Med74.RU – медицинский портал Челябинска Полная версия

Статьи

Заикание

ЗаиканиеЗаикание встречается у 4 процентов мальчиков и 3 процентов девочек дошкольного возраста. Определенную роль в возникновении заикания играет конституциональный фактор или общая с родителями речевая, моторная и коммуникативная недостаточность. Общая с кем-либо из членов семьи недостаточность моторики у детей относится к плохо развитой координации движений, скованности, напряженности или повышенной возбудимости мышц и связок артикуляционного аппарата.

Определенные затруднения наблюдаются при переводе внутренней речи во внешнюю, когда ребенок не может свободно выразить словами мысли, т. е. он больше понимает, чем говорит. Обусловлено это уже не столько недостаточностью моторики, сколько склонностью к импрессивности - переработке чувств и переживаний. Такие дети не отличаются и выраженным стремлением к общительности в первые годы жизни, предпочитая тихие, спокойные игры сами с собой. Наиболее травмирующее действие оказывает раннее принуждение к общению, большое количество взрослых, помещение в ясли и отрыв от родителей, к которым они очень привязаны. Подобная общая с кем-либо из родителей интровертированная (внутренняя) направленность личности порождает коммуникативные проблемы преимущественно в сфере установления контактов с незнакомыми людьми, что вместе с моторными нарушениями делает общение односторонним, негибким и напряженным.

Возможна и противоположная, экстравертированная направленность личности, когда ребенок неудержимо стремится к общению как можно с большим кругом сверстников и взрослых. Тогда вызывать беспокойство будет ограничение взрослыми его общения со сверстниками, что опять же приведет к напряженности и скованности и, как неизбежное следствие, к затруднениям в речи.

Следующим фактором, способствующим заиканию, будет дизонтогенез, прежде всего генети- чески нарушенный темп развития речи, ее неравномерность. На это может указывать задержка появления фразовой, а в дальнейшем артикуляционно отчетливой или грамматически правильной речи. Или же, наоборот, речь развивается быстрее и ребенок начала второго года жизни говорит фразами, а на третьем году наизусть воспроизводит все стихотворения, которые слышит. Кроме этого речь отличается подчеркнутой взрослостью. Смешанный вариант состоит в первоначальной задержке речи с последующим прорывом - напором слов, неукротимой жаждой говорить.

В отношении темперамента нет существенного преобладания крайних типов. Если мы имеем дело с холерическим темпераментом, то непроизвольные прерывания речи носят в основном тонический характер типа неоднократных повторений букв в начале слова. При флегматическом темпераменте прерывания имеют преимущественно клонический характер: растягивание слогов и слов, длительные паузы между ними. При сангвиническом типе темперамента характер речевых судорог будет смешанным. Однако сангвинический темперамент при заикании не выступает в чистом виде и часто представляет собой в процессе развития трудно совместимые псевдосочетания черт холери ческого и флегматического темпераментов. Подобное противоречие психического развития создает состояние внутренней неустойчивости, неблагоприятно отражающееся на речи. Заикание тогда отличается колебаниями, не имеющими с первого взгляда видимых причин.

В ряде случаев характерная для заикания моторная неловкость представляет своеобразный рудимент флегматического характера одного из родителей, в то время как в целом ребенку присущи высокая двигательная активность и стремительность - общие черты с другим родителем, обладающим холерическим темпераментом. Это говорит о трудносовместимом сочетании у детей полярно противоположных черт темпераментов родителей.

Другим фактором, способствующим заиканию, будет невропатия. Значительные колебания претерпевает заикание при невропатии в связи с частыми соматическими заболеваниями. Наиболее часто при заикании встречается ОРЗ, хронические бронхиты и пневмонии, что само по себе повышает возбудимость таких детей.

Невропатия как общая нервная и соматическая ослабленность является при заикании фоном, предшествующим появлению психогенно обусловленных невротических состояний.

Заикание, возникшее преимущественно под влиянием психотравмирующих факторов в первые годы жизни, обозначается как логоневроз. Если в дальнейшем его предопределяет испуг, налицо много страхов, ребенок боязлив и неуверен в себе, то более правильным будет диагноз - невроз страха, а заикание тогда лучше расценить как одно из его проявлений. Можно вести речь и о неврастении, если заикание обусловлено перенапряжением психофизиологических возможностей ребенка под влиянием чрезмерно раннего, интенсивного обучения и неадекватного воспитательного подхода.

