Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Я знаю наверняка лишь одно: если бы люди сильнее любили друг друга, наша жизнь стала бы значительно лучше.»
Мать Тереза
Регистрация

Михаил Овчинников: «Профессиональный психолог не только выслушает, но и направит к самостоятельному и верному решению»

Ovchinnikov_250.jpgВ жизни каждого человека бывают сложные периоды, иногда, для того, чтобы разобраться со своими проблемами, и с состоянием своего внутреннего мира, бывает недостаточно дружеской беседы или собственного анализа. В этом случае обратиться к специалисту – лучшее из решений. Как может помочь профессиональный психолог? Что важно понять о работе специалиста в сфере психоанализа, и какие мифы существуют об обращении к психологам, расскажет заведующий кафедрой специальной и клинической психологии ЧелГУ, кандидат психологических наук, доцент​ Овчинников Михаил Владимирович.

- Здравствуйте, Михаил Владимирович, расскажите немного о том, как вы пришли к тому, чем занимаетесь. Каков ваш профессиональный путь?

- Я достаточно поздно пришёл в психологию, после того, как закончил факультет психологии ЧГПУ, с 2008 года работаю здесь, в ЧелГУ. Изначально работал на кафедре психологии, последние два года возглавляю кафедру специальной и клинической психологии. Если говорить о преподавании, то сфера моих профессиональных интересов – это математические методы в психологии. Также это проблема жизнестойкости и временной перспективы, проблема совладания с трудными жизненными ситуациями, со стрессовыми ситуациями. Я также провожу психологические тренинги, связанные с ресурсами человека и направленные на повышение стрессоустойчивости.

- Какие дисциплины вы преподаете?

В основном сейчас это математические методы в психологии, которые изучают практически все студенты факультета психологии и педагогики ЧелГУ. Также я преподаю дисциплины «Организация научно-исследовательской деятельности студентов» и «Психология экстремальных и кризисных состояний».

- Что представляют собой математические методы в психологии?

- Психологическая наука претендует на то, чтобы результаты психологического исследования были более объективны, и математические методы как раз являются средством повышения объективности результатов психодиагностики. Они используются для доказательства эффективности коррекционно-развивающей работы, при проведении групповой работы, например, в образовательных организациях, в системе здравоохранения и так далее. С помощью этих методов исследователь выявляет закономерности, взаимосвязи, различия между группами людей.

- Остановимся на специальностях, которые на вашем факультете получают студенты, расскажите, пожалуйста, о кафедре подробнее?

- Факультет в 2017 году отмечает 20-летие своего существования. Кафедра специальной и клинической психологии отметит 12-летие. На факультете три выпускающие кафедры: кафедра психологии, кафедра общей и профессиональной педагогики, а также кафедра специальной и клинической психологии. Направления и специальности следующие: психология (бакалавриат и магистратура), психолого-педагогическое образование (бакалавриат и магистратура), специальное (дефектологическое) образование (бакалавриат и магистратура), клиническая психология (специалитет).
Кафедра специальной и клинической психологии является выпускающей по специальности «Клиническая психология», направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Открыты магистерские программы «Клиническая психология в здравоохранении и образовании» и «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья». Также реализуются дополнительные образовательные программы: программа профессиональной переподготовки «Медицинская психология, неврачебная психотерапия», программы повышения квалификации «Арт-терапия кризисных состояний в детском, подростковом и взрослом возрасте», «Русский жестовый язык» (единственная в нашем регионе) и «Тифлокомментирование».
Преподаватели кафедры являются квалифицированными практическими работниками в области клинической психологии и психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

- Вы назвали столько специализаций и ответвлений психологии, как определиться с выбором направления?

- Основная проблема, и не только для нашего вуза, в том, что абитуриенты идут на те направления и специальности, где есть бюджетные места, но не всегда они есть. Для поступления на все наши направления и специальности необходимо сдавать математику, русский язык и биологию. Это тоже определённая сложность для абитуриента, потому что психология считается гуманитарной наукой, но для поступления требуются математика и знания в области биологии. Что касается выбора конкретной специальности или направления, абитуриент должен обладать всей полнотой информации о своей будущей профессии, как о ее привлекательных сторонах, так и возможных трудностях на профессиональном пути, нужно представлять, в какой профессиональной области бы хотелось работать после окончания ВУЗа и исходя из этого делать выбор.

- Психолог – достаточно специфическая профессия, какой отбор проходят студенты до того как начинают обучение?

- Законодательство РФ не предусматривает иного отбора, кроме как ЕГЭ или вузовского тестирования. Абитуриенты сдают экзамены либо в форме ЕГЭ, либо, если у них есть среднее профессиональное образование, тестирование на базе ВУЗа: русский, математика, биология.

- С вашей субьективной точки зрения, кому бы вы рекомендовали или не рекомендовали обучаться на эту профессию?

- Каким должен быть психолог? Какие нужны профессиональные качества? Прежде всего, это способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающих людей, выражать их. Это эмпатия, т.е. осознанное понимание внутреннего мира человека и сопереживание ему. Это стрессоустойчивость и открытость другим людям. Кроме того, велик соблазн пойти про пути манипуляции, но психолог-профессионал не должен манипулировать. Поэтому для психолога важны рефлексивные способности, способность видеть себя и своё место в этой диаде «психолог – клиент», и понимать свои действия, их смысл и мотивы.

