Med74.RU – медицинский портал Челябинска Полная версия

Статьи

Точка зрения. Заблуждения в неврологии

Точка зрения. Заблуждения в неврологииМы часто заблуждаемся в жизни, делаем что-то неправильно, но при этом уверены в своей правоте. Если это касается собственной жизни, страдаем сами, а вместе с нами и близкие люди. Но дело обстоит совсем иначе, когда речь идет о профессиональных заблуждениях, которые проецируются на большую группу людей, обратившихся за медицинской помощью.

В медицинской практике особое место занимают ошибки или заблуждения при постановке диагноза и выборе тактики лечения. На мой взгляд, некоторые заблуждения, в том числе и в сугубо специализированной области медицины, неврологии, должно знать максимальное количество людей. Популяризация знаний, на мой взгляд, - это не тот вариант, когда кухарка может управлять государством, прочитав про это в популярной брошюре. Популяризация истинных знаний о человеке с использованием опыта доказательной медицины - это благо для человека, который умеет соотносить правду и вымысел, заблуждение и истину.

В детской неврологии есть несколько диагностических заблуждений, точнее, диагнозов, выставляемых врачами и широко известных населению. Хочу остановиться на некоторых из них.

Первое заблуждение - это диагноз «вегето-сосудистая дистония», под которым врачи подразумевают расстройство вегетативной нервной системы.

Вегетативная нервная система - автономная функциональная система взаимосвязанных высокодифференцированных нервных клеток, способных регулировать различные процессы в организме: работу сердца, сужение и расширение сосудов, регуляцию температуры тела, в зависимости от условий внутренней и внешней среды, потоотделение, перистальтику кишечника, процессы обмена углеводов, жиров, белков, аминокислот, электролитов, эмоционально-волевые особенности и т. д.

Когда болит и кружится голова, потеют ноги и руки, повышается температура, нарушается работа кишечника и сердечно-сосудистой системы, появляется эмоциональная нестабильность, врач всегда должен искать первопричину этих нарушений, вызывающих расстройство вегетативной нервной системы. По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения невролог или педиатр в течение шести месяцев должен уточнить причину вегетативной дисфункции. Каковы же эти причины и какие конкретные болезни необходимо лечить?

Причинами расстройств вегетативной нервной системы могут быть заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, аутоиммунные заболевания, патология почек, ЛОР - органов, различные инфекции, а также конституциональные особенности и наследственность.

Этому могут способствовать стрессовые ситуации в школе и нарушения режима дня, которые включают гиподинамию, неправильное питание, повышенную нагрузку, неадекватные реакции на ситуации, в которых ребенок находится ежедневно.

Реакция на стресс, изменения артериального давления, истощение или ожирение, слабость опорно-двигательного аппарата, мышц - все это наследуется от родителей и при определенных условиях начинает сигнализировать о необходимости перемен. Поставленный в этих случаях врачом диагноз вегето-сосудистая дистония и назначение таблеток не смогут помочь ребенку. Проще говоря, необходимо сначала выявить причину болезненного состояния (например, невроз, инфекция или гиподинамия), а уже после этого назначать адекватную терапию, а не лечить следствие.

Второе распространенное заблуждение в детской неврологии - это перинатальная энцефалопатия, недифференцированный и неконкретный диагноз, который врачи ставят ребенку, если его мозг в период внутриутробного развития и родов испытывал гипоксию (недостаток кислорода) или ишемию (недостаток кровотока). Если врач не определил, как и на какие структуры мозга подействовали эти патогенные факторы, то до 28 дней жизни ребенка правомочен диагноз «перинатальная энцефалопатия», конечно же, с некоторыми уточнениями конкретных нарушений (движений, сознания), которые проявляются у новорожденного или грудного ребенка. К месячному возрасту ребенка, перенесшего гипоксию, врач должен определиться, имеются ли конкретные неврологические нарушения либо ребенок здоров. Решающим в постановке диагноза является клиническая картина, когда врач проводит неврологический осмотр ребенка, а затем уже соотносит результаты нейросонографии (ультразвуковом исследовании головного мозга) с обнаруженными неврологическими симптомами. И только клиникоинструментальные методы позволят поставить правильный диагноз. Еще один серьезный вопрос - это использование лекарственных препаратов в детской неврологической практике, количество которых резко ограничено, но это отдельная тема для читателей.

Л.А. Плеханов, профессор, д.м.н., главный детский невролог города

 

Copyright © 2005-2023 Med74.RU Челябинск

 
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА