Закрыть
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Закрыть
Фамилия *
Имя *
Отчество  
Пол  
Дата рождения   дд.мм.гггг
Email *
Пароль *
Повтор пароля *
Индекс  
Адрес  
Телефон  
Дополнительная информация о себе
* Поля обязательные для заполнения

Med74.RU обязуется хранить всю предоставленную информацию конфиденциально и не разглашать ее третьим лицам. После регистрации в качестве пользователя, в любое время Вы сможете получить единую дисконтную карту Med74.RU, дающую право на получение скидок в лечебных учреждениях Челябинска. Для этого достаточно будет пройти по ссылке "Получить дисконтную карту" в блоке регистрации/авторизации.
На главную Контакты Карта сайта
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
более 20000 просмотров страниц портала ежедневно
32842 отзыва пациента
456 частных клиник, стоматологий и центров
168 больниц, поликлиник, диспансеров
8043 личных страниц врачей
1637 статейных публикаций и интервью
17675 консультаций врачей
27 участников дисконтной сети Med74.RU (7934 пациента получили скидочные карты по заявкам с нашего сайта)
  по данным на 01.06.2020

Гиперактивность с дефицитом внимания у детей

Гиперактивность с дефицитом внимания у детейГиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) - самая распространенная причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Поэтому знания об этой патологии необходимы не только специалистам, но и родителям.

ГРДВ характеризуется несоответствующими нормальным возрастным характеристикам, свидетельствующим о недостаточных адаптационных возможностях - нарушениями внимания, гиперактивности и импульсивности.

Первые симптомы развиваются в возрасте до 7 лет, сохраняются постоянно, как минимум, на протяжении 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о слабой адаптации ребенка. Недостаточная адаптация проявляется в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в школе), несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастным показателям.

Невнимательность

Ребенок часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. Часто складывается впечатление, что он не слушает обращенную к нему речь, не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание), легко отвлекается на посторонние стимулы. Ребенок испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. Он обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению к выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьные занятия). Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома, проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Гиперактивность

Проявляется беспокойными движениями в кистях и стопах, сидя на стуле, ребенок постоянно крутится, вертится. Часто встает в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте, проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге, бывает болтливым.

Импульсивность

Ребенок отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав до конца. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. Часто мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в беседы или игры). Диагноз ГРДВ считается обоснованным лишь в тех случаях, когда наблюдаемые у ребенка симптомы характеризуются значительной степенью выраженности, постоянством и сочетаются друг с другом. Отдельные и временные характеристики в поведении детей, отмечаемые родителями или другими находящимися рядом с ребенком взрослыми людьми, даже если они и имеют некоторое сходство с ГРДВ, не могут считаться основание для постановки данного диагноза.

Помимо ГРДВ эти нарушения могут служить внешними признаками ряда других состояний:

  • индивидуальные особенности личности и темперамента: характеристики поведения активных детей не выходят за границы возрастной нормы, уровень развития высших психических функций хороший;
  • тревожное расстройство: особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов;
  • последствия перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации;
  • астенический синдром при соматических заболеваниях;
  • эндокринные заболевания;
  • расстройства развития школьных навыков: дислексия, дисграфия, дискалькулия;
  • сенсоневральная тугоухость;
  • эпилепсия;
  • психические расстройства: нарушения поведения, аффективные расстройства, умственная отсталость, аутизм.

Для уточнения диагноза психологом проводится нейропсихологическое обследование детям с 3-летнего возраста. Большинство специалистов, занимающихся коррекционной работой с детьми, понимают необходимость выявления симптомов недоразвития (дефицитарности) психических функций, их количественной оценки с целью объективизации степени выраженности дефекта и динамики их обратного развития. Нейропсихологическое обследование позволяет определить уровень сформированности отдельных функций: движений и действий, памяти, внимания, речи, мышления. Наиболее важным для диагностики ГРДВ представляется исследование умственной работоспособности и концентрации внимания. Для этого используется специально разработанный для дошкольников вариант корректурной пробы - лист со 104 фигурками разных видов, чередующихся в разном порядке. Ребенку предлагается за 1 минуту зачеркнуть все фигурки определенного вида. Также важными являются показатели обследования движений и действий. На основании полученных данных разрабатывается программа коррекционных мероприятий.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ГРДВ

В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку, хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи - это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

  • избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»;
  • говорите сдержанно, спокойно, мягко;
  • давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
  • поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение);
  • поддерживайте дома четкий распорядок дня: время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна;
  • избегайте по-возможности скоплений людей, пребывание в крупных магазинах, на рынках и т. п., что оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие;
  • во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером, избегайте беспокойных, шумных приятелей;
  • оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
  • давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию за счет ежедневной физической активности на свежем воздухе.

Таким образом, оптимальным при диагностике и лечении ГРДВ является взаимодействие между неврологом и медицинским психологом. Невролог назначает лечение (ноотропы, седативные препараты, общеукрепляющая терапия), психолог проводит диагностическое обследование и коррекционную работу с детьми, консультативную работу с родителями.

Автор: Е. В. Заитова, невролог, М. Б. Королева, психолог МУЗ ДГП №2.

По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 9 за август 2009)


Версия для печати
 
Закрыть
Закрыть
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Закрыть