Закрыть
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Закрыть
Фамилия *
Имя *
Отчество  
Пол  
Дата рождения   дд.мм.гггг
Email *
Пароль *
Повтор пароля *
Индекс  
Адрес  
Телефон  
Дополнительная информация о себе
* Поля обязательные для заполнения

Med74.RU обязуется хранить всю предоставленную информацию конфиденциально и не разглашать ее третьим лицам. После регистрации в качестве пользователя, в любое время Вы сможете получить единую дисконтную карту Med74.RU, дающую право на получение скидок в лечебных учреждениях Челябинска. Для этого достаточно будет пройти по ссылке "Получить дисконтную карту" в блоке регистрации/авторизации.
На главную Контакты Карта сайта
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
более 20000 просмотров страниц портала ежедневно
32842 отзыва пациента
456 частных клиник, стоматологий и центров
168 больниц, поликлиник, диспансеров
8043 личных страниц врачей
1637 статейных публикаций и интервью
17675 консультаций врачей
27 участников дисконтной сети Med74.RU (7934 пациента получили скидочные карты по заявкам с нашего сайта)
  по данным на 01.06.2020

Чтобы быть успешным учеником...

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая становится для него ведущей. Именно на той стадии, по мнению Э. Эриксона, ребенок готов быстро и жадно учиться. Он может и хочет совместно действовать, объединяться с другими детьми в целях конструирования и планирования, и он же стремится извлекать пользу от общения со своим учителем, со сверстниками. На этой стадии ребенок учится любить учиться. Успешность учебной деятельности зависит от умения ее строить и сформированности познавательных процессов. Неумение строить учебную деятельность ведет к тому, что определяемые школьной программой знания, умения и навыки не могут быть усвоены в должной мере и, следовательно, не могут гарантировать необходимую подготовку школьника. Более того, несформированность этого умения отражается не только на успеваемости учащихся, но и на их отношении к учебе, на их эмоциональном самочувствии, на характере взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. Знание ошибок в психологической структуре построения учебной деятельности и понимание причин их появления у большинства учащихся позволит родителям, учителям и школьным психологам повысить эффективность учебной деятельности. Рассмотрим наиболее типичные и часто встречающиеся у учащихся недостатки построения учебной деятельности.

Низкий уровень сформированности внимания. Чем разнообразнее интересы и виды деятельности ребенка, чем устойчивее его внимание к выполняемым действиям, результатам своего труда, тем лучше сформированы все формы внимания, такие как концентрация, переключение, распределение, объем. Еще в дошкольном возрасте дети должны учиться владеть способами произвольного управления вниманием, уметь его использовать в самой разнообразной игровой деятельности в зависимости от цели и условий выполнения. В этом возрасте дети еще не умеют осознанно управлять всеми формами внимания. И причины этого в следующем:

Во-первых, неумение осознанно, избирательно концентрировать, распределять и переключать внимание складывается в игровой деятельности, еще в дошкольном детстве при отсутствии определенных форм игры, направленных на осознанное и целенаправленное сравнение, выделение значимых признаков, форм тех или иных предметов, явлений.

Во-вторых, отсутствие психологи ческой готовности к обучению, например, учебной мотивации, значимости «позиции школьника».

В третьих, недостаточная сформированность пространственной ориентации. У школьника возникают сложности с пониманием смысла зада чи, например, «точка под треугольником », «круг выше (ниже) квадрата» и т. п., поэтому работа внимания остается нецеленаправленной, стихийной и неосознаваемой. Работа процесса внимания определяется особенностями восприятия (выделения и понимания признаков, условий) любого (вербального, знаково-числового, наглядно-графического) материала.

В четвертых, недостаточность работы процесса внимания связана с неумением осознанно выделять, на что направлять внимание, что контролировать или оценивать.

Низкий уровень сформированности оперативной слухоречевой памяти. Это выражается в сужении объема запоминания, трудности воспроизведения заданной последовательности, тормозимости следовой памяти, особенно при предъявлении однородной информации, и препятствует полноценному овладению знаниями по математике и гуманитарным предметам. Ограниченность оперативной (кратковременной) памяти особенно отрицательно сказывается на первых этапах обучения, когда ребенок не имеет еще никаких рациональных способов работы с учебным материалом, усваивает его частично, что в дальнейшем приводит к стойкому отставанию в учебе. Основная причина низкого развития слухоречевой оперативной памяти - это низкая сформированность сюжетно-ролевой и ролевой игры у детей в дошкольном возрасте или отсутствие этих форм игры в психическом развитии детей. В этом возрасте игра является не только ведущей и эмоционально привлекательной деятельностью детей, но и содержит в большом объеме вербальный (словесный), цифровой материал. Сюжетные правила и условия игры обучают детей запоминать и воспроизводить слухоречевые стимулы, расширяя тем самым объем и функции самой оперативной слухоре чевой памяти.

Чтобы быть успешным учеником...

