В практике психологов очень редко, но бывают случаи, когда мама, приведя на консультацию своего ребенка, сама уходит – это же у него проблемы, не у нее! На самом деле невозможно понять причины тревог ребенка без его семьи, трудно помочь без участия в терапии людей, рядом с которыми маленький человек живет и развивается. Психолог Института «Эго Ресурс», автор программы подготовки детских психотерапевтов Юлия Лабастова первую встречу всегда проводит только с родителями, без ребенка.
– Это подход, выработанный за 20 лет практики. Я задаю родителям миллион вопросов: «Как ребенок родился? Как формировался? Что с ним было за годы его жизни?» – говорит Юлия Лабастова. – В основе всех проблем лежит тревога, и нам надо ее обнаружить. Что-то произошло в течение нескольких последних дней, или история этой тревоги лежит в семье, в предыдущих поколениях? Это уже вопрос исследования семейной системы – какой груз ребенок несет на себе, какие ему поступают родовые послания? Обсуждать их при ребенке не всегда получается, да и нет необходимости ему сидеть и ждать, когда до него дойдет очередь. Как правило, первого разговора бывает достаточно, чтобы понять, куда двигаться. Затем на встрече с ребенком я прошу маму или кого-то из взрослых, кто участвует в его жизни, оставаться и присутствовать при нашей беседе, обучаю простейшим приемам и методам детской терапии. Дома они должны будут это повторять.
Сложнее, по словам Юлии Лабастовой, когда семья как система показывает неспособность меняться, не пускает внутрь. Тогда психологу приходится учить ребенка в этом жить. Девочке или мальчику рассказывают, как общаться с отчимом или мачехой, с агрессивным отцом; как не становиться источником конфликта между взрослыми; как вести себя, когда взрослые ссорятся. Это важные жизненные умения, которые человеку мало кто дает, это работа детского психолога.Страхи и фобии свойственны детям самых разных возрастов. Младенцы боятся потери мамы, пугаются незнакомцев, тревожатся, когда уходит папа. Есть страхи, свойственные возрасту 4-5 лет, когда возникает страх темноты или пугают монстры из мультиков. Дальше все может идти по нарастающей. От 7 до 12 лет появляются реалистичные страхи: пожара, стихийных бедствий, войны; у подростков один из главных страхов – внешний вид, боязнь, что он выглядит не как все, или, наоборот, что ничем не выделяется, потому что основная задача в этом возрасте – социализация. Со временем это может проходить, а может превратиться в навязчивое состояние – фобию.
– Когда ребенок формируется, развивается, есть задачи у каждого возраста и, соответственно, появляются страхи, – говорит психолог Института «Эго Ресурс», детский гештальт-терапевт Елена Савельева. – В зависимости от того, как ребенок проходит этот путь и решает эти задачи, страх может трансформироваться и в дальнейшем стать приобретенной силой. А если ребенок не может с этим справляться, ему нужна помощь. Взрослым следует проявлять уважение к детскому страху – ведь для него это кажется важным и серьезным. Нельзя высмеивать малыша: «Какой монстр в кладовке? Что за глупости ты говоришь?!» С ребенком нужно серьезно говорить о его страхе столько, сколько потребуется. Нужно обсудить этот страх, но не потакать ему. Если сын или дочь боится собак, родителям нельзя, завидев собаку, переходить с малышом на другую сторону улицы. Подкрепление страха порождает фобию. При этом маме или папе важно самим занять позицию взрослого, не пугаться, не паниковать, не повышать и без того высокий уровень тревожности ребенка. Если взрослые не встанут в эту позицию, даже после разговора с психологом ребенок снова будет возвращаться в неспокойную обстановку. На самом деле взрослые с помощью специалистов могут и должны помочь ребенку, научить его разными способами, в зависимости от возраста, преодолевать страхи. Это поддается коррекции.
Институт организационного и личного развития «Эго Ресурс»
Лабастова Ю.Н. преподаватель, социальный психолог, психолог-консультант |
Савельева Е.Ю. психолог-консультант, психотравматолог |
Адрес: г. Челябинск, ул. Доватора, д. 24 Б
Телефоны:
+7(351) 22-52-911
+7(961) 786-44-35
+7(922) 744-55-00
ego-resource.ru
vk.com/egoresource
Направления работы с детьми:
Специалисты Центра консультирования Института «Эго Ресурс» ведут приемы детей, подростков и их родителей, применяя методики игровой, песочной, гештальт-терапии, арт-терапии и многие другие.
Сказкотерапия сегодня заслуженно стала любимым инструментом для многих психотерапевтов. А в работе с детьми этот метод стал просто незаменимым! Метод позволяет легко, не травмируя ребенка, с помощью языка образов и метафор говорить с детьми на понятном, родном для них языке. Позволяет быстро и экологично раскрыть и понять внутреннее пространство маленького собеседника. Дать однозначное определение cказкотерпии не так-то просто.
– Для меня комплексная сказкотерапия – это образ жизни, – говорит руководитель семейного психологического центра "Лад", психолог, сказкотерапевт, Ирина Брундукова. Это удивительная система саморазвития и самовоспитания меня и моих клиентов; это система воспитания, позволяющая тонко и недидактично формировать представления о самых важных базовых ценностях – дружбе, любви, уважении. С третьей стороны, сказкотерапия - это язык образов, метафор и символов, на котором мы говорим с душой человека. Давайте попробуем понять, как это происходит. Например, вам нужно рассказать ребенку, как сильно вы на него сердитесь. Много слов и эмоций вы потратите на описание своего состояния. А попробуйте сказать: «Я сейчас, как грозовая туча. Еще чуть-чуть – и гром загремит!» И все становится понятно, не правда ли?
По мнению психолога, есть сказки, которые полезно читать для девочек – это так называемые девичьи сказки, а есть сказки для мальчиков. В сказках для девочек заложены представления об удивительной женской судьбе, о развитии таких качеств, как терпение и доброта, умение делать выбор и иметь чуткое прозорливое сердце. Читаем и рассуждаем мы с девочками о судьбе Золушки и Настеньки, Василисы и мачехиных дочерей. Например, полезно для девочек, которые вступают в пору половой зрелости, рассказывать сказку про Красную Шапочку. В лесу (в социальном мире), волка не всегда можно распознать – надел он шапку, очки и притворился, что он и не волк вовсе, а бабушка. Надо быть внимательной и осторожной, чтобы понять, что перед тобой волк, не дать себя обмануть, не рассказывать первому встречному, куда ты идешь и какой дорогой. Если у мамы и дочки есть привычка вместе читать сказки, то другого языка и не надо – девочка будет предупреждена. Не напугана и не застыжена, а именно предупреждена – мягко и деликатно.
Мальчиковые сказки, как считает Ирина Брундукова, это такие сказки, которые расскажут мальчику, как в этом мире стать сильным, смелым и ловким. Братец Кролик из «Сказок Дядюшки Римуса», маленький веселый персонаж, который дает удивительный урок хитрости и мудрости всем обитателям волшебного леса, и мальчика учит, как вести себя в опасной ситуации, как перехитрить хищника и остаться живым. Другой герой, Маугли, учится слышать и понимать язык окружающего мира, выживает среди хищников и обретает внутреннюю силу, с помощью которой управляет джунглями. За каждым сказочным героем стоит жизненный урок, и задача сказкотерапевта – понять его и рассказать и детям, и взрослым.
Брундукова И.А. |
Главная причина всех детских и подростковых проблем – нежелание и неумение взрослеющего человека брать на себя ответственность. Маленький человек не станет клянчить деньги на безделушки, если он понимает, что есть более важные для семьи траты; не будет щеголять в мороз с голой поясницей, если начнёт понимать, что почек у него только две, и папа больше не купит; не станет отлынивать от домашних дел, если осознает, что он в ответе за пространство, в котором живёт. Так считают в Центре взросления «Сам.Я». Основная направленность всей психокоррекционной работы Центра – воспитать в растущем человеке ответственность, привить навыки самоорганизации. Если нет таких навыков, у ребенка в первую очередь возникают трудности в учебе.