Заикание входит в структуру истерического невроза, когда преобладают эмоциональные нарушения, капризность, не всегда осознанное желание привлечь к себе внимание, в том числе самим заиканием, и стремление использовать его для воздействия на окружающих. Тогда заикание преодолевается с трудом, поскольку ребенок не заинтересован быть как все и терять свое исключительное влияние на окружающих. В большинстве случаев заикание при неврозах тяжело переживается детьми. Часто из-за страха, скованности или смущения они отказываются вступать в контакт с незнакомыми людьми и легко теряются в новой обстановке. В привычной, устоявшейся сфере общения они могут говорить достаточно свободно, так как не испытывают столь характерное для них чувство ответственности, выражаемое опасениями выглядеть смешными, неловкими, неуклюжими и страхом сказать что-либо не так, как следует, или не то, что нужно. Заикание, таким образом, проявляется избирательно, в определенных сферах общения, и сильно зависит от психологического настроя и общего нервного состояния ребенка.

Наибольшую трудность для детей с неврозами составляет не столько речь сама по себе, сколько начало разговора, так как из-за страха, неуверенности и настроя на неудачу они излишне волнуются, возбуждаясь или затормаживаясь при этом (в зависимости от темперамента). Характерным для детей с неврозами будет и заикание при появлении чувства стыда, переживания случившегося. В этом отношении такие дети кардинальным образом отличаются от детей с остаточными мозговыми явлениями органического поражения мозга, которые не переживают за свою речь и не говорят хуже при волнении или чувстве вины.

Как правило, заикание начинается в 2 года. Это и понятно, поскольку в это время у ребенка появляется фразовая речь, которая находится в наиболее уязвимом положении. Отчетливо проявляется и темперамент, соотносимый со скоростью речи и общей двигательной активностью. Именно в этот период нередко разгорается принципиальная борьба родителей с упрямством, своеволием, медлительностью или неугомонностью, т. е. с формирующимися волевыми качествами характера ребенка и его темпераментом. К тому же до 2,5 года ребенок еще достаточно сильно привязан к матери, поэтому неизбежен аффект на ее отсутствие при помещении в ясли (особенно если ребенок эмоционально чувствителен, а сама мать повышенно тревожна). И если родители выигрывают противоборство со своими детьми, то только ценой развития у детей заикания.

Заикание может начаться и в 3 года - возрасте интенсивного эмоционального развития. Трехлетние дети, так же как и двухлетние, боятся уколов и неожиданных звуков. Следовательно, боль и неожиданное воздействие могут быть поводом для возникновения заикания, если они вызывают испуг, шок, крик, что как аффект перенапрягает еще неокрепшую речевую систему ребенка. В 3 года многие дети боятся темноты, сказочных персонажей и замкнутого пространства. Чаще всего подобные страхи испытывают мальчики, что и является одной из причин более частого возникновения у них заикания. В этом возрасте они легко пугаются в темноте и ограниченном пространстве, где они могут оказаться не по своей воле, а в порядке наказания или вынужденной необходимости (в чулане, изоляторе, боксе).

Обращают на себя внимание и личностные особенности родителей, дети которых заикаются. Как правило, они недостаточно общительны, склонны к внутренней переработке чувств. У матерей нередко наблюдается высокий уровень тревожности. Отцы менее тревожны, зато более импульсивны, и, как правило, их роль в семье явно недостаточна. Обоим родителям присуще стремление торопить детей, нагружать их различного рода интеллектуальными занятиями в ущерб игровой деятельности. В то же время сами родители в большинстве случаев не следят за собственной речью, и нередко ребенок не успевает за ее темпом. К тому же взрослые непоследовательны в требованиях, часто меняют решения, что вызвано внутренней неустойчивостью и конфликтнымиотношениями в семье.

Таким образом, затруднения в речи как в способе коммуникации имеют при неврозах более глубокий характер, чем сама по себе речевая недостаточность, и возникают вследствие нарушения процесса формирования межличностных отношений сначала в семье, а затем и при общении со сверстниками. Поэтому оказание помощи при заикании - это не только устранение болезненного, невротического состояния ребенка, но и восстановление его нарушенных, но еще полностью не утраченных навыков общения, умение принимать и играть роли и адекватно выражать свои чувства. Данные задачи решаются в условиях детской поликлиники при совместной работе врача-невролога (медикаментозное лечение), логопеда (коррекция речевых запинок), психолога (коррекция эмоциональных нарушений, работа с семьей).

Автор: Е.Б. Кремсова, невролог, М.Б. Королева, логопед-психолог ДГП № 2.

 

Copyright © 2005-2024 Med74.RU Челябинск

 
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА