В середине XIX века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман описал поведение чрезмерно активного ребенка и назвал его «Непоседа Фил». С 60-х годов XX века врачи определили это состояние как патологическое и назвали его минимальным расстройством функций мозга. С 80-х годов XX века чрезмерную двигательную активность (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Как быть родителям, у которых родился ребенок-непоседа? Норма это или патология? Как научить такого малыша жить в коллективе? К какому специалисту обращаться за помощью? С этими вопросами мы обратились к главному детскому неврологу города, профессору кафедры неврологии, мануальной и рефлексотерапии УГМАДО, доктору медицинских наук, заведующему городским консультативно-диагностическим центром Леониду Александровичу Плеханову.
- Леонид Александрович, почему в последние годы гиперактивные дети стали рождаться все чаще?
- Несмотря на большое количество исследований в этом вопросе, причины гиперактивности до настоящего времени остаются не до конца выясненными. В качестве возможных рассматриваются генетические, нейроанатомические, нейрофизиологические, биохимические, психосоциальные и др. По разным данным частота этой патологии среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4 до 9 %. А это означает, что в каждом классе обязательно присутствует гиперактивный ребенок. Такой расторможенный ребенок способен влиять на поведение всего класса и доставлять массу проблем учителям.
- Как проявляется гиперактивность?
- Синдром нарушения внимания с гиперактивностью характеризуется нарушением со стороны внимания, двигательной расторможенностью и импульсивностью в поведении. Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерны недостатки координации движений, несформированность мелкой моторики (что выражается в двигательной неловкости, неуклюжести). Например, трудности при завязывании шнурков, использовании ножниц, застегивании пуговиц, освоении навыков письма и рисования. Такие дети беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны и неаккуратны. Они сильно раздражают некоторых окружающих и родителей своей неугомонностью.
Гиперактивность проявляется неусидчивостью, повышенной двигательной активностью, такие дети все время бегают, крутятся, пытаются куда-нибудь залезть. Именно такие дети в раннем возрасте выпадают из колясок в присутствии матери, выливают на себя кастрюли с горячим супом, роняют тяжелую домашнюю технику и перерезают электрическую проводку. Хотя я не собираюсь снимать ответственность за невнимательность и с родителей такого ребенка...
Многие родители ошибочно считают, что подобное поведение - следствие избытка энергии. На самом деле, беготня для такого ребенка является именно разрядкой, а не конструктивной активностью. «Бестолковая суета» является его реакцией на внезапно изменившуюся ситуацию. Гиперактивность проявляется не только избыточной двигательной активностью, но также беспокойством во время выполнения заданий, требующих усидчивости. Такой ребенок ерзает на стуле, ноги и руки его находятся в постоянном движении. Он не в состоянии ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, оказывать посильную помощь родителям. При этом замечания и наказания не приводят к желаемым результатам. Проявлением гиперактивности может также стать упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Но в тоже время гиперактивные дети страдают от постоянного сравнения с более послушными братьями, сестрами или сверстниками.
- Какие проблемы могут возникнуть у этих детей в школе?
- В школе у таких детей возникают проблемы с учебой, причина которых во многом связана с нарушением внимания. Но при этом, большинство гиперактивных детей имеют хороший уровень интеллектуального развития, о чем свидетельствуют результаты тестирования. Однако во время урока им сложно справиться с предлагаемым заданием, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы.
Существует возрастная динамика проявления гиперактивности: пик ее приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст. В старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит руками, трясет ногами). Импульсивность обычно наблюдается как в повседневных ситуациях, так и при выполнении домашних заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На вопросы отвечает невпопад, перебивает других, в играх не следует правилам.
К подростковому возрасту гиперактивность у таких детей значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушение внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. При этом возможно нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости. По данным некоторых исследований нарушение познавательных функций и поведения продолжает сохраняться почти у 70 процентов подростков и более чем у 50 процентов взрослых, которым в детстве ставили диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
- Какие советы Вы можете дать родителям, дети которых страдают от «синдрома дефицита внимания»?
- Если в семье растет гиперактивный ребенок:
Хочу отметить, что попытки самостоятельно заниматься с гиперактивным ребенком обычно ни к чему не приводят. Такой ребенок может выучить буквы за три дня, а через неделю забыть их полностью. Он ужом выкручивается из всех новомодных педагогических систем и никак не хочет повторять достижений соседской «развитой» девочки.
- Как родителям вести себя с таким ребенком, если они остро ощущают потребность в «развитии» малыша?
Научить ребенка внимательно слушать, когда ему читают книжки можно двумя путями: первый - банальный подкуп. Вы ставите будильник на определенное время (очень короткое) и говорите ребенку: «Сейчас мы будем читать сказку про Машеньку. Я читаю, ты слушаешь. Когда зазвонит будильник, все кончится». Большинство маленьких детей бывает заинтриговано звонящим будильником. Он с нетерпением ждет, когда же будильник зазвонит, концентрируя на нем все внимание и стараясь не пропустить этот момент. После звонка будильника, вы выключаете его, а ребенка хвалите и поощряете его, например, прогулкой или конфетой. Ребенок очень доволен, ведь таинственный будильник зазвонил прямо у него на глазах, кроме того, ему дали конфетку и похвалили. Естественно, что ребенок будет стремиться повторить этот положительный опыт. В вашей власти увеличивать время вашего общения и чтения сказок, для этого просто будет необходимо увеличивать время до звонка будильника.
Второй путь более сложный. Здесь понадобиться подключить всю вашу фантазию. Возьмите лист бумаги нарисуйте небольшую историю. Например, щенок пошел гулять и встретил большую собаку. Щенок испугался и убежал домой. Лучше, если рисовать и рассказывать сопроводительную историю вы будете на глазах у ребенка. Ребенок обязательно заинтересуется, и будет ждать продолжения истории. После нескольких рисованных историй наступает время рассказов по чужим картинкам, но текст по-прежнему ваш. Когда ребенок привыкнет к этому, переходите к настоящим книгам. Старайтесь отбирать книги, в которых много картинок, чтобы ребенок ощущал преемственность способа информации. Ориентируйтесь на состояние ребенка. У гиперактивных детей бывают «плохие дни», когда они буквально забывают и как будто теряют прочно приобретенные знания и навыки, ругать и стыдить их в таком случае неуместно.
Если ребенок все же посещает школу развития, а там задают домашнее задание, не заставляйте его выполнять его против воли ребенка. Если ему это безразлично, значит, он еще не готов к такой форме работы. Если же он расстроился, что других детей похвалили, а его нет, вы можете сказать: «Мы тоже можем сделать это упражнение, нарисовать рисунок, выучить стишок. Я тебе помогу». Такая политика решит сразу две задачи. Во-первых, сберегается и ваша нервная система и ребенка, так как нет боев за выполнение задания. Во-вторых, своей позицией вы стимулируете развитие ответственности у ребенка. Если он может (физиологически готов) взять на себя ответственность за выполнение задания, он сообщит об этом, и вы ему поможете. В этом случае у ребенка уже вырабатываются волевые качества, а это при гиперактивном синдроме дорогого стоит.
Занятия с таким ребенком требуют настойчивости и терпения от родителей, педагогов и врачей. Я рекомендую родителям обращаться к специалистам нашего центра, они скорректируют сложную комплексную работу с ребенком и результат совместных усилий не заставит себя ждать.
Жанна КИСЕЛЕВА специально для Med74.RU