Med74.RU – медицинский портал Челябинска Полная версия

Статьи

Школьная зрелость

Школьная зрелостьМногие родители считают, что ребенок готов к школе, если он обладает рядом необходимых навыков (умеет читать, писать, считать). Современная образовательная программа делает особенный упор на получение детьми какого-то уровня знаний, зачастую забывая обратить внимание на психологическую сторону вопроса. Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень восприятия речи. Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеет развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения.

Когда ребенок достигает возраста 6 — 7 лет, родители озабочены вопросами, как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим учеником в классе. В этот период родительские амбиции приводят к парадоксальной ситуации, когда ребенок начинает восприниматься через призму успешности обучения в школе. Насколько правомерна подобная позиция мам и пап? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни? Этот критерий получил название «школьная зрелость».

«Незрелые дети» часто становятся неуспевающими. Причем нередко это «неуспевание» в учебе затягивается на несколько лет. Но если бы «школьная зрелость» вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой, нежелание учиться.

Многие родители торопятся отправить ребенка в школу в 6-летнем возрасте. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установили, что среди детей 6-летнего возраста количество «незрелых» весьма велико — почти половина. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей.

Согласно современному законодательству ребенок может быть принят в 1-й класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет и 6 месяцев.

Однако гигиенисты уверены в том, что 6-летние дети могут быть приняты в школу только в том случае, если учреждение располагает необходимыми условиями для организации обучения таких детей. Требуется сокращение продолжительности урока, организация динамической паузы в середине учебного года, ступенчатый режим обучения в начале учебного года, обеспечение дневного сна и трехразового питания для тех, кто остается в школе на продленный день и др. Таких школ на сегодняшний день мало. Между тем «незрелость» не может быть причиной отказа приема ребенка для обучения в школе. Но в этом случае ответственность за его здоровье несут родители.

В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях детей обучаться в условиях школы. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Он основан на том, что «школьная зрелость» наступает, как правило, с увеличением интенсивности роста конечностей (в первую очередь рук). 7-летние дети в отличие от 6-летних имеют более высокий уровень мотивационной готовности к школе, что сочетается с более высоким уровнем интеллектуальной готовности. Мотивационная готовность — наличие у ребенка желания учиться. Среди 6-летних детей мотивация неустойчива и зависит от ситуации.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, наличие начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У ребенка дошкольного возраста должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя».

Надо убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель и т. п. — все это побудительная, активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 8 часов вечера — эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. «Можно» формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность: «Можно пойти погулять после того, как уберешь игрушки (в школьном возрасте — выучишь уроки».

Особо важную роль играет умение соблюдать режим дня, особенно режим сна (спать не менее 10 часов, примерно 1/3 времени должно приходиться на сон до полуночи). Причем мотивация на соблюдение режима дня в первую очередь должна присутствовать у родителей.

И. А. Чистякова,

врач-невролог МБУЗ ДГП No 7.
 

Copyright © 2005-2020 Med74.RU Челябинск

 
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА