Программа обучения
Модуль 1. Общая конфликтология. Семейный контекст.
Универсальное устройство конфликта.
Феноменология и «анатомия» конфликта. Внешние конфликтогены (манипуляции, фантомное общение, ты-сообщения и т.п.). Естественная динамика конфликта. Суть управления конфликтом. Причины неуправляемости конфликтов. Стратегии поведения в конфликте. Позиции и метапозиции.
Специфика семейных конфликтов.
Конфликт ресурсов, конфликт ролевых ожиданий, конфликт ценностей. Конфликты, связанные с системными семейными законами: конфликты принадлежности, иерархии, баланса. Межпоколенные конфликты. Внутрипоколенные конфликты.
Практика управления конфликтом.
Практика распознавания ключевых элементов конфликта. Технологии прямых коммуникаций. Практика прояснения интересов противоборствующей стороны. Практика предъявления своих интересов. Базовые принципы и навыки построения диалога.
Специфика конфликтов в организациях.
Принципиальный элемент в анатомии оргконфликта. 4 источника организационных проблем и конфликты, рождаемые каждым уровнем. Конфликты, связанные с работой системных законов организаций. Сущностные конфликты, конфликты принадлежности, лояльности, конфликты функции и личности, конфликты иерархии, баланса.
Формы управления конфликтами и показания к их использованию: прогнозирование, упреждение, обострение, приглушение, разрешение. Условия разрешимости конфликтов. Постконфликтное сопровождение.
Личность участников.
Внутриличностные конфликты и их разворачивание наружу. Внутренние конфликтогены (типичные «болевые точки», которые нас легко вовлекают в конфликты).
Практика управления конфликтом.
Практика удержания оргинтереса. Управление диалогом с одной из конфликтующих сторон на основе концепции 6 уровней осознанности. 4-хпозиционная модель анализа конфликта. Пошаговые технологии разрешения конфликта. Моделирование ресурсных состояний. Приемы стресс-менеджмента.
Формат работы – тренинговый. Мини-лекции. Ролевые игры. Самодиагностика. Моделирование оргсистем. Упражнения на отработку навыков. Интерактивное обсуждение. Кейсы для разбора из практики ведущих. Разбор случаев из практики участников.
Модуль 3. Деловой контекст. Конфликты систем и подсистем (подразделений, группировок, семьи и бизнеса, организации и внешних структур).
Специфика межгрупповых и межсистемных конфликтов в бизнесе.
Преломление известных законов конфликтов в сложных социальных системах. Специфические межсистемные бизнес-конфликты: сущностные конфликты, конфликты иерархических уровней, зеркальные конфликты, разобщенность и противостояние подразделений, формирование поляризованных групп.
Частные случаи (по запросам участников)
Внутреннее устройство некоторых типичных конфликт-заряженных ситуаций: хищений, саботажа, сопротивления нововведениям, противоречия между собственниками, слияния/разделения компаний и т.п.
Личность конфликтолога и медиатора.
Конструктивные и деструктивные позиции при взгляде на конфликт. Переносы и контрпереносы в медиаторской практике. Углубленный стресс-менеджмент: исследование собственных «слепых зон» и сценарных моделей поведения, способных помешать конструктивной медиации.
Практика управления конфликтом.
Диагностика системных динамик. Графические и пространственные приемы анализа конфликта и поиска наилучших системных решений. Тетралемное мышление. Принципы и инструменты медиации. Анализ заинтересованных сторон. Технология прогнозирования конфликтов. Формирование нейтральной позиции. Пошаговые модели проведения переговоров с конфликтующими сторонами.
Формат работы – тренинговый. Мини-лекции. Ролевые игры. Самодиагностика. Моделирование оргсистем. Упражнения на отработку навыков. Интерактивное обсуждение. Кейсы для разбора из практики ведущих. Разбор случаев из практики участников.
Модуль 4. Конфликтология больших систем (социо-культурный аспект).
Специфика больших систем - субкультур, этносов, конфессий, партий, власти и общества, социальных слоев населения и т.п.Личность конфликтолога и медиатора.
Порядки помощи при разрешении социо-культурных конфликтов. Совесть, как орган уравновешивания и нарушения баланса в отношениях. Порядки совести: индивидуальная, коллективная и системная. Объективные и субъективные возможности и ограничения медиаторов. Мета-лидерство в управлении конфликтами больших систем.Практика управления конфликтом.
Процессуальный и системно-феноменологический подходы в анализе социо-культурных конфликтов и управлении ими. Принципы и практика "глубинной демократии" в разрешении конфликтов. Работа с полярностям больших систем. Мировые духовные традиции и конфликты больших систем.
Отношения с Заказчиком и конфликтующими сторонами. Практика заключения контракта.Формат работы – тренинговый. Мини-лекции. Моделирование конфликтующих систем. Упражнения на отработку навыков. Интерактивное обсуждение. Кейсы для разбора из практики ведущих и участников.
Квалификационный семинар
Защита квалификации «Конфликтолог. Медиатор»
Защита выпускной квалификационной работы.
Проводится 2-3 дня в зависимости от количества вышедших на защиту. Назначается и оплачивается отдельно.