– Вячеслав Валерьевич, какое заблуждение специалиста-психолога, на Ваш взгляд, самое распространённое?
– Пожалуй, это то, что «хороший товар в рекламе не нуждается». Т.е. если я психолог высокого уровня, то само собой так сложится, что я буду известным и востребованным. Широко известным в очень узких кругах стать, конечно, можно. А вот стать известным по-настоящему с таким подходом не получится точно! И Вы можете наблюдать в кругу своих знакомых высококлассных профессионалов, которые еле-еле сводят концы с концами. Конечно, у них есть объяснение своего положения. При этом есть и другие примеры – те, на которые хочется равняться.
– И как обычно люди объясняют такую позицию?
– По-разному. Но добавлю к этому одно наблюдение. Такой миф – что не стоит вкладывать силы в рекламу – иногда транслируют уважаемые и известные психологи, которые на самом деле весьма активно, широко и успешно занимается самопродвижением. И тогда что это? Непонимание того, что они на самом деле делают? Или лукавство, чтобы конкурентов меньше было? В одном диалоге мне было прямо сказано: «Вячеслав, а зачем конкурентов плодить, я лучше буду большой рыбой в маленьком пруду».
– Как Вы думаете, почему даже самые высококвалифицированные специалисты приходят к такому заблуждению?
– Это напрямую связано с ещё одним очень популярным мифом: «продавать психологические услуги – значит, впаривать и навязывать». Одним этим утверждением мы обесцениваем клиента! Обесцениваем силу и мудрость его психики. А ведь даже маркетологи утверждают, что невозможно взять и просто навязать продукт, если он относится к здоровью, имиджу или дорого стоит. Невозможно это делать на постоянной основе! В кругу ваших знакомых могут быть люди, которые купили пылесос Кирби за 130 000 руб. Купили. И приобрели стойкий иммунитет к подобным покупкам! Навсегда!
– Вы категорически против такой установки?
– Разумеется, ведь услуги психолога точно не относятся к категории «импульсных» покупок! Это же не жвачка в прикассовой зоне супермаркета. Поэтому услуги можно и нужно продвигать. Но надо очень хорошо знать, как это делать! В нашем деле это процесс непростой.
– То есть Вы читаете, что к сфере психологических услуг надо подходить так же, как и к любому другому бизнесу?
– Совершенно точно! Мои коллеги утверждают, что занятие психологией и занятие бизнесом – это разные вещи. Нет! И еще тысячу раз нет! Если мы предлагаем услугу за деньги, значит, мы занимаемся бизнесом. Наивно будет предполагать иное. Более того, чтобы это делать профессионально, системно, глубоко разбираясь в деталях и нюансах, необходимо многому научиться. Каждый бизнес уникален. И продвижение своей частной практики тоже требует вдумчивости и глубокого осмысления. Для многих из нас хорошо известны внутренние профессиональные позиции «Психолог–консультант» или «Психолог–тренер». И для нас очевидно, что они наполнены разными контекстами, целями, инструментами и пр. Так вот, есть еще одна внутренняя профессиональная позиция: «Психолог–предприниматель». Только сформировав ее и сумев на нее опереться, мы можем достойным образом продвинуть свою частную практику.
– А насколько эта позиция на самом деле актуальна и важна?
– Происходит вот что. Для того, чтобы получить высшее психологическое образование надо потратить около 500 000 тыс. руб. (округляю). Для того, чтобы получить необходимую квалификацию на курсах переподготовки или повышения квалификации надо потратить еще 500 000 тыс. руб. (снова округлил, причем в меньшую сторону). А потом личная терапия, суперевизии и пр. И вот этот 1 млн. руб. вложений хочется вернуть. И еще много чего хочется.
– Но ведь здесь и помогает реклама, самопродвижение…
– Да, но в реальности часто всё происходит совсем по-другому. Получив желаемое образование многие испытывают трудности в том, чтобы оно было востребованным. Несмотря на то, что люди очень и очень нуждаются в услугах психологов, а многие из нас готовы к большему количеству клиентов, специалисты просто не знают, как сказать о том, чем они занимаются. И дальше оформления своих страниц в ВК, ФБ или инстаграмме дело не идет. В итоге разочаровываются в профессии и уходят… Вот это разочарование убивает в нас профессионалов. А постоянные, не особо успешные, попытки улучшить свое материальное положение приводят к профессиональному выгоранию.
– Но может быть это общемировая практика? Может быть так и должно быть?
– Нет! Должно быть иначе! И нам есть у кого учиться! Вы можете назвать отечественного автора психолога, написавшего книгу, которая была издана и стала широко известной в Европе или США? Посмотрите на свои книжные полки. Сколько там иностранных авторов? А сколько наших авторов будет стоять на книжной полке у француза, итальянца, немца? Западные психологи хотят и умеют себя продвигать. Делают это профессионально. И подобных примеров и аналогий я могу провести массу.
– Что бы Вы порекомендовали своим коллегам в таком случае?
– В бизнесе есть несколько аксиом и их нужно усвоить:
Положа руку на сердце, по-честному, необходимо ответить, а что снижает Ваш доход от того, чем Вы занимаетесь.
– Вячеслав Валерьевич, почему эта тема кажется Вам такой актуальной и волнующей?
– Хочется, чтобы в психологию приходили «светлые головы», те, кто будет писать книги, создавать потрясающие образовательные продукты, заниматься исследовательской работой, снимать ТВ передачи и много чего еще. И это будет возможно, когда появится уверенность, что, оказывая психологические услуги, можно достойно зарабатывать!
– Возможно, в сознании потенциальных клиентов тоже «сидят» различные стереотипы и установки, которые тормозят развитие рынка психологических услуг?
– Я провел небольшое исследование и опросил лидеров мнений из малого, среднего и крупного бизнеса, представителей общественности и пр. Ключевым был вопрос: «Нужно ли психологу активно проявляться в публичном поле?» И все в один голос сказали «ДА!». Сказали, что психологи очень нужны в современном мире, что именно они и могут справиться с теми вызовами, которые преподносит реальная жизнь. И что психологам нужно уметь профессионально заявлять о себе и том, чем они занимаются.
– Вы тоже – один из лидеров мнений в своей сфере. Можете ли Вы помочь чем-то своим коллегам?
– Да, и именно поэтому родилась идея провести Форум – Акселератор «Психология как бизнес». На котором выступят спикеры из Москвы, Екатеринбурга, Челябинска и Питера, имеющие реальный успешный опыт продвижения услуг. И они предложат участникам – психологам, ведущим частную практику, – конкретную «дорожную карту» того, как можно продвигать свои услуги. Расскажут об инструментах, технологиях и приемах. А также поделятся опытом ТОП-ошибок, которых лучше избежать.
– Для кого такой форум будет самым полезным?
– Для всех, кто занимается психологией или только планирует это делать. Для тех, кто консультирует, проводит тренинги или онлайн-курсы, марафоны, интенсивы. И, конечно, тем, кто стоит на пороге выбора дальнейшего профессионального развития.
Форум – Акселератор «Психология как бизнес»
Технологии продвижения себя, услуг и проектов.