Главная
Интервью
Александр Савченков: «Психоанализ – это математика психотерапии»
Александр Савченков: «Психоанализ – это математика психотерапии»
– Александр Витальевич, как получилось, что Вы пришли к психоанализу и гипнозу? Какой жизненный опыт этому предшествовал?
– Я окончил философский факультет в Уральском государственном университете. Там же впервые состоялось мое знакомство с работами Фрейда и Лакана в рамках философии постмодерна. На тот момент не было информации о вузах, где бы преподавали психоанализ. Позже, когда уже заканчивал философский факультет, узнал о недавно открывшемся Восточно-Европейском институте психоанализа, где и стал глубоко изучать клинику Фрейда и Лакана. И гипнозу в то время нигде не обучали. Это было ремесло, которое передавалось «из рук в руки». Поэтому за знаниями ездил на семинар к известному английскому гипнотерапевту Норману Воотону. Затем побывал на обучающих семинарах у Евтушенко (ученика Довженко), у Кашпировского. В дальнейшем посещал специализированные мероприятия и сейчас продолжаю постоянно повышать свою квалификацию.
– Как появился Институт психоанализа?
– В 2012 году мы с коллегами решили, что необходимо развивать психоанализ в Челябинске и передавать накопленный теоретический и клинический опыт. Вначале мы функционировали как центр психологической помощи. В 2015 году получили лицензию на образовательную деятельность и приступили к реализации образовательных программ. В 2016 году состоялся первый выпуск студентов по специальности «Регрессивная аналитическая гипнотерапия». Сейчас это направление переросло в «Психодинамическую школу клинического гипноза». Наши выпускники получают дипломы с квалификацией: «Гипнолог. Гипноаналитик».
Со следующего учебного 2018 года приступаем к реализации новых уникальных образовательных программ переподготовки психоаналитического направления.
– Что это за программы? Расскажите о них подробнее.
- Психоаналитическая психотерапия детей и подростков. Это совершенно новый взгляд, новое слово в психотерапии детей и подростков. Программа основана на синтезе психоанализа, нейрофизиологии, психолингвистики и гипнотерапии. Изучать это будет интересно не только специалистам, но и родителям, будущим родителям, которые беспокоятся и заботятся о своих детях. Наши преподаватели дадут понимание того, как избежать систематических ошибок в воспитании детей, как вырастить психически здорового ребенка, разъяснят многие психофизические процессы, расскажут о физиологии центральной нервной системы;
- Психоанализ и психоаналитическая психотерапия. Цель этой программы – подготовка специалистов-психоаналитиков высокого уровня. Только психоанализ является единственным признанным психодинамическим методом. Он позволяет работать не с симптомом, а с причиной психического расстройства; только ему под силу перестроить личность заново.
- Аналитический менеджмент и психоанализ бизнеса (V.I.P – коучинг). Новое направление в менеджменте и консультировании. Похожая образовательная программа реализуется Европейской Бизнес-школой INSEAD и Высшей школой экономики в рамках магистерской программы «Психоанализ и бизнес-консультирование». Мы будем готовить высококомпетентных специалистов – "VIP-коучей" и бизнес-консультантов в области психоаналитического бизнес-консультирования, способных вести научно-практическую деятельность. Программа позволяет освоить методологию, построенную на междисциплинарном исследовании направлений – психоанализ, НЛП, гипноз. Прохождение этого курса будет способствовать профессиональному и личностному развитию человека.
- Групповой психоанализ. Теоретический материал позволит будущим групп-аналитикам понимать причины возникновения психотравмы, в т.ч., приводящие к зависимости, структуру личности людей, подпадающих под категорию риска, применять терапевтические методы в работе с психотравмированными людьми, построенные на принципах психоанализа и гипнотерапии. В процессе обучения будущие специалисты получат большее осмысление глубинных процессов образования психотравмы, смогут оказывать грамотную помощь.
По нашим образовательным программам могут обучаться люди всех возрастов и с уровнем подготовки не ниже среднего специального образования.
– Давайте поговорим о сути метода. Почему именно психоанализ, гипноз? Как возникла идея их соединения?
– Благодаря гипнозу мы помогаем человеку переосмысливать травматический опыт, полученный в глубоком детстве и влияющий на взрослую жизнь. Гипноз – это безопасное состояние психики человека и очень эффективное при лечении различных психических расстройств.