- В чем отличие клинической психологии от обычной?

- Психолог работает с людьми, находящимися в норме, а клинический психолог отвечает за зыбкую границу нормы и не нормы. Большинство людей, так или иначе, не находятся в полном физическом или психическом здоровье, в этом случае психическое здоровье и есть зона ответственности клинического психолога.

- Когда наступает момент, что клинический психолог понимает, что человека пора отправлять дальше, к специалисту?

- Если психолог видит, что имеются признаки психических заболеваний, то несомненно надо отправлять к психиатру. Клинический психолог готов к распознанию определённых состояний и свойств человека, к распознанию нездоровья. Психолог работает с человеком, который находится в норме. Но любой здоровый человек в отдельные периоды своей жизни испытывает трудности. Может нерешенность отдельных внутренних проблем, проблем взаимоотношений, что может приводить к психосоматическим расстройствам. Это тоже зона ответственности клинического психолога.

- Когда студенты заканчивают ВУЗ, куда они идут работать?

- На каждом курсе обучения студенты проходят практику, у всех она разная, как учебная, как производственная, диагностическая, все зависит от специальности и направления. Практика – тот период, когда человека может заметить его потенциальный работодатель, и очень часто это и происходит, потому что наши студенты проходят практику в специализированных организациях. Среди наших партнёров – центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского и Курчатовского районов, Областная детская клиническая больница, Полетаевский психоневрологический интернат, учреждения специального (коррекционного) образования, т.е. спектр баз практик достаточно широк. Например, студенты-дефектологи к концу обучения готовы к работе с определёнными группами людей с ОВЗ.

- Нельзя не коснуться всеми ожидаемого закона об обязательном лицензировании психологов. С какими трудностями встретятся специалисты после вступления закона в силу?

- Первоначальный вариант закона о психологической помощи отозван из Государственной Думы. Некий фильтр для псевдопсихологов нужен, но каким он будет – это вопрос. Насколько он будет применим для наших практикующих психологов? Кто будет выдавать психологам сертификаты? Будут ли это ВУЗы, профессиональные сообщества, муниципальные или государственные органы. Пока вопросов больше, чем ответов.

- Сейчас у населения становится модно находить себе учителей, увлекаться различными теориями, практиками. Это услуги по ведическим, эзотерическим знаниям, астрологии. Почему на ваш взгляд многие профессиональные психологи не останавливаются в рамках научной психологии?

- С одной стороны, особенность психологии, как сферы практики обладает, достаточно широкой вариативностью используемых методов, подходов, техник и это большой плюс. С другой стороны велика вероятность, что молодые люди, со сниженной, или ещё не сформировавшейся критичностью мышления, молодые люди, которые хотят познать мир со всех сторон, могут увлечься и попасть в деструктивные психологические культы, а таких достаточно много. Лично я каждый год читаю лекция для студентов, абитуриентов, о том, как уберечь себя от психокультов, ведь это серьезная проблема.

- Расскажите пожалуйста об этой теневой сфере психологии?

- С одной стороны есть научная психология, с другой есть и популярная психология, на Западе также распространен термин «поп-психология». Зайдите в любой книжный магазин, что мы увидим? Множество книг с названиями типа: «Как стать успешной», «Как стать первым», «Как добиваться мужчин». С одной стороны это знания и навыки, которые многих заинтересуют. С житейской точки зрения ничего предосудительного здесь нет. Плюс популярной психологии состоит в том, что она позволяет увлечься психологией и даёт отчасти психологические знания в удобной и понятной большинству форме. В то же время есть опасность попасть в психокульт и другие психокультные организации или группы.

- В чем отличие житейских психологических познаний от научной психологии?

- Житейская психология опирается на опыт конкретного человека, на то, что мы слышим и видим в жизни, средствах массовой информации, она направлена на разрешение конкретной ситуации. Психология как наука и практика опирается на полуторавековое развитие психологии как самостоятельной науки, на структуру личности, на использование методов и техник, получивших признание в профессиональном сообществе. Она более объективна и имеет примеры позитивного исхода для личности. Профессиональный психолог не только выслушает, но и направит к самостоятельному и верному решению накопившихся проблем.

- Как вы считаете, в последние годы изменилось ли мнение о психологах?

- С одной стороны, люди из-за особенности нашей российской ментальности обращаются за поддержкой к друзьям, родственникам, в худшем случае к психоактивным веществам. Однако влияние СМИ, общее повышение культурного уровня приводит, в конце концов, к тому, что к психологам и психологии в целом стали относиться с большим пониманием. Все чаще и чаще при появлении каких-либо психологических проблем люди обращаются к специалистам. Дружеская беседа, конечно, может помочь, но далеко не всегда. Я бы очень хотел, чтобы эта практика развивалась и дальше, ведь я как специалист, заинтересован в душевном здоровье окружающих.

Алена Харлова, специально для Med74.RU/psy

Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?