Каждая существующая в мире наука основана на конкретных фактах, которые собираются и сопоставляются нами. По полученным информационным данным мы делаем выводы и устанавливаем законы для конкретных сфер изучаемой деятельности. Деятельность научной психологии заключается в накоплении данных с использованием научных методов. Используется следующая классификация методов исследования в психологии:
Экспериментальные методы исследования в психологии предполагают активное участие исследователя в осуществляемую деятельность испытуемого для создания условий, выявляющих психологический факт. Экспериментальные методы исследований позволяют организовывать и изменять условия проводимого исследования.
Диагностические методы исследования в психологии позволяют исследователю давать изучаемому объекту количественную квалификацию. К ним относятся тестирование, позволяющее измерять характеристики психологического состояния испытуемого. В процессе тестирования необходимо строго придерживаться соблюдения имеющейся инструкции. Диагностические методы позволяют исследовать и выявлять личностные особенности или специфику отношений между коллективами.
Формирующие методы исследования в психологии заключаются в постановке эксперимента для определенной группы лиц. Классификация методов исследования в психологии имеет следующий вид:
Методы исследования в возрастной психологии используют ученые при исследовании развития ребенка любого возраста, его мышления и речи, внимания, восприятия, памяти и т.д. Особенностями применения данных методов является недоступность детям в раннем и младенческом возрасте. Наблюдение в данной области позволяет получить наиболее полную и точную информацию о детях в любой возрастной категории (при условии, что наблюдение будет проводиться регулярно на протяжении длительного времени). Методы исследования в возрастной психологии (в частности, метод опроса) имеют свои трудности, поскольку ребенок не всегда способен понять вопросы, адресованные ему. Эксперимент наиболее часто используется в научно-исследовательской работе, поскольку позволяет получить наиболее точную информацию о поведении ребенка и его психологическом состоянии. Для получения наилучших результатов стоит проводить эксперименты в качестве игр.
Методы исследования в педагогической психологии имеют следующую классификацию:
Методы исследования в современной психологии позволяют определять зависимости всех принципов и задач, реализуемых психологией. Теоретическая основа данного метода проявляется историческим и диалектическим материализмом, в результате чего происходит исследование объекта во всех взаимосвязях. Самонаблюдение признано самым универсальным методом исследования душевных явлений внутреннего мира. Полученные данные не имеют научной достоверности. Объективный метод заключает в себе принцип психологической деятельности и сознания, позволяя проводить исследования любых возникающих явлений психического происхождения и проявления их.
Общая классификация методов исследования в психологии в современном мире позволяет наиболее точно определить индивидуально-психологические особенности каждого гражданина, такие как способности, ум, черты характера, способности и многое другое. Характеристику личности можно дать только со стороны независимой личностью.