Психоанализ – это математика психики человека, нашего сознательного и бессознательного. Все остальные психологи и психотерапевты работают только с симптомами. Среди наших коллег различных психотерапевтических модальностей бытует такое заблуждение, что и они погружаются в бессознательное, как-то к нему приближаются. На самом деле – нет, с бессознательным работает только психоанализ. Данный факт признан во всем мире.
Идея соединения психоанализа и гипноза основывается на взаимодополняемости двух методов. Психоанализ дает понимание функционирования глубинных механизмов психики, а гипноз является самым эффективным психотерапевтическим средством.
Соединение двух методов – гипнотерапии и психоанализа – позволяет более эффективно и за меньший срок решить поставленные задачи при работе с пациентом. Гипноз помогает снять психологические защиты, а знание психоанализа направляет психоаналитика к истокам возникновения проблемы. Мы полностью отказались от прямых внушений, заменив их приемами, которые используются в психоанализе.
– Что происходит в психоанализе?
– С точки зрения психоанализа большинство людей в связи с ранней детской психотравматизацией «застряли» на какой-то стадии психосексуального развития, в возрасте от 0 до 5 лет. Психотравма может состоять в недостатке внимания, неосторожно брошенном слове, приказании, грубом отношении, обесценивании и многом другом.
Травмированный в детстве человек во взрослой жизни испытывает комплексы, страхи, неуверенность в себе. Он не способен адаптироваться к трудным жизненным ситуациям, впадает в одни и те же поведенческие сценарии, терпит неудачи и т.п. Психоанализ помогает вырастить человека как личность, помочь ему изменить свою жизнь к лучшему.
В гипноанализе мы используем психоаналитический метод перепроживания ранней травмы. Благодаря гипноанализу мы освобождаем человека от многих психических расстройств. К ним относятся логоневроз, энурез, различные фобии и неврозы, панические атаки и многое другое.
Но есть особые структуры личности – нарциссическая, пограничная, которые невозможно вылечить гипнозом. Здесь нужно изменять структуру личности, чтобы изменилось все поле вокруг человека. Когда поле становится другим, меняются люди, вся жизнь. Человек понимает, что происходят перемены, от него не зависящие, и все в лучшую сторону. Кто проходил личный анализ, могут об этом рассказать.
– А другие виды психотерапии неэффективны?
– Они тоже эффективны – для работы здесь и сейчас, с данным симптомом, но они никогда не устранят причину его появления, оставляя вероятность возвращения симптома – возможно, в другой форме. Прелесть психоанализа заключается в том, что человек «вырастает» до состояния, когда он легко и просто сталкивается с любыми стимулами и посылами от окружающей среды. После психоанализа или гипноанализа исчезает причинно-следственная связь, вызывающая симптом. Любой стимул, даже аффект проживается очень спокойно, сразу осмысливается. У человека сознание не сужается на этом аффекте и не приводит к возвращению симптома.
– Расскажите о ваших коллегах. Какую подготовку они получили?
– Мои коллеги имеют базовое психологическое образование, прошли школу гипноза, получили дипломы и квалификацию «Гипнолог, гипноаналитик», «Основы психоанализа». Они умеют работать и в психоанализе, и в гипнозе. Весь свой многолетний клинический опыт, который имел, я им передал. В нашем институте нет посторонних людей, не моих учеников. Я формирую новую школу в психотерапии, поэтому должны быть соратники, сподвижники, единомышленники, кто исповедует то же самое, что и я.
Среди них есть просто уникальные специалисты. Мария Осипова из Снежинска читает детский психоанализ. Таких, как она, не только в нашей стране, но и в мире – единицы. Мария больше 10 лет работает психологом в детской поликлинике. По договоренности с городским роддомом два года присутствовала при родах, наблюдала, как выходит ребенок, записывала его вербальные и невербальные реакции, его движения ручками и прочее, потому что даже процесс родов, прохождение по родовым путям переживается человеком как травматический опыт и сказывается на его дальнейшей жизни. У Марии колоссальный опыт, чутье, она очень проницательный человек. Я сам часто с ней советуюсь. Она может определить по описаниям, на каком месяце жизни человеком получена травма, и подсказать аналитику, на что обратить внимание. Каждый день Мария с детьми. При этом и с взрослыми людьми работает, потому что взрослые – те же самые дети. Мы переживаем те же аффекты, что ребенок, мы их повторяем каждый раз.