– Проблемы, которые испытывают школьники, можно поделить на несколько видов: неумение слушать и запоминать, недостаточно развитые речь, мышление и логика, несамостоятельность и неорганизованность, – говорит детский и семейный психолог, гештальт-терапевт, директор Центра взросления «Сам.Я» Ольга Каменщикова. – Неорганизованность – это не только неумение распоряжаться своим временем, но и неспособность организовать пространство вокруг себя, определить последовательность действий. Организованность складывается из понимания течения времени. Ребенок или подросток должен понимать, что время «течет», «убегает», вне зависимости от желания самого ребенка и от того, чем он занят. Время – это ограниченный ресурс, который имеет свойство заканчиваться. Если ребенок по 6-8 часов делает уроки, долго не может приступить к домашним заданиям, откладывает дела «на потом», ничего не успевает, часто опаздывает, все время стремится поиграть вместо того чтобы заняться делами – стоит задуматься о самоорганизации.
У нас в Центре есть программа «Я-менеджмент». Это моя авторская методика, которая обучает детей и подростков легко и без чрезмерных усилий все сделать вовремя и быть довольным собой. Дети познают себя, свои особенности и то, как устроен их процесс дезорганизации. Затем мы вместе выстраиваем такую систему организации себя, которая будет приятна и легко исполнима, учимся ставить цели и достигать их, развивать чувство меры в развлечениях и учебе, управлять собой, своими желаниями, соотносить их с необходимостью, быть дисциплинированными. Важно, что в процессе этой работы родители научатся помогать ребенку самоорганизоваться, после чего отпадет необходимость контролировать каждый шаг, постоянно «подпинывать» ребенка, когда надо сделать уроки или помыть посуду. После такой программы родители отмечают реальное повзросление своего сына или дочери. Самоорганизация личности играет очень большую роль в жизни человека, а научиться ей проще всего в детстве.
Самостоятельности, ответственности, организованности, навыкам разновозрастного общения и совместному творчеству учит и инновационный тренинговый лагерь для детей и подростков «Открыт и Я», уже несколько лет действующий на базе Центра взросления «Сам.Я». В течение года проходят тематические смены, летние и зимние, где в разновозрастных отрядах дети и подростки под руководством вожатых развиваются и обучаются в игровой форме. Вся смена – большая увлекательная игра, которая развивает в ребенке или подростке разные стороны его личности, умение дружить и выстраивать отношения, включаться в игру, фантазировать, представлять будущий результат и достигать цели. Здесь взрослые создают для детей безопасную среду для проб и ошибок, учат терпеть поражения, искать варианты и снова пробовать, учиться отличать истинное от ложного, побеждать и достойно проигрывать, самостоятельно принимать решения. Квесты, дискотеки, тусовки, мастер-классы, тренинги – все это ждет детей в течение смены.
Основные виды деятельности Психологического центра «Сам. Я»:
Каменщикова О.Н. Детский и семейный психолог, генеральный директор центра "Сам.Я" |
Адрес: г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 14а, оф. 148
Телефоны:
+7 (351) 270-78-34;
+7 (912) 323-09-78;
+7 (912) 323-0550.
e-mail: cam_i@mail.ru
vk.com/cv_sam_i
vk.com/id90067683
В Центре открылось новое направление – групповые занятия сенсорного развития ребенка «Мама+Малыш» как для нормотипичных, так и для особых детей.
Выделено большое удобное помещение для групповых и индивидуальных занятий, закуплено оборудование. С мамами и малышами будет заниматься психолог - консультант международной квалификации GESTALT- practician с опытом работы более 20 лет.
– Цель этой работы — научить маму понимать потребности развития своего малыша, правильно общаться с ребенком и находить способы вызывания речи, рассказывает директор Центра «Мой особый ребенок» Алена Гагарина. Сенсорное развитие – фундамент для общего умственного развития ребенка. Малыш знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, вкусовых рецепторов. Так идет формирование индивидуальной картины мира, формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. Сенсорное, или чувственное воспитание ребенка – важнейшее для его полноценного развития. Ребенок стремится все попробовать на вкус, чем-то постучать, пошуршать, что-то подвигать. Это и есть сенсорные игры, которые дают ребенку разные чувственные ощущения, помогают осознать себя и окружающий предметный мир, обеспечивают развитие моторных, познавательных умений ребёнка, навыков взаимодействия с мамой, другими людьми, участия в различных жизненных событиях и реакции на них.Детский коррекционно-логопедический центр «Мой особый ребенок»
Адрес: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 85а.
