Med74.RU – медицинский портал Челябинска Полная версия

Статьи

Созависимость

СозависимостьКто такие созависимые люди? Созависимость, как большинство зависимостей, является заболеванием чувств. Этот феномен обусловлен эволюционно и является усвоенным дисфункциональным поведением. Одновременно она рассматривается как системная проблема, связанная с воспитанием в дисфункциональной семье и в дисфункциональном обществе. Генезис созависимости лежит в подавлении собственных наблюдений, чувств, реакций, в «замораживании чувств», что способствует повышению переносимости эмоциональной боли.

Чувства созависимых искажены. Такие люди усвоили, что им можно испытывать лишь определенные чувства, они научились искажать и изменять их. Если, например, зависимая жена хочет видеть себя доброй, любящей женщиной, а в это время испытывает негодование по поводу пьянства мужа, то, чтобы поддержать свой имидж, она может чувство гнева превратить в самонадеянность, самоуверенность. Эта информация происходит подсознательно.

Как больные алкоголизмом используют алкоголь для притупления чувств, так созависимые для этой цели используют взаимоотношения, тревогу, переедание и другие способы. Созависимые вынуждены зависеть от других, чтобы доказать свою значимость. Их главные цели - определить, чего хотят другие люди, и дать им то, чего они хотят. В этом успех созависимых людей. Они не представляют себе жизни наедине с собой. Созависимые стараются контролировать ситуацию и манипулировать ею. Они стараются сделать себя незаменимыми. Им необходимо, чтобы в них нуждались. Часто берут на себя роль мучеников и страдальцев. Жен больных алкоголизмом мужей называют «сухими алкоголиками». Как зависимые, так и созависимые отрицают у себя наличие проблем. Оба состояния, зависимое и созависимое, отбирает энергию, здоровье, силы, мысли, эмоции. давайте рассмотрим эту ситуацию поглубже.

Развитие человека представляет собой непрерывный процесс, начиная от момента зачатия и до самой смерти. Данный процесс является последовательным в том смысле, что одна стадия помогает формированию последующей стадии. Любая задача развития, с которой не удалось справиться в соответствующем возрасте, берется в качестве «дополнительного багажа» в последующую стадию развития. Незавершенные стадии будут подталкиваться к завершению, как только возникнет возможность. Такое осложнение может быть вследствие незавершенности определенных критических стадий развития в течение первых шести лет жизни, в частности, стадий соединения и отделения. Результат незаконченного соединения или отделения - это созависимость.

Созависимый человек будет «прилипать», пытаясь завершить свое соединение и становясь очень привязчивым или зависимым. С момента рождения до 2 - З лет ребенок завершает решение ряда задач своего развития. Наиболее важным в этот период является установление доверия между матерью и ребенком. Если что-то мешает процессу объединения с матерью, то ребенок может стать созависимым и впоследствии испытывать трудности с доверием, а если установление базового доверия завершилось успешно, то ребенок чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы заняться исследованием внешнего мира. В последующем, в возрасте 2 - 3 лет, завершит свое так называемое второе, психологическое рождение. Психологическое рождение происходит тогда, когда ребенок учится быть психологически независимым от своей матери. Важным навыком, который приобретает ребенок при успешном завершении данной стадии, является умение полагаться на свою внутреннюю силу, то есть заявлять о себе, а не ждать, что кто-то другой будет управлять его поведением. У ребенка развивается ощущения своего «Я», которое дает возможность научиться брать на себя ответственность за свои действия, делиться, взаимодействовать и сдерживать агрессию, адекватно относиться к авторитету других, выражать свои чувства словами и эффективно справляться со страхом и тревогой. Если эта стадия не завершена до конца, ребенок становится психологически зависимым от других и не имеет своего четкого «Я», которое выделяло бы его среди других.

Созависимость взрослых людей возникает тогда, когда два психологически зависимых человека устанавливают взаимоотношения друг с другом. В такие взаимоотношения каждый вносит часть того, что необходимо ему для создания психологической завершенности. Поскольку не один из них не может чувствовать и действовать совершенно независимо от другого, у них возникает тенденция держаться друг за друга как приклеенные. В результате внимание каждого оказывается сосредоточенным на личности другого, а не на самом себе.

Взаимоотношения не могут быть прочными, потому что они всегда сосредоточены на другом человеке и на том, что может случиться. Это приведет к тому, что люди попытаются установить контроль друг над другом, обвинять в своих проблемах друг друга, надеясь, что другой будет вести себя именно так, как хотел бы его партнер. Взаимоотношения, в которых один участник созависимый, а другой противозависимый, достаточно широко распространены. Человек, воспитанный эмоционально холодными родителями, часто женится на том (выходит замуж за того), кто более зависим и привязан, в то время как человек, воспитанный зависимыми и привязанными родителями, будет искать супруга более независимого. Подобная тяга к противоположностям является попыткой разрешить нерешенные в раннем детстве проблемы связи и отделения.

Однако отношения «противоположностей» зачастую являются более конфликтными, оказывая давление одного на другого. Этот конфликт, как правило, является повторением-проигрыванием того конфликта, который происходил у супругов в детстве с их родителями или одним из них. Его нужно превратить в возможность для роста, а не культивировать, как дисфункциональное поведение. Для того чтобы развиваться, следует осознавать свою созависимость. Для начала попробуйте отделить себя от других людей и создать свои границы, которые помогут вам сформировать вашу собственную личность. Индивидуальные границы включают ваше тело, чувства, мысли, мнения, потребности, желания и т. д. Наличие границ создает принципиально новый набор правил, касающихся взаимодействия людей.

Эти правила таковы:

  • Просить прощения, прежде чем нарушать личные и психологические границы друг друга (извините, пожалуйста, вы чем-то расстроены?)
  • Нести ответственность тому, кому принадлежит проблема (дочь получила тройку за контрольную и обвиняет мать: «Ты виновата, ты плохо со мной занималась; и дочь после развода с мужем обвиняет родителей: «Вы почему позволили мне выйти за него замуж?» и др.
  • Не владеть и не принадлежать друг другу (человек - это не мебель и не вещь, им нельзя владеть и он не может никому принадлежать).

Любая система, в которой не поощряется стремление человека быть уверенным в себе и самим распоряжаться собою, лишает его индивидуальной ответственности, делая пассивным, апатичным, беспомощным, трусливым и не способным содействовать изменениям, необходимым для прогресса общества. Когда люди осознают и дадут себе отчет в том, что незавершенные стадии развития являются причиной их реакции на определенных людей или ситуации, они станут способны обучиться новым, более эффективным ответным реакциям. Благодаря возросшей осведомленности о причинах своих проблем и накопленному опыту общения человек может довести до завершения ранее не завершенные стадии развития. Только растущие знания о себе, повышение самооценки, любовь к себе позволит почувствовать ощущение внутренней свободы и сделать свой выбор, который не позволит вами манипулировать, а поможет стать свободным и зрелым человеком. Созависимость - излечимое состояние, и в этом вам помогут специалисты: врачи, психологи, психотерапевты.

М.Ю. Гришанова, психолог ГЦМП

 

Copyright © 2005-2024 Med74.RU Челябинск

 
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА