Закрыть
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Закрыть
Фамилия *
Имя *
Отчество  
Пол  
Дата рождения   дд.мм.гггг
Email *
Пароль *
Повтор пароля *
Индекс  
Адрес  
Телефон  
Дополнительная информация о себе
* Поля обязательные для заполнения

Med74.RU обязуется хранить всю предоставленную информацию конфиденциально и не разглашать ее третьим лицам. После регистрации в качестве пользователя, в любое время Вы сможете получить единую дисконтную карту Med74.RU, дающую право на получение скидок в лечебных учреждениях Челябинска. Для этого достаточно будет пройти по ссылке "Получить дисконтную карту" в блоке регистрации/авторизации.
На главную Контакты Карта сайта
Med74.RU в цифрах
Ежедневная 15000-ая аудитория уникальных посетителей и 15 лет продуктивной работы.
более 20000 просмотров страниц портала ежедневно
32842 отзыва пациента
456 частных клиник, стоматологий и центров
168 больниц, поликлиник, диспансеров
8043 личных страниц врачей
1637 статейных публикаций и интервью
17675 консультаций врачей
27 участников дисконтной сети Med74.RU (7934 пациента получили скидочные карты по заявкам с нашего сайта)
  по данным на 01.06.2020

За помощью к логопеду

За помощью к логопедуВ обывательском представлении логопед — это специалист, исправляющий неправильное звукопроизношение. В реальности задачи логопедической коррекции гораздо глубже и обширнее. Распространенность психоречевых нарушений у дошкольников в настоящее время достаточно велика. Преобладают различные сочетанные и осложненные состояния, которые рассматриваются разрозненно в рамках различных наук и подходов. Существуют различные классификации нарушений речи и речевого дефекта — от простой дислалии (нарушение звукопроизношения, к примеру, так называемая «картавость» или «шепелявость», до речевого дефекта, как ОНР (общее недоразвитие речи). Как следует из названия, при общем недоразвитии речи нарушены все речевые структуры — звукопроизносительная сторона, фонематическое восприятие, слоговая структура, лексико-грамматический строй.
 
Cреди факторов, способствующих возникновению патологии речи у детей, различают внешние и внутренние биологические факторы, а также внешние условия окружающей среды (социальные). Эти факторы могут воздействовать как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. Первые годы жизни являются очень важными для формирования центральной нервной системы, в особенности головного мозга.

Среди патогенных факторов, действующих на нервную систему во внутриутробном периоде, возможны токсикозы, интоксикации, нарушения обмена веществ матери во время беременности, действие некоторых химических агентов, алкоголя, никотина, наркотических веществ, радиоактивное излучение. Возможны различные поражения вследствие резус-конфликта крови матери и плода.

Существует отчетливая связь между временем патогенного воздействия на развивающийся организм и клиническими проявлениями: чем раньше в эмбриогенезе повреждается мозг плода, тем более выражены последствия вредоносных влияний. Другими неблагоприятными факторами являются родовые и послеродовые поражения. Ведущее место в данной группе патологий занимает асфиксия и внутричерепная родовая травма (расстройства мозгового кровообращения, вызывающие структурные изменения нервной системы, возникшие в результате механических повреждений).
 
Головной мозг развивается иерархично, и наиболее благоприятным периодом для формирования структур является возраст до 3 лет, хотя нейропсихологический подход предполагает формирование структур мозга до 12 лет. Согласно теории А.Р. Лаурия весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока: 1-й — энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга, 2-й блок — приема, переработки и хранения исходящей извне информации, 3-й блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций. Каждая высшая психическая функция, а к ним относится восприятие, память, мышление и речь, осуществляется при участии всех трех блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию.
 
Если попытаться представить блоки мозга в виде ассоциативных картинок, то можно представить первый блок мозга как только что родившегося малыша, вся внешняя деятельность которого состоит в чередовании фаз еда–сон (энергетическая регуляция деятельности). Второй блок мозга можно представить как ребенка в возрасте первого года жизни. В этот период ребенок активно знакомится с окружающим миром посредством получения информации через различные сенсорные каналы (зрительный, слуховой, тактильный и кинестетический — ощущения от движения, ощущения собственного тела в пространстве, схемы тела). Третий блок мозга можно представить как ребенка старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Это тот возрастной этап, когда ребенок способен контролировать свое поведение, управлять эмоциями, длительно концентрироваться на выполнении какого- либо задания. Хочу заметить, что данное объяснение носит условный и упрощенный характер.
 
Головной мозг развивается неравномерно, поэтому один ребенок способен долго сосредотачиваться на какой-либо деятельности, но неловок моторно. Другой, напротив, двигательно активен, но активность хаотичная, а к произвольному (осознанному) сосредоточению, выполнению задания по образцу он не готов. В последние годы родители делают большой упор на интеллектуальное развитие детей (по карточкам Глена Домана). Но институт Глена Домана — это не только предъявление карточек, которые некоторые специалисты трактуют как «обучение чтению с пеленок». Дорогие родители! Процесс чтения — это процесс опознания букв на уровне символов. Кроме синтетико-аналитического сложнейшего процесса чтение — это понимание смысла прочитанного, возможность пересказать и осознать смысл, вынести некую «мораль». При знакомстве с карточками Домана ребенок воспринимает слово целиком, как некий монолит, штамп, то есть идет тренировка зрительного анализатора, зрительной памяти, что само по себе неплохо, но к процессу чтения не имеет никакого отношения. В институте Домана разрабатывают сложнейшие программы по коррекции детей с мозговыми нарушениями, куда кроме обучения чтению входят задания на развитие двигательной активности и других сфер психики ребенка.
 
Возвращаясь к развитию детей, хочется сказать, что приоритеты развития интеллекта над физическим развитием неверны. К сожалению, в наше время технического прогресса, убыстрения темпа жизни физическому развитию уделяется недостаточно внимания. Дети буквально с пеленок знакомы с кнопками ТВ пульта, компьютером, планшетами, но при этом с трудом умеют управлять телом, чувствовать движения мышц. Вся психическая и физическая деятельность взаимосвязаны между собой. И если, к примеру, ребенок не способен осознанно чувствовать и управлять крупными мышцами тела, то, конечно же, более тонкие движения артикуляционной мускулатуры, необходимые для производства звуков, он также будет ощущать с трудом. Поэтому для развития моторики, кинестетического восприятия необходимо проводить гимнастику, и лучше, если этим будет заниматься инструктор ЛФК.
 
Также невозможно развитие речи как функции без взаимосвязи со всей психической деятельностью.
 
Человеческая психика делится на две сферы — когнитивную (познавательную) и эмоционально-волевую. К познавательной сфере относятся высшие психические функции — память, внимание, мышление, речь, то есть это интеллектуальная деятельность. К эмоционально-волевой относится воля и волевые усилия — например, такие, как самоконтроль, то есть умение удерживать эти эмоции в узде. Это характер и поведение человека. Вся психическая деятельность взаимосвязана, и коррекция речевых патологий невозможна без коррекционной работы с другими сферами человеческой психики.
 
Таким образом, работа логопеда — это оценка уровня нервно-психического развития ребенка, составление и проведение программы медико-педагогической коррекции. Коррекционную программу по развитию речи невозможно отделить от программы по развитию других психических функций. Всю работу по коррекции речевых патологий целесообразно проводить при участии врача функциональной диагностики, невролога или психиатра, инструктора ЛФК.
 
 
главный логопед города.

По материалам газеты "На здоровье" (выпуск № 20 за декабрь 2015)


Версия для печати
 
Закрыть
Закрыть
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Закрыть