|
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
Мнения о нас:
|
Скидки на лечение
Акции медцентров
|
Ребенок пошел в 1-й классПедиатрия в медицинских учреждениях Челябинска: Уклад жизни маленького человека, который первый раз переступает школьный порог, сильно меняется. У него будет другой режим дня, питания, расширится круг обязанностей. Ребенок попадает в новую обстановку, встречается с новыми детьми и взрослыми. Все это требует приспособления к новым условиям. Период адаптации к школе иногда сопровождается ухудшением здоровья ребенка. У некоторых детей появляется перенапряжение нервной системы, снижается сопротивляемость к простудным заболеваниям, нарушается поведение, сон, аппетит, снижается работоспособность. Вероятность появления этих нежелательных явлений зависит от состояния здоровья малыша и от того, как он подготовлен к школе. Самый важный и первостепенный показатель подготовки к учебе - здоровье. Под определением «здоровый ребенок» подразумевается не только отсутствие у него острых и хронических заболеваний, но и гармоничное физическое и психическое развитие, нормальное функционирование внутренних органов, высокая работоспособность, устойчивость организма к экстремальным и болезнетворным воздействиям. Дети с отклонениями в состоянии здоровья требуют особого внимания, они нуждаются в индивидуальном подходе в процессе обучения в школе. Адаптация ребенка к школе во многом зависит от условий жизни. Особенно неблагоприятное воздействие оказывают нарушение режима дня, пагубные привычки родителей (курение, злоупотребление алкоголем), конфликтные ситуации в семье. Основой адаптации ребенка к школе должен стать режим дня. Он дисциплинирует, помогает легче привыкать к новым условиям школьной жизни. Особое внимание следует обратить на сон ребенка. К концу дошкольного периода у многих детей постепенно исчезает потребность в дневном сне, однако продолжительность ночного сна следует сохранить не менее 10 -12 часов в сутки. Двигательная активность жизненно необходима для организма ребенка и имеет большое значение не только для физического, но и для умственного развития. Нужно выделить время для занятий утренней гимнастикой, которая станет необходимым звеном в физическом воспитании ребенка. Делать утреннюю гимнастику лучше при открытом окне или форточке, в легкой одежде (майка, трусы, тапочки). Детям 6 - 7 лет следует выполнять 5 - 7 упражнений в течение 10 минут. Упражнения время от времени нужно менять, чтобы они не наскучили. Приступая к утренней зарядке, покажите и разъясните ребенку, как выполнять упражнения правильно. И самое лучшее - делайте зарядку вместе с ним. Следите, чтобы упражнения выполнялись весело, энергично, с определенной затратой сил. Заинтересовать ребенка зарядкой можно, дав упражнениям образные названия: «Прыгай, как зайчик», «Ступай бесшумно, как лисичка», «Руби дрова» и др. Важный элемент физического воспитания - закаливание. Эффективный метод закаливания - водные процедуры. При закаливании водой совершенствуется терморегуляция организма (способность приспосабливаться к непривычным температурным условиям), тренируется сердечно-сосудистая и нервная системы. Самая простая и доступная процедура - мытье ног прохладной водой. Затем следует переходить к обтиранию, постепенно понижая температуру воды с 32 до 220 С. Обтираться удобно рукавичкой из махрового или вафельного полотенца, мочалкой или губкой. Сначала нужно обтирать руки, шею, затем туловище и ноги. После этого хорошенько растереться полотенцем до легкого покраснения. Если ребенок хорошо переносит обтирание, можно переходить к обливанию из душа. Нужно постараться, чтобы водные процедуры в жизни ребенка стали потребностью. Тогда многие виды закаливания в будущем он сможет выполнять самостоятельно. Но только последовательность, постепенность, систематичность закаливающих процедур дают желаемые результаты. Не следует закаливание проводить от случая к случаю, резко снижать температуру воды, заставлять ребенка проводить закаливающие процедуры, если он не хочет. Постарайтесь убедить его в пользе и важности закаливания. Большую роль в оздоровлении детей играет закаливание воздухом. Прежде всего это прогулки в любую погоду. Причем нужно не только гулять, но и двигаться. На прогулки и подвижные игры на воздухе в светлое время суток надо отводить не менее трех часов. Закаливать детей можно и дома. Главное условие - не кутать. В помещении рекомендуется ходить в одежде с короткими рукавами, в носках. Организуя режим дня ребенка, нужно продолжать прививать ему навыки личной гигиены. Первоклассник должен уметь самостоятельно:
Для воспитания навыков самостоятельности у ребенка должны быть обязанности по дому: накрывать на стол, убирать со стола, мыть посуду, поливать цветы, подметать пол, покупать хлеб. В целом на помощь по дому в режиме отводится 30 - 40 минут в день, а на самообслуживание - 1 час. Расширяет круг социальных контактов со сверстниками и взрослыми посещение спортивных секций. Рекомендуется включать в режим дня не более 2 - 3 занятий в неделю. Необходимо установить контроль за продолжительностью просмотра телепередач и занятий компьютером. Рекомендуемое время просмотра телепередач составляет 30 минут, а занятий за компьютером - 10 минут в день. Оптимальное расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 метров. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки (примерно 40 см). Важно, чтобы к началу учебы у ребенка сформировался познавательный интерес. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают дети, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, не связанные с игровой деятельностью. Кроме того, необходимо позаботиться об упражнениях для руки. Успешное формирование навыков письма зависит от развития кисти рук - способности пальцев выполнять мелкие движения. Пусть ребенок больше рисует, лепит, вырезает, раскрашивает. Всему этому необходимо учить ребенка еще до школы. Следует заранее купить все необходимые принадлежности в соответствии с рекомендациями школы, приготовить удобное место для занятий дома. Важно, чтобы свет на рабочую поверхность стола падал слева, а мебель подходила ребенку по росту. Ребенок должен сидеть за столом во время занятий правильно, прямо, опираясь всей стопой в пол или скамейку. Стул должен быть на 3 - 5 см задвинут под стол. Носить школьные принадлежности лучше в ранце. Ежедневное ношение портфеля приводит к нарушению осанки. Одевайте ребенка правильно. Различают 3 слоя одежды - белье, комнатная одежда, верхняя одежда для улицы. Одежда первого слоя должна быть воздухопроницаемой, гигроскопичной, лучше всего из хлопчатобумажных тканей. Возможен также натуральный шелк, шерсть. А из синтетики - вискоза. Нательное белье надо менять ежедневно. Спать ребенку необходимо в ночной рубашке или пижаме. Одежда второго слоя лучше всего из льняных тканей. Допускаются хлопчатобумажные ткани, шерстяные с добавлением 50 процентов искусственных волокон или трикотажных. Одежда третьего слоя должна быть пористой, чтобы в ней было много воздуха, что снижает ее теплопроводность. Это пальто, куртки, плащи из синтетических и натуральных тканей с теплозащитным слоем из синтепона, ватина, пуха или искусственного меха. Обувь должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размерам стопы, на широком (1/4 часть подметки) низком каблуке (1 - 2 см). Тогда вес тела равномерно распределяется на всю стопу и походка будет правильной и красивой. Уличную обувь носить в теплом помещении не рекомендуется. Постоянно носить кроссовки вредно. Они предназначены для прогулок, походов, спортивных игр. Для спортивной обуви обязательны хлопчатобумажные или шерстяные носки, хорошо впитывающие влагу. Выполнение наших советов поможет вашему ребенку начать школьную жизнь без ущерба здоровью. Автор: В. И. Горбик, врач-педиатр ДГП № 3. По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 13 за сентябрь 2008) Версия для печати |
|