|
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
Мнения о нас:
|
Скидки на лечение
Акции медцентров
|
Задержка речевого развитияЛогопедия в медицинских учреждениях Челябинска: Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает решающее влияние на всю его последующую судьбу. Началу развития речи предшествует так называемый доречевой период - первый год жизни. Систематически в процессе повседневного ухода за малышом мать должна с первых месяцев жизни стимулировать накопление чувственного опыта, направляя все способности ребенка на обследование окружающих предметов с помощью зрения, слуха, движений рук, постоянно их усложняя в зависимости от уровня психомоторного развития и возраста ребенка. Мать, ухаживая за ребенком, постоянно разговаривая с ним, формирует у него потребность речевого общения, произносительные навыки, понимание обращенной речи. Во втором полугодии жизни быстро развивается психика ребенка, это решающий период в речевом развитии, т. к. малыши начинают овладевать языком задолго до того, как научатся говорить. Прежде всего малышу нужно:
Поэтому необходимо малышу как можно чаще слышать обычную речь, чтобы на произносимые им звуки вы отвечали быстрой и приятной для него реакцией, означающей, что между вами происходит общение. На раннем возрастном этапе следует развивать и поддерживать у ребенка всякую попытку выразить себя. Но если мать ребенка, хорошо понимая любое выражение глаз малыша, все малейшие его жесты, сейчас же отвечает на них действием, у него тормозится потребность в речевом общении. Поэтому взрослые должны постоянно отказываться от жестов. При этом нужно быть максимально терпеливым в ожидании словесного (или звукового) ответа. Постоянное разумное и терпеливое общение взрослого с ребенком является важнейшим стимулом развития его ре- чи. Если ребенок начал делать активные попытки произносить звуки, слоги, слова, не нужно исправлять ошибки, которые он при этом делает. Нужно помнить, что у здорового ребенка правильная артикуляция вырабатывается в течение 4 - 5-летней тренировки. Ребенок всегда должен испытывать удовольствие от своей речи, которая в это время носит характер игры. Родителям следует помнить, что на данном возрастном этапе правильная артикуляция звуков не должна быть их основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем. Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность. К 2 годам ребенок имеет в своем активе 300 слов. Это:
К трехлетнему возрасту у ребенка появляются все основные виды предложений, значительно возрастает активный словарь, достигая в среднем от 1200 до 1500 слов, формируется грамматический строй речи, падежные формы, появляется интерес к звучащему слову. Но иногда речь у ребенка развивается со значительным запозданием. Так, отдельные слова могут появляться к 2-м годам, а то и позже. Задержка речевого развития выражается не только в позднем появлении речи, но и в бедности словарного запаса, искажении звукопроизношения, нарушении грамматического строя. В чем же причина задержки ре- чи? В возникновении речевых нарушений у детей большую роль играют ранние органические поражения мозга, сочетающиеся с неблагоприятными условиями воспитания и окружения ребенка в первые годы жизни. Тяжесть речевых нарушений во многом зависит от времени поражения мозга во внутриутробном периоде. Наиболее тяжелые поражения отме чаются в первом триместре беременности, а также во время всего периода эмбриогенеза, т. е. от 4 недель до 4 месяцев беременности. Большое значение имеет эмоциональная депревация (недостаточность эмоционально положительного контакта со взрослыми). Родителям ребенка с речевой патологией необходимо помнить, что какими бы тяжелыми речевые нарушения ни были, они никогда не могут быть полностью необратимыми, развитие речи продолжается при самых тяжелых формах ее недоразвития. Это связано с продолжающимся после рождения созреванием центральной нервной системы ребенка и большими компенсаторными возможностями детского мозга. Итоги наблюдений показывают, что задержка речи у детей может иметь в своей основе различные причины. Асфиксия, стресс, травма и т. д. тяжело отражаются на состоянии речевой и интеллектуальной деятельности детей. Расстройства речи чаще не носят характер самостоятельного заболевания, а являются лишь одним из симптомов основного заболевания. В связи с этим одновременно с логопедическим воздействием требуется проведение необходимых медицинских мероприятий. Ранняя коррекционно-медико-педагогическая работа с детьми, имеющими фактор риска речевых нарушений, необходима с первых дней жизни такого ребенка, т. к. нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования других и в дальнейшем к педагогической запущенности. Одним из важнейших этапов в системе всей коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития является развитие общей и тонкой моторики. Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Опыт работы с детьми с задержкой речевого развития доказывает, что при комплексной лечебно-коррекционной работе невролога и логопеда с ребенком он догоняет своих сверстников к школьному периоду и успешно обучается в массовой школе. Автор: Л.Я. Горлач, логопед МУЗ ДГКБ № 9. По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 12 за август 2007) Версия для печати |
|