Недостаточная сформированность умственных операций: установление логических отношений между свойствами, предметами или явлениями вызывает низкую эффективность и трудность учения. Дети не воспринимают учебный материал из-за неумения работать со словами, низкой сформированности вербального и математического навыков, умения работать со знаково- числовым материалом, так как не готовы воспринимать словесно-логи- ческие отношения в разных видах учебного материала. Для того чтобы понять содержание услышанного, ученик должен знать значение понятий и понимать их смысловые связи между собой. Поэтому понимание любого материала, объясняемого учителем (преподавание ведется главным образом словесно), требует от ученика умения соотнести и связать друг с другом элементы полу- чаемой информации. Данный навык у большинства детей сформирован плохо: дети владеют маленьким словарным запасом и плохо понимают содержание понятий. Формальное, без понимания, усвоение того или иного предметного материала ведет к существенным пробелам в знаниях и умственном развитии. Высокие требования школа предъявляет к умению мыслить по правилам, по законам логики. Для этого детям необходимо освоить в полном объеме возможности самой логической операции: научиться производить простые и сложные виды умозаклю- чений, обрести непротиворечивость в следовании мыслей, овладеть умением оперировать отрицательными и утвердительными суждениями. Однако младшие школьники в большинстве случаев не владеют даже простейшими операциями установления причинно-следственных отношений между двумя понятиями, в частности, из-за незнания содержания понятий. Особые трудности у них вызывает решение задач, требующих понимания смысла и выполнения нескольких логи ческих операций с удержанием в памяти определенных действий.

Поэтому будущим ученикам необходимо овладеть такими умственными операциями, как анализ, абстрагирование (отвлечение), синтез, обобщение, классификация, сравнение, умение устанавливать причинно-следственные связи и т. д. Низкий уровень развития умственных операций вызывает нервное напряжение, переутомление, учебные перегрузки, и как результат - неуспех в школьной деятельности. В ходе традиционной школьной работы с текстом основная нагрузка падает на память школьника. От ученика требуется либо дословный пересказ текста, либо ответ на вопросы в учебнике, что в лучшем случае активизирует внимание и память, но не опирается на умственную работу (по выделению основной мысли текста, переформулированию содержания своими словами с сохранением логических связей исходного текста) и является механическим запоминанием, зачастую маскируя непонимание. В дошкольном детстве формирование умственных операций происходит в сюжетно-ролевой игре. Если у детей по той или иной причине плохо развита игра и игровые действия примитивны, то, как правило, затормаживается и искажается развитие мышления.

Низкий уровень развития рефлексии. Рефлексия - это способность ученика осознавать свои действия, уровень своего знания и незнания, умение осознанно обратиться за конкретной помощью к учителю или найти новый способ работы. Рефлексия формируется последовательно, по мере освоения ребенком содержания и способов выполнения деятельности, а также в сотрудни честве со взрослыми. Взрослые дают ребенку задания, решение которых требует от него признать свое незнание (что уже является рефлексией) или выполнять действие. Дети понимают инструкцию взрослого как требование буквально выполнить, отказываясь от самоконтроля и самооценки, что не развивает рефлексию, и вызвано это самой системой воспитания и образования. Давая задание, взрослый редко объясняет, зачем это нужно делать, как его выполнить. Поэтому перед детьми не ставится задача обучения приемам самостоятельной рефлексивной работы с осознанным пониманием текста. Примерно треть детей шести-семи лет обнаруживает устойчивую ориентацию на исполнительство. А вот опыт взаимоотношений в детских играх, опыт как подчинения, так и руководства, воспитывает у детей способность к самостоятельности, к отстаиванию собственного мнения, осознанию правильности или неправильности принятого решения, действия (т. е. рефлексии).

Проблема 80 процентов детей 6 - 10 лет - плохо сформированная речь и сама вербальная (словесная) деятельность. Высказывания детей нецеленаправленны, используются примитивные грамматические конструкции. Они испытывают затруднения в связном изложении своей мысли, легко соскальзывают с одной темы на другую, повторяют одни и те же фразы. Все эти особенности речи указывают на нарушение динамики речевой деятельности, на неразвитость речевой сферы и речедвигательной памяти, которая активизируется при говорении вслух. Небольшой словарный запас, трудность звукового анализа слов и дефекты произношения вызывают у детей специфические расстройства чтения: замены, пропуски букв, несоблюдение последовательности. Поскольку все обучение в школе ведется на вербально-понятийном уровне, то низкий уровень сформированности речевого развития у большинства детей вызывает определенные трудности в обучении и приводит к перегрузкам. Иными словами, глобальная при- чина неуспеха в учебной деятельности - это несформированность у детей тех или иных форм игры, отсутствие игр со сверстниками, что является следствием их недостаточного актуального и общего развития и вызывает отставание в психическом и социально-психологическом развитии. Надеюсь, что знание типичных для большинства учащихся «ошибок » в психологической структуре построения учебной деятельности, понимание причин их появления позволит родителям предупредить негативные последствия, а учителям и школьным психологам поможет повысить эффективность учебной деятельности.

Автор: Л.А.Овечкина, психолог ГЦМП.  

По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 14 за сентябрь 2007)


Версия для печати
 
Закрыть
Закрыть
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Закрыть