Закрыть
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Закрыть
Фамилия *
Имя *
Отчество  
Пол  
Дата рождения   дд.мм.гггг
Email *
Пароль *
Повтор пароля *
Индекс  
Адрес  
Телефон  
Дополнительная информация о себе
* Поля обязательные для заполнения

Med74.RU обязуется хранить всю предоставленную информацию конфиденциально и не разглашать ее третьим лицам. После регистрации в качестве пользователя, в любое время Вы сможете получить единую дисконтную карту Med74.RU, дающую право на получение скидок в лечебных учреждениях Челябинска. Для этого достаточно будет пройти по ссылке "Получить дисконтную карту" в блоке регистрации/авторизации.
На главную Контакты Карта сайта
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
более 20000 просмотров страниц портала ежедневно
32842 отзыва пациента
456 частных клиник, стоматологий и центров
168 больниц, поликлиник, диспансеров
8043 личных страниц врачей
1637 статейных публикаций и интервью
17675 консультаций врачей
27 участников дисконтной сети Med74.RU (7934 пациента получили скидочные карты по заявкам с нашего сайта)
  по данным на 01.06.2020

Как свои проблемы превращать в свои достижения

Как свои проблемы превращать в свои достиженияНаше общество характеризуется, на мой взгляд, двумя тенденциями, которые сразу бросаются в глаза. Это высокий уровень агрессии и негативное мышление большинства его членов - депрессивное, с отрицательными ожиданиями, неверием в свои силы. Жить в таких условиях очень тяжело.

Некоторых людей возникающие на их пути трудности стимулируют, они активизируют свои внутренние резервы и начинают бороться с ними. Но основная масса при столкновении с жизненными проблемами замыкается в себе, не умея эти трудности преодолевать, начинает болеть. В результате их жизнь становится грустным фактом выживания - и не более того. Это феномен нашего сегодняшнего бытия, который мне хотелось бы проанализировать с тем, чтобы поискать выход из создавшейся ситуации. Как правило, реакция человека на жизненные трудности бывает двоякой. Я назвала бы одну из них позицией жертвы, а другую - позицией ученика. Эти жизненные позиции формируют отношение человека ко всем происходящим событиям. В соответствии с ними человек принимает решения, выстраивает свои отношения с окружающими. От них зависит его душевный и физический комфорт.

Подавляющее большинство людей при встрече со сложностями жизни занимают позицию жертвы. Эта позиция может быть как пассивной, так и активной. Когда человек начинает ощущать себя жертвой, у него развивается чувство вины. Оно давит на него, как могильная плита, поскольку, как правило, он не знает, что ему делать с этим чувством. Это - пассивная жертва, которая постоянно винит себя в случившемся и в результате доходит до нервных и психологических срывов, т.к. все события воспринимаются и рассматриваются ею только в одном аспекте - аспекте наказания. Но человеку существовать в роли наказанного, как он думает, неизвестно за что, очень трудно.

Поэтому некоторые люди склонны в таких ситуациях обвинять во всех своих бедах не себя, а других людей, злую судьбу или Господа Бога. Чтобы уйти от решения проблем, всегда проще занять позицию обвинителя. Такая позиция, как правило, сочетается с агрессией, поскольку, чтобы защищаться, нужно проводить активные действия. Вскоре защитная позиция полностью перерастает в агрессию. Перед нами появляется жертва активная. Любая жертва, активная в особенности, всегда задает себе один и тот же вопрос - почему? Почему со мной это случилось или почему со мной так поступили? Отвечая на этот вопрос, жертва и берет на себя роль обвинителя, которому легко предъявить претензии внешнему миру, будь то другой человек, с которым связана проблема, или негативные социальные условия. Чтобы дать выход агрессии, нужно отыскать конкретного виновника и переложить на него вину, т.е. сделать его жертвой собственной агрессии. Часто это можно наблюдать в супружеских отношениях, когда жена, к примеру, считает себя жертвой недостаточного внимания со стороны мужа. Она начинает его обвинять в этом и формирует у него чувство вины. Тем самым она, становясь в позицию обвинения, ставит себя и мужа на разные уровни: себя на более высокий, а его - на более низкий. Это дает ей возможность манипулировать другим человеком - как бы формировать именно то отношение, которое ей нужно.

Жертва-агрессор постоянно терроризирует свою жертву. Если позиция пассивной жертвы приводит к тому, что человек заболевает сам, то агрессивная жертва заставляет болеть других людей. Поэтому позиция жертвы со всех точек зрения непродуктивна, особенно если говорить о душевном и физическом здоровье. В позиции жертвы есть еще аспект, связанный с тем, что человек испытывает страх при решении подобных внутренних противоречий. И жизнь в этой ситуации представляется цепью фатальных событий. Человек не видит для себя никакой возможности эти противоречия решить и как страус закапывает голову в песок. И в этом смысле фатализм становится основой его отношения к миру. Есть немало людей, которые таким образом уходят от проблем внешнего мира и от себя самих. Этой позиции я хочу противопоставить другую, более продуктивную. Я предлагаю вырабатывать в жизни позицию не жертвы, а ученика.

Если в позиции жертвы оценка трудной ситуации осознается только в аспекте наказания, когда человек задает себе вопрос «почему?», то в позиции ученика осмысление трудностей, вставших на пути, начинается с качественно иного вопроса - для чего мне это дано? Далее осмысление событий должно продолжаться в трех аспектах - наказания, милости и предостережения. Сам вопрос активизирует серьезные внутренние процессы осознания: человек начинает думать о смысле собственной жизни, выходит за рамки конкретного события, которое с ним произошло, и рассматривает его в более широком контексте. И тогда жизнь представляется непрерывным процессом обучения, ученичества. Несомненно, при этом приходится совершать трудную работу над собой, потому что обучаться вообще трудно. Но наказание уже воспринимается не так фатально, а как некий сигнал к тому, чтобы человек остановился и задумался, для чего ему эта ситуация дана. Если он задает себе вопрос «для чего?», одним этим он уже преодолевает позицию жертвы. По словам Гегеля, остановленное движение есть мысль. И действительно, начинается процесс глубоких размышлений над тем, что явилось движущей силой конкретного события. Давайте представим такую ситуацию: молодой человек не поступил в институт. В этой ситуации можно быстро превратиться в жертву - обвинить себя или всех вокруг. Но возможно, это был сигнал к тому, что человек должен более глубоко оценить создавшееся положение. Может быть, это и предостережение, чтобы не поступать в этот вуз вообще. Человек, вступающий во взрослую жизнь, вдруг начинает понимать, что его предназначение в чем-то другом.

Иными словами, возникший барьер сначала заставляет задуматься, проанализировать ситуацию, увидеть ее противоречивость, а затем предоставляет право выбора, но выбора уже сознательного. И в этом смысле открывается другая возможность, открывается видение того, в каком направлении нужно себя развивать. Ну а если надо было просто кому-то дать взятку? Да, если я нахожусь в позиции жертвы, я должен дать взятку и таким образом решить проблему. Но тогда мое поступление в вуз зависит только от внешних обстоятельств. Если же я нахожусь в позиции ученика, то для меня случившееся - путь к собственному совершенствованию. И если я снова выберу тот же институт, тогда это даст возможность действительно хорошо подготовиться к поступлению. Поэтому мы говорим о том, что сама жизнь становится учителем. И вот когда наказание воспринимается как сигнал «остановись и подумай », когда открылся путь собственного развития, происходит новая трансформация в сознании. Приходит понимание, что, слава тебе, Господи, это препятствие было, потому что я знаю теперь, в каком направлении мне надо расти, как дальше выстраивать свои отношения с миром. Это действительно милость. Если наказание активизирует мой анализ, то осознание, что мне была оказана милость, - это реакция на те выводы, которые я делаю из этого анализа.

Следующий аспект - предостережение выступает как некий прогностический момент. Потому что я уже вижу то направление, в котором мне надо двигаться. Когда мы задаем вопрос «для чего? », мы ориентированы не на прошлое, как жертва, задающая вопрос «почему?», а на будущее. И муки выбора правильного решения равноценны мукам рождения личности. Это очень существенное обстоятельство, потому что позиция ученика позволяет не только достойно выйти из трудной ситуации, но и выйти из нее обогащенным. Позиция ученика предполагает постоянное нахождение в процессе ученичества. Поэтому любое событие собственной жизни человек делает предметом для своего личностного роста, а следовательно, предметом для своего духовного развития и предметом для поддержания своего здоровья. Любое событие в своей жизни имеет смысл рассматривать как зерно на мельнице собственного духа. Если мы будем постоянно находиться в процессе ученичества, если будем осуществлять осознанный выбор в каждой ситуации, то мы активизируем все свои позитивные резервы и на физическом уровне, и на духовном.

Как конкретно может меняться позиция жертвы на позицию ученика? Чаще всего к таким трансформациям приводят сильные эмоциональные переживания. Можно сказать так, что в ситуации, когда человек задает себе вопрос «для чего?», он отказывается от себя настоящего в пользу себя будущего, одновременно с этим воспринимая себя настоящего как ступеньку к будущему. И тогда окружающий мир начинает меняться самым чудесным образом.

Ученик берет на себя ответственность за то, что происходит в мире. Да, мир остался прежним, но отношение ученика к нему меняется, он являет собой другой тип отношений к миру. Он не оценивает, но понимает. Жертва не способна посмотреть на ситуацию с позиции другого человека. Ей этого и не надо, ее позиция - защитная. Ученик не стоит в защитной позиции. Он понимающий, он - подвижен. И в этом смысле он обретает много способностей - встать в позицию другого и посмотреть на ситуацию глазами другого человека, выйти за пределы сложившейся ситуации, посмотреть на нее извне. А это открывает путь для наилучшего решения любой жизненной ситуации. Его покидает страх. Он уже не боится тех трудностей, которые будут встречаться на пути, потому что у него позиция принимающая, позиция благодарности за любую обучающую ситуацию.

Автор: В.Барцалкина, психолог  («Будь здоров». № 3. 1994.)

По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 2 за март 2007)


Версия для печати
 
Закрыть
Закрыть
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Закрыть