Телефоны:
+7 (351) 217-01-03,
+7 (908) 816-71-59,
+7 (351) 215-71-59.
defectolog-chel.ru
Вы можете обратиться за помощью в Центр, если ваш ребенок:
Опыт показывает, что появление у детей и подростков страхов, скрытой депрессии могут быть связаны с увлечением компьютерными играми. Важно, чтобы помощь психотерапевта была оказана вовремя.
– По поводу игромании, зависимости от компьютерных игр родители начинают беспокоиться, когда детям уже по 10-16 лет, и проблема назрела, – говорит психолог Римма Дюсметова. – Пристрастие к играм становится настоящим помешательством для ребенка. Навязчивые мысли об одной определённой компьютерной игре или однотипных сетевых играх преследуют подростка настолько, что он не может больше сосредоточиться ни на уроках, ни на каких-то других интересах и занятиях, с головой уходя «в виртуал». Такие дети непослушны, рассеянны, теряют контроль за временем, иногда замыкаются в себе. Любое отлучение их от игры может дать истерические реакции, вспышки агрессии и даже кажущийся ступор, когда ребёнок вне игры – и всё равно в игре в своём воображении и фантазиях. Ночью, во сне, мозг не отключается, игры продолжаются, ребенок видит повторяющиеся или многосерийные кошмары, в которых его преследуют монстры, живущие в компьютере.
По словам Риммы Дюсметовой, такие дети начинают бояться оставаться одни дома, их пугает каждый звук в тишине. В рисунках «игроманов» появляется много крови, тела убитых, отрезанные головы, краски применяются в основном черные. Кроме того, ребенок может разговаривать или ходить во сне, у него появляется склонность к самоповреждению, желание грызть ногти на руках и ногах, ночной энурез, нервные тики. Все это признаки скрытой депрессии. Если ребенку не помочь, он может начать искать спасения в наркотиках, стремиться к смерти.
Между тем начало такого патологического увлечения может выглядеть совсем безобидным: малыш в 3-4 года постоянно рисует, к примеру, динозавров, всего его игры, игрушки, фантазии посвящены этому, он читает книги о динозаврах, и родители даже радуются его любознательности, думая, что ребенок станет ученым-палеонтологом.
Чтобы не развивалась компьютерная зависимость у детей, родителям важно помнить несколько правил:
Дюсметова Р.В. психолог, член Общероссийской Психотерапевтической Лиги, член Европейской Ассоциации Психотерапевтов |
Телефон: +7 (922) 747-12-88
e-mail: dyusmetova@gmail.com
vk.com/rimma.dyusmetova
Направления работы:
Методы и формы работы:
Добровольская И.А. психолог, психотерапевт |
Добровольская Инна Анатольевна, психолог, специалист в области индивидуального консультирования, групповой терапии, психотерапевт, ведущая терапевтических групп, действительный член Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы Кататимно-имагинативной психотерапии (МОО СРС КИП).
Применяемые методы:
Между тем консультация профессионального спортивного психолога может помочь в любой из трудных ситуаций. Юные спортсмены могут улучшить результаты, а родители – овладеть приемами психологической поддержки ребенка на тренировках и соревнованиях. Главное – внедрять то, о чем узнают на консультациях.
Наталья Бухарина, детский спортивный психолог, член европейского сообщества спортивных психологов ENYSSP, занимается психотерапевтической практикой с 1993 года, спортсменов консультирует с 2006 года. За время практики опробовала десятки методик, знает, какие из них лучше использовать в соответствии с видом спорта, возрастом спортсмена и уровнем спортивной подготовки. В разрешении психологических проблем спортсменов и их родителей помогает собственный опыт в спорте и 10-летний «стаж» мамы действующего спортсмена.
– Трудности в общении у ребенка могут влиять на успехи в спорте, особенно в командных видах, – говорит Наталья Бухарина. – Независимо от спортивных результатов эти трудности могут даже послужить причиной ухода юного спортсмена из спорта. Бывает и обратная ситуация, когда из-за спортивных неудач дети начинают испытывать трудности в общении: конфликтуют с тренером, товарищами по команде, замыкаются в себе.
Многим родителям, чьи дети занимаются командными видами спорта, знакомы ситуации, когда по «вине» какого-то спортсмена пропустили гол в ответственной игре. Тогда он может испытать на себе гнев всей команды, тренера, а иногда и родителей. В таких случаях требуется квалифицированная психологическая помощь.
Помогает Наталье Бухариной в работе квалификация педагога-психолога, психолога-консультанта, семейного немедицинского терапевта, постоянное повышение уровня образования в ведущих вузах страны, участие в российских и международных конференциях по вопросам спортивной психологии, научные исследования (опубликовано 14 работ).
Бухарина Н.В. детский спортивный психолог |
Бухарина Наталья Валерьевна, детский спортивный психолог.
Телефоны:
+7 (919) 123-71-32;
+7 (351) 223-71-32.
e-mail: sportpsy174@mail.ru
vk.com/sportpsy174
Facebook.com/sportpsy174
Twitter: sportpsy174
Instagram: @sportpsy174
Прием очно и с использованием Skype, WhatsApp, Viber.
Направления работы:
Формы и методы работы:
Бутузова М.А. детский психолог |
У каждого есть свое предназначение в этом мире. Ребенок, рождающийся на свет, – не чистый лист бумаги, поэтому у одних и тех же родителей вырастают совсем разные дети.
Работая с родителями в рамках психологического консультирования, мы ищем и разрешаем базовое противоречие, что и приводит к устранению нежелательных проявлений, – говорит кандидат психологических наук Галина Валеева. – Проблема, как правило, связана с тем как родители, ребенок и семья в целом воспринимают и понимают себя (Я – концепцией). Отсюда будет вытекать, какие строятся отношения с детьми. Важно, чтобы была согласованность в том, как ребенок себя воспринимает, что он хочет в этой жизни, и как это видит родитель. Когда это движение разнонаправленное, ребенку сложно, его рвут на части, это не дает ему развиваться. А если невозможно развиваться, начинают формироваться тревожные симптомы, нарушения в поведении и болезни. Ребенок не соответствует родительскому идеалу и понимает, что он плохой, не такой, как надо. Отсюда низкая самооценка, неуверенность в себе: «Я миру не нужен, а все, что не нужно, уничтожается».
По мнению Галины Валеевой, самые близкие, самые незащищенные и самые травматичные отношения – ребенок-мать, потому что они 9 месяцев живут как единый организм. От всех можно защититься, от матери – никак, и мать не защищена от ребенка. Но эти отношения одновременно и самые ресурсные после того, как преодолены противоречия. Все, что ребенку нужно от матери – позволение быть таким, какой он есть, и уверенность, что она его любит. Никто не ругает и не поучает маленького человека, когда он учится ходить, его учат своим примером – больше никак это сделать невозможно, так как понятийный аппарат у малыша еще не сформирован. Главное для ребенка – поддержка родителей. Они должны быть на его стороне, даже если у него все плохо, потому что никто не будет ругать утопающего за то, что он тонет. Сначала его просто спасают. А если продолжать ругаться, ребенок может утонуть. Это угрожающая ситуация. Если пройдена точка невозврата – ничего уже не изменить. Даже неудавшаяся попытка суицида говорит о глубинных личностных изменениях, когда полностью исчерпан ресурс, чтобы решить проблему.
– С этой точки зрения наши детско-родительские отношения – ключевые как модель отношений человека с самим собой, с миром. Они и рассматриваются как источник низкой самооценки, – говорит Галина Валеева. – Моя профессиональная позиция: взрослые несут больше ответственности, потому что они организуют весь процесс жизни ребенка. Ребенок ни в чем не может быть обвинен. Хотя это и не лишает его ответственности перед собой и богом, так как проживает свою жизнь каждый сам.
Валеева Галина Валерьевна, кандидат психологических наук, психолог, сотрудник Южноуральскогогосударственного гуманитарно-педагогического университета (кафедра безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин).
Валеева Г.В. Кандидат психологических наук, психолог |
Методы и приемы работы:
Мы надеемся, в нашей статье заинтересованные родители смогли прочесть главную информацию, то послание, которое направили вам детские психологи Челябинска: если вы хотите, чтобы изменился к лучшему ваш ребенок, придется меняться самим, ведь семья – это среда, формирующая маленького человека. Мы постарались, чтобы вы получили ответы на свои вопросы: к кому обратиться на первом этапе; пойти в психологический центр или к частнопрактикующему специалисту; какую методику оказания психологической помощи выбрать. Возможно, вы уже решили для себя, к какому конкретному специалисту прийти за помощью. Удачи вам на этом пути!
Галина Абакумова, специально для Med74.RU/psy