Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Смысл истиной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.»
Джозеф Аддисон
Регистрация
Главная Статьи Заметки психологов Можно ли снизить гиперактивность, меняя предпочтение красному цвету

Можно ли снизить гиперактивность, меняя предпочтение красному цвету

От автора: Синдром гиперактивности чаще всего является проявлением ММД (минимальные мозговые дисфункции). Наиболее ярко проявляется в 3-6 лет и требует серьёзного комплексного лечения, чтобы справиться с этой проблемой к школьному возрасту. Изменение цветового предпочтения с красного на синий методами психотерапии может помочь ребёнку снизить гиперактивность.

О роли влияния цвета на настроение и даже на самочувствие через влияние цвета на нервную систему знает, наверное, каждый.

«Язык» цветов интернационален: он не связан ни с расой, ни с культурой.

Учеными было доказано, что даже на животных цвета оказывают такое же действие, как на людей. Экспериментально установлено:
синий цвет успокаивает и снижает вегетативные функции,
красный цвет возбуждает - учащаются пульс и дыхание, повышается давление.

Вегетативная нервная система управляет цветовым раздражением, действуя через глаза на промежуточный мозг, от него на гипофиз.

Состояние возбуждения нервов соответствует частоте колебаний красного цвета, если регуляция вегетативной нервной системы настроена на повышение функциональных способностей.
Если вегетативная нервная система настроена на замедление, успокоение, то ей соответствует темно-синий цвет.

Именно на основе влияния различных цветов на вегетативную нервную систему разработал свой знаменитый цветовой тест швейцарский ученый-психиатр и психолог Макс Люшер.

Связь между гиперактивностью детей и предпочтением красному цвету

Как показывает опыт наблюдений, чаще всего гиперактивные дети отдают предпочтение красному цвету, который означает влечение к активному действию, борьбе, соревнованию, потребность в новых раздражителях.

Вторым по предпочтению стоит у них обычно черный цвет, который в сочетании с красным означает компульсивность, усиливает проявление красного цвета.

Негативное влияние черного на красный объясняется тем, что черный цвет, усиливая воздействие красного, передает идею небытия, исчезновения, символизирует отказ, полное отречение и неприятие.

Гиперактивные дети, отдающие предпочтение красному цвету, в большинстве своем нелюбимым цветом называют синий.

Что это значит?
По Максу Люшеру, отвержение синего цвета при предпочтении красного у детей может проявляться в нарушении способности к концентрации, трудности в обучении, обозначает неудовлетворенную потребность в более сильных эмоциях, является знаком перенапряжения нервной системы, что влечет за собой необузданность и неуправляемость поведения.

Преодоление предпочтения красному цвету снижает гиперактивность

Одним из методов нелекарственного снижения гиперактивности детей и подростков является авторская методика изменения цветового предпочтения, когда в результате психокоррекции происходит изменение восприятия предпочитаемого красного цвета и отвергаемого синего.

После того, как дети и подростки начинают предпочитать синий цвет и относиться к красному цвету нейтрально, у них автоматически может меняться и отношение к черному цвету, который тоже становится для них нейтральным. В некоторых случаях приходится проводить дополнительно корректировку восприятия черного цвета, низводя его до нейтрального.

Преодоление предпочтения красному цвету и замена его на синий у детей и подростков в результате психокоррекции приводит к снижению внутреннего напряжения, общей тревожности, гиперактивности, к улучшению сна.

Хотя инструментальные исследования мозга до и после психотерапии цветового предпочтения не проводились, но наблюдения родителей и близких людей за поведением ребёнка, субъективные ощущения и самооценка самого ребёнка в отношении своего внутреннего напряжения, результаты проективных тестов свидетельствовали о явном снижении напряжения и гиперактивности наблюдавшихся детей и подростков.

Изменение цветового предпочтения у гиперактивных детей и подростков 8-13 лет проводилось в условиях детского психоневрологического санатория "Озеро Горькое". По результатам исследования 80% наблюдаемых стали называть предпочтительным синий цвет, а 20% - одновременно и синий, и красный. Изменение предпочтения с красного на синий проводилось путем воздействия на сенситивный уровень восприятия методами НЛП.

Поскольку стенические реакции являются достаточно стабильными, то положительный эффект коррекции цветового предпочтения с целью снижения гиперактивности может представлять большой интерес для применения этого метода в комплексной психотерапии и психокоррекции детей с гиперактивностью и нарушением внимания.

Статья опубликована в сборнике тезисов III Всероссийской конференции "Психология и психотерапия: актуальные проблемы клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры" 2001 году, здесь публикуется с сокращениями.



Автор: Дюсметова Римма Вафиевна

Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?