрасте до 7 лет, сохраняются постоянно, как минимум, на протяжении 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о слабой адаптации ребенка. Недостаточная адаптация проявляется в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в школе), несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастным показателям. Невнимательность Ребенок часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. Часто складывается впечатление, что он не слушает обращенную к нему речь, не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание), легко отвлекается на посторонние стимулы. Ребенок испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. Он обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению к выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьные занятия). Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома, проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. Гиперактивность Проявляется беспокойными движениями в кистях и стопах, сидя на стуле, ребенок постоянно крутится, вертится. Часто встает в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте, проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге, бывает болтливым. Импульсивность Ребенок отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав до конца. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. Часто мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в беседы или игры). Диагноз ГРДВ считается обоснованным лишь в тех случаях, когда наблюдаемые у ребенка симптомы характеризуются значительной степенью выраженности, постоянством и сочетаются друг с другом. Отдельные и временные характеристики в поведении детей, отмечаемые родителями или другими находящимися рядом с ребенком взрослыми людьми, даже если они и имеют некоторое сходство с ГРДВ, не могут считаться основание для постановки данного диагноза. Помимо ГРДВ эти нарушения могут служить внешними признаками ряда других состояний:
Для уточнения диагноза психологом проводится нейропсихологическое обследование детям с 3-летнего возраста. Большинство специалистов, занимающихся коррекционной работой с детьми, понимают необходимость выявления симптомов недоразвития (дефицитарности) психических функций, их количественной оценки с целью объективизации степени выраженности дефекта и динамики их обратного развития. Нейропсихологическое обследование позволяет определить уровень сформированности отдельных функций: движений и действий, памяти, внимания, речи, мышления. Наиболее важным для диагностики ГРДВ представляется исследование умственной работоспособности и концентрации внимания. Для этого используется специально разработанный для дошкольников вариант корректурной пробы - лист со 104 фигурками разных видов, чередующихся в разном порядке. Ребенку предлагается за 1 минуту зачеркнуть все фигурки определенного вида. Также важными являются показатели обследования движений и действий. На основании полученных данных разрабатывается программа коррекционных мероприятий. Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ГРДВ В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку, хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи - это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
Таким образом, оптимальным при диагностике и лечении ГРДВ является взаимодействие между неврологом и медицинским психологом. Невролог назначает лечение (ноотропы, седативные препараты, общеукрепляющая терапия), психолог проводит диагностическое обследование и коррекционную работу с детьми, консультативную работу с родителями. Автор: Е. В. Заитова, невролог, М. Б. Королева, психолог МУЗ ДГП №2. По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 9 за август 2009) Версия для печати |
|