Дана Янсон, психоаналитик, специалист по работе с женщинами и детьми, подвергшимися домашнему насилию. В данный момент проходит сертификацию в «Психодинамической школе клинического гипноза» и будет вторым человеком в России, получившим документ рекомендованного специалиста по гипноанализу. Кроме того, Дана – специалист по групповому психоанализу.
Юлия Нуриева, психоаналитик, гипнолог, специалист по работе с зависимыми и созависимыми людьми. Недавно получила первый сертификат, теперь она рекомендованный специалист. Прошла определенное количество супервизий и имеет более 100 часов терапевтического опыта.
Наша задача – построить новую клиническую школу, целиком основанную на теории психоанализа с применением гипноза.
– Вы и Ваши коллеги проходите личный психоанализ?
– Я свои рекомендованные 250 часов уже прошел, сейчас личный анализ проходят мои коллеги. Причем, мы проходим психоанализ у маститых европейских специалистов. К примеру, мой супервизор Александр Непомнящий из Франции, потомок русских дворян первой волны эмиграции, имеет более 40 лет опыта работы в психоанализе по высочайшим европейским стандартам. Конечно, есть и отечественные квалифицированные психоаналитики, и с ними мы тоже работаем.
– В вузах на факультетах психологии психоанализ по-прежнему не преподается?
– Есть пара сообществ у нас, где люди собираются вместе, книжки по психоанализу читают, что-то друг другу докладывают. Но это несерьезная работа. Если ты не выходишь в академическое образовательное пространство, говорить об образовании, о преподавании – незаконно. Должен быть академический стандарт, академические рамки, определенная подача материала, педагоги с опытом, которые знают, как материал преподнести, как соединить теорию с клиникой, с практикой. Мы это формируем. У нас богатый материал и серьезные специалисты – и детские, и взрослые.
– Как Вы оцениваете состояние с психологической помощью сейчас в Челябинске, в области?
– Отвратительное состояние, и по России в целом, а в Челябинске особо отвратительное. Все мистифицировано – чакры, кармы…такое творится! Ситуация в современном российском психологическом образовании оставляет желать лучшего. Человек с дипломом психолога не имеет навыков оказания помощи людям. Зачастую такой специалист ударяется в религиозные и оккультные практики. Я жесткий критик и противник всяческих поповских и экстрасенсорных штучек. Такие «психологи» только калечат людей. К ним приходят с травмой, а они, вместо того, чтобы «вырастить» человека, поставить на ноги, помочь ему стать зрелой личностью, его фрустрируют, регрессируют и предсказывают будущее. Другой вариант, поповский: «Ты грешник, и это тебе наказание за грехи!». В такой ситуации человек еще больше травмируется, понимая, что есть какая-то непреодолимая сила, которая его за каждый чих будет наказывать.
Мы со следующего года открываем свою ассоциацию, создаем СРО, куда будем принимать только своих – психоаналитиков, гипнологов, только тех, кто выучился, проверенных. Надо готовиться к принятию закона о психологии, который просто необходим.
– А какие проблемы в обществе Вы считаете главными?
– Проблемы одни и те же – отсутствие понимания и навыков воспитания детей. От этого все беды. К детям очень некорректно относятся, обесценивают их, кричат на них, не считают за личности. По большому счету это одна очень важная проблема. Бывают и обострения в силу каких-то экономических, политических процессов – вот как сейчас.
– А Вы не считаете, что о психоанализе надо больше рассказывать, как-то популяризировать эти знания?
– У нас есть
группы в социальных сетях, реализовано два популярных проекта – психоаналитическая гостиная и киноклуб. Нашей гостиной, которая работает в ресторанном формате, уже больше года. Это мой проект, который я считаю успешным. Раз в месяц мы собираемся в гостиной и раз в месяц – в киноклубе. Приходят люди, и мы дискутируем на заявленные темы. Приглашаем философа Кирилла Резвушкина, историка Александра Фокина. Они со своих позиций выступают, а мы – с точки зрения психоанализа. Так же обсуждаем фильмы. Помимо прочего, один раз в неделю в нашем институте проводятся бесплатные лекции по психоанализу для всех желающих.
Благодаря нашим усилиям, в том числе популяризации психоанализа, а главное – уникальным образовательным программам Челябинский институт психоанализа стал широко известен в профессиональном сообществе психоаналитиков по всей России.
Галина Абакумова, специально для Med74.RU/psy
Челябинский институт психоанализа
г. Челябинск, ул. Худякова, д. 18, корп. 2, каб. 511, 512
Тел.: (351) 776-90-05
Оставьте свой комментарий: