Характер и причины детского травматизма имеют возрастную специфику. Если травмы у детей дошкольного возраста чаще всего результат недосмотра взрослых, то у школьников они являются следствием грубых шалостей, опасных игр, неумелого отношения с предметами быта и т. д.
Основное число травм возникает у детей школьного возраста. Этому способствуют существенные изменения образа жизни, связанные с поступлением в школу и снижением контроля со стороны взрослых.
На первом месте по распространенности находятся бытовые травмы, полученные во дворе, дома, во время игр и спортивных развлечений. Это падение с высоты (крыши, деревья), ранения острыми предметами; огнестрельные ранения из самопалов и пугачей; травмы, связанные с неправильным обращением с электричеством и электроприборами. Нередко травмы у школьников возникают при неорганизованных занятиях спортом у детей младшего и среднего школьного возраста — при падении с качелей, нарушении правил катания на санках, прыжках с трамплина, катании на лыжах с крутых склонов, при езде на велосипеде.
Второе место занимает транспортный травматизм. Несчастные случаи на улицах и дорогах занимают первое место среди причин смертности от травм детей старше 4 лет.
Одно из ведущих мест среди причин смертности детей школьного возраста занимают несчастные случаи на воде. Они являются следствием безнадзорности детей во время купания, их неумения плавать, несоблюдения правил купания, а также нарушения взрослыми правил катания с детьми на лодках и других плавательных средствах.
Кроме того, достаточно часто регистрируются и отравления среди детей. Причинами отравления бывают различные ядовитые грибы, ягоды, листья, стебли, корневища растений, а также небрежно хранящиеся лекарственные вещества, ядохимикаты и др.
Несчастные случаи и в школе возникают во внеурочное время в классе, коридоре, во дворе. Большинство травм — результат недисциплинированности детей (падения с лестниц, парт, подоконников, подножки и т. д.). Вместе с тем причиной этих случаев могут стать нарушения санитарно-гигиенических норм и правил эксплуатации школьных помещений.
На втором месте по частоте происходящих в школе травм стоят повреждения, получаемые на уроках физкультуры. Происходят они, как правило, во время занятий на воздухе и спортивных снарядах, не соответствующих по размерам гигиеническим нормам; при их неисправности; недостаточной физической подготовленности учащихся, отсутствии страховки и т. п.
Наблюдаются травмы и во время учебно-производственных занятий школьников. Их причины — свойственная детям любознательность, шалости, отсутствие практического опыта, незнание правил техники безопасности при работе в мастерских, химических лабораториях и др.
На основании бесед с детьми, получившими травмы, можно выделить два основных типа причин повреждений:
1-й тип — неадекватное поведение ребенка, т. е. его действия заведомо чреваты возможностью получения травмы (игры на крышах, стройках, лазание по деревьям и т. д.).
Причины этого типа в свою очередь делятся на две группы:
2-й тип — неблагоустроенность внешней среды, халатность и недосмотр взрослых и т. д.
С целью профилактики детского травматизма необходимо:
Основная работа, направленная на профилактику травматизма, проводится во внеурочное время. Со школьниками младшего возраста проводятся беседы, в которых может принять участие врач, медицинская сестра, учитель, представитель ГИБДД и, конечно, родители.
Взрослые не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг — предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку.