Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Там, где прекращается желание, прекращается и человек.»
Л. Фейербах
Регистрация
Главная Статьи Детская психология Психолог для ребенка: в поисках атмосферы полного доверия

Психолог для ребенка: в поисках атмосферы полного доверия

Выбирая детского психолога, родитель, как сапер, не должен ошибиться, ведь этому человеку придется доверить не только собственного ребенка, но и семейные тайны.

pshhiikd.jpgВнимательный родитель всегда поймет, что с ребенком что-то не так. Малыш не хочет идти в детский сад, тревожно спит, вздрагивает от громких звуков, чего-то боится, не может играть и дружить со сверстниками, стал агрессивен или, наоборот, тих и замкнут; школьник отбился от рук, нахватал двоек, никого не слушает, неотрывно «сидит» в компьютере; у подростка конфликт с учителем или с одноклассником, а тут еще настигла первая любовь, и она безответная – эти и множество других ситуаций, перечислить которые невозможно, требуют консультации с профессиональным психологом. А уж если семья в состоянии развода, или случилась потеря близкого человека, когда в кризисе не только дети, но и взрослые, – без квалифицированного специалиста не обойтись.

Как выбрать психолога для ребенка? С одной стороны, недостатка в предложениях нет: свои услуги рекламируют десятки специализированных психологических центров и частнопрактикующих психологов. Их телефоны и адреса вы без труда найдете в интернете. В то же время следует помнить, что деятельность психологов в нашей стране сейчас не требует лицензирования, государство не берет на себя ответственности и не гарантирует достоверность всей заявляемой этими специалистами информации. Значит, придется потрудиться самому и внимательно изучить ситуацию.

Во-первых, специалист должен иметь соответствующую квалификацию. Базовое психологическое образование в сочетании с педагогическим – очевидно хороший вариант. Плюс у каждого современного психолога в арсенале множество сертификатов о том, что он прошел подготовку по той или иной методике психотерапии. Постоянное образование, повышение квалификации, обучение в ведущих психологических центрах страны, в вузах на факультетах психологии либо в авторитетных психологических центрах – это хорошие признаки того, что перед вами квалифицированный специалист. И, напротив, двухдневные курсы по какой-либо технологии при базовом медицинском и инженерном образовании вряд ли дают основание считать, что имеете дело с настоящим психологом. Стоит ли говорить, что всевозможные оккультные практики, гадания, снятие порчи, привлечение ясновидящих не имеет ничего общего с психологией и психотерапией.

Во-вторых, несомненным преимуществом будет опыт работы с детьми. По свидетельству самих психологов, необходимый период для накопления начального профессионального опыта – три-пять лет. Если перед вами специалист с 10-или 15-летним стажем – это большой плюс. Никакой сертификат не заменит навыков, полученных от ежедневного общения с детьми. С другой стороны, профессиональный психолог, с базовым образованием, много лет отработавший, к примеру, в службе МЧС или в отделе персонала производственного предприятия, вряд ли станет тем человеком, кто поможет разобраться с причинами школьной неуспеваемости вашего чада или его ночными страхами.

В-третьих, внимательно изучите информацию, которую предоставляют о себе психологи или центры. Они, как правило, подробно описывают перечень проблем, с которыми работают и готовы оказывать помощь. Не все готовы излечить от тяжелых зависимостей либо проконсультировать семью с подростком нетрадиционной сексуальной ориентации.

psydetsad.jpgВ-четвертых, внимательно изучите ценовую политику – в каком порядке и размере вам предлагают платить за услуги. Если специалист заявляет слишком низкие цены, ниже средних по рынку, это может быть признаком демпинга, а значит, низкой квалификации и ненадежности такого психолога. Стоит насторожиться, если вам заранее, еще не разобравшись в проблеме маленького пациента, назначают несколько встреч на будущее с объявленной стоимостью. Вряд ли следует соглашаться, если вас заранее записывают для терапии в группу – так недобросовестные люди порой стремятся получить наименьшими усилиями большую прибыль. В любом случае, забудьте телефон и адрес «специалиста», который заранее гарантирует вам решение любой проблемы ребенка – за определенную сумму или в оговоренный срок.

В-пятых, опросите своих друзей, родственников, знакомых, пусть они порекомендуют вам специалиста, который помог их ребенку в решении той или иной проблемы. Именно так мы действуем, выбирая адвоката, риелтора или врача в платной клинике – верим опыту других людей. Этот способ, как правило, не подводит.

В-шестых,
попросите о вашей встрече с психологом до того, как приведете к нему своего ребенка. По итогам беседы со специалистом сделаете вывод, можете ли вы ему доверять. Настоящий профессионал обладает способностью не только расположить к себе, установить контакт, вызвать симпатию, но и задаст все необходимые вопросы накануне его встречи с ребенком, не пожалеет на это времени. Будьте готовы к тому, что придется рассказать не только историю ребенка, но и всей семьи, а то и нескольких поколений. Манера общения, окружающая обстановка в офисе – все должно вас устраивать, вселять уверенность, что здесь комфортно и безопасно.

И еще несколько обстоятельств, которые родителям следует учитывать. Не игнорируйте психологов, которые работают с вашими детьми в детских садах и школах. Задача этих специалистов – оказывать помощь в развитии детей, наблюдать, как формируется интеллектуальная, эмоциональная сфера ребенка, как складываются коммуникации. Глубокую, серьезную детскую или семейную терапию эти психологи выполнять не могут – у них нет ни возможности, ни сил, ни времени, зачастую нет необходимой подготовки, но есть опыт, который позволит дать вам ценный совет, куда стоит обратиться с проблемой ребенка.

Не удивляйтесь и не возмущайтесь, если психолог в процессе терапии даст рекомендацию обратиться к неврологу – значит, перед вами высококвалифицированный специалист, который может отличить индивидуально-типологические особенности ребенка от патологии, требующей обязательного обращения к врачу и медикаментозной поддержки. Будьте готовы к тому, что обращение к детскому психологу повлечет за собой необходимость серьезной работы для всей семьи, всех взрослых, которые участвуют в жизни ребенка.

*** История детской тревоги ***

В практике психологов очень редко, но бывают случаи, когда мама, приведя на консультацию своего ребенка, сама уходит – это же у него проблемы, не у нее! На самом деле невозможно понять причины тревог ребенка без его семьи, трудно помочь без участия в терапии людей, рядом с которыми маленький человек живет и развивается. Психолог Института «Эго Ресурс», автор программы подготовки детских психотерапевтов Юлия Лабастова первую встречу всегда проводит только с родителями, без ребенка.

– Это подход, выработанный за 20 лет практики. Я задаю родителям миллион вопросов: «Как ребенок родился? Как формировался? Что с ним было за годы его жизни?» – говорит Юлия Лабастова. – В основе всех проблем лежит тревога, и нам надо ее обнаружить. Что-то произошло в течение нескольких последних дней, или история этой тревоги лежит в семье, в предыдущих поколениях? Это уже вопрос исследования семейной системы – какой груз ребенок несет на себе, какие ему поступают родовые послания? Обсуждать их при ребенке не всегда получается, да и нет необходимости ему сидеть и ждать, когда до него дойдет очередь. Как правило, первого разговора бывает достаточно, чтобы понять, куда двигаться. Затем на встрече с ребенком я прошу маму или кого-то из взрослых, кто участвует в его жизни, оставаться и присутствовать при нашей беседе, обучаю простейшим приемам и методам детской терапии. Дома они должны будут это повторять.

Сложнее, по словам Юлии Лабастовой, когда семья как система показывает неспособность меняться, не пускает внутрь. Тогда психологу приходится учить ребенка в этом жить. Девочке или мальчику рассказывают, как общаться с отчимом или мачехой, с агрессивным отцом; как не становиться источником конфликта между взрослыми; как вести себя, когда взрослые ссорятся. Это важные жизненные умения, которые человеку мало кто дает, это работа детского психолога.

*** От детского страха – к приобретенной силе ***

Страхи и фобии свойственны детям самых разных возрастов. Младенцы боятся потери мамы, пугаются незнакомцев, тревожатся, когда уходит папа. Есть страхи, свойственные возрасту 4-5 лет, когда возникает страх темноты или пугают монстры из мультиков. Дальше все может идти по нарастающей. От 7 до 12 лет появляются реалистичные страхи: пожара, стихийных бедствий, войны; у подростков один из главных страхов – внешний вид, боязнь, что он выглядит не как все, или, наоборот, что ничем не выделяется, потому что основная задача в этом возрасте – социализация. Со временем это может проходить, а может превратиться в навязчивое состояние – фобию.

– Когда ребенок формируется, развивается, есть задачи у каждого возраста и, соответственно, появляются страхи, – говорит психолог Института «Эго Ресурс», детский гештальт-терапевт Елена Савельева. – В зависимости от того, как ребенок проходит этот путь и решает эти задачи, страх может трансформироваться и в дальнейшем стать приобретенной силой. А если ребенок не может с этим справляться, ему нужна помощь. Взрослым следует проявлять уважение к детскому страху – ведь для него это кажется важным и серьезным. Нельзя высмеивать малыша: «Какой монстр в кладовке? Что за глупости ты говоришь?!» С ребенком нужно серьезно говорить о его страхе столько, сколько потребуется. Нужно обсудить этот страх, но не потакать ему. Если сын или дочь боится собак, родителям нельзя, завидев собаку, переходить с малышом на другую сторону улицы. Подкрепление страха порождает фобию. При этом маме или папе важно самим занять позицию взрослого, не пугаться, не паниковать, не повышать и без того высокий уровень тревожности ребенка. Если взрослые не встанут в эту позицию, даже после разговора с психологом ребенок снова будет возвращаться в неспокойную обстановку. На самом деле взрослые с помощью специалистов могут и должны помочь ребенку, научить его разными способами, в зависимости от возраста, преодолевать страхи. Это поддается коррекции.

Институт организационного и личного развития «Эго Ресурс»

labastova.jpeg
Лабастова Ю.Н.
преподаватель, социальный психолог,
психолог-консультант
saveleva.jpeg
Савельева Е.Ю.
психолог-консультант, психотравматолог

Адрес: г. Челябинск, ул. Доватора, д. 24 Б
Телефоны:
+7(351) 22-52-911
+7(961) 786-44-35
+7(922) 744-55-00
ego-resource.ru
vk.com/egoresource

louygfffoego.jpg
Направления работы с детьми:

  • трудности в детско-родительских отношениях;
  • игровая терапия с проблемными детьми;
  • трудности, связанные с поведением (агрессия, замкнутость, стеснительность, тревожность, неуравновешенность);
  • вопросы, связанные с воспитанием ребенка (особенности каждого возраста);
  • любые проблемы, связанные с эмоциональной сферой (страхи, ночные кошмары);
  • диагностика готовности к школе;
  • вопросы, связанные с особенностями развития детей (одаренность, родовые травмы, минимальные мозговые дисфункции и другие особенности);
  • психологическая помощь семье и ребенку при разводе родителей, при смене места жительства, города, школы;
  • трудности, связанные с взаимоотношениями в детских коллективах;
  • вопросы самооценки, самоотношения, комплексы;
  • спортивная психология;
  • профессиональное самоопределение;
  • профилактика суицидального поведения у подростков.

Специалисты Центра консультирования Института «Эго Ресурс» ведут приемы детей, подростков и их родителей, применяя методики игровой, песочной, гештальт-терапии, арт-терапии и многие другие.

 

*** Эта волшебная сказкотерапия ***

Сказкотерапия сегодня заслуженно стала любимым инструментом для многих психотерапевтов. А в работе с детьми этот метод стал просто незаменимым! Метод позволяет легко, не травмируя ребенка, с помощью языка образов и метафор говорить с детьми на понятном, родном для них языке. Позволяет быстро и экологично раскрыть и понять внутреннее пространство маленького собеседника. Дать однозначное определение cказкотерпии не так-то просто.

– Для меня комплексная сказкотерапия – это образ жизни, – говорит руководитель семейного психологического центра "Лад", психолог, сказкотерапевт, Ирина Брундукова. Это удивительная система саморазвития и самовоспитания меня и моих клиентов; это система воспитания, позволяющая тонко и недидактично формировать представления о самых важных базовых ценностях – дружбе, любви, уважении. С третьей стороны, сказкотерапия - это язык образов, метафор и символов, на котором мы говорим с душой человека. Давайте попробуем понять, как это происходит. Например, вам нужно рассказать ребенку, как сильно вы на него сердитесь. Много слов и эмоций вы потратите на описание своего состояния. А попробуйте сказать: «Я сейчас, как грозовая туча. Еще чуть-чуть – и гром загремит!» И все становится понятно, не правда ли?

По мнению психолога, есть сказки, которые полезно читать для девочек – это так называемые девичьи сказки, а есть сказки для мальчиков. В сказках для девочек заложены представления об удивительной женской судьбе, о развитии таких качеств, как терпение и доброта, умение делать выбор и иметь чуткое прозорливое сердце. Читаем и рассуждаем мы с девочками о судьбе Золушки и Настеньки, Василисы и мачехиных дочерей. Например, полезно для девочек, которые вступают в пору половой зрелости, рассказывать сказку про Красную Шапочку. В лесу (в социальном мире), волка не всегда можно распознать – надел он шапку, очки и притворился, что он и не волк вовсе, а бабушка. Надо быть внимательной и осторожной, чтобы понять, что перед тобой волк, не дать себя обмануть, не рассказывать первому встречному, куда ты идешь и какой дорогой. Если у мамы и дочки есть привычка вместе читать сказки, то другого языка и не надо – девочка будет предупреждена. Не напугана и не застыжена, а именно предупреждена – мягко и деликатно.

Мальчиковые сказки, как считает Ирина Брундукова, это такие сказки, которые расскажут мальчику, как в этом мире стать сильным, смелым и ловким. Братец Кролик из «Сказок Дядюшки Римуса», маленький веселый персонаж, который дает удивительный урок хитрости и мудрости всем обитателям волшебного леса, и мальчика учит, как вести себя в опасной ситуации, как перехитрить хищника и остаться живым. Другой герой, Маугли, учится слышать и понимать язык окружающего мира, выживает среди хищников и обретает внутреннюю силу, с помощью которой управляет джунглями. За каждым сказочным героем стоит жизненный урок, и задача сказкотерапевта – понять его и рассказать и детям, и взрослым.


Семейный психологический центр "ЛАД"

Адрес:
г. Челябинск, ул. Чичерина, 21Б
brundiko.jpg

Брундукова И.А.
Психолог, сказкотерапевт, руководитель Южно-Уральского представительства Международного союза сказкотерапевтов.

Телефон: +7 (919) 305-81-01
Международный Институт Комплексной Сказкотерапии
Южно-Уральское представительство Международного Института Комплексной Сказкотерапии
vk.com/irinabrundukova

Направления работы:
  • работа с детьми с ОВЗ (РД аутизм, ДЦП, расстройства психики);
  • детские консультации;
  • семейные консультации;
  • клубы для женщин, для девочек-подростков;
Формы и методы работы:
  • сказкотерапия;
  • песочная терапия;
  • куклотерапия;
  • пластилиновая терапия;
  • метафорические ассоциативные карты;
  • психотерапевтические групповые тренинги.

 *** Большая ответственность маленького человека ***


Главная причина всех детских и подростковых проблем – нежелание и неумение взрослеющего человека брать на себя ответственность. Маленький человек не станет клянчить деньги на безделушки, если он понимает, что есть более важные для семьи траты; не будет щеголять в мороз с голой поясницей, если начнёт понимать, что почек у него только две, и папа больше не купит; не станет отлынивать от домашних дел, если осознает, что он в ответе за пространство, в котором живёт. Так считают в Центре взросления «Сам.Я». Основная направленность всей психокоррекционной работы Центра – воспитать в растущем человеке ответственность, привить навыки самоорганизации. Если нет таких навыков, у ребенка в первую очередь возникают трудности в учебе.

– Проблемы, которые испытывают школьники, можно поделить на несколько видов: неумение слушать и запоминать, недостаточно развитые речь, мышление и логика, несамостоятельность и неорганизованность, – говорит детский и семейный психолог, гештальт-терапевт, директор Центра взросления «Сам.Я» Ольга Каменщикова. – Неорганизованность – это не только неумение распоряжаться своим временем, но и неспособность организовать пространство вокруг себя, определить последовательность действий. Организованность складывается из понимания течения времени. Ребенок или подросток должен понимать, что время «течет», «убегает», вне зависимости от желания самого ребенка и от того, чем он занят. Время – это ограниченный ресурс, который имеет свойство заканчиваться. Если ребенок по 6-8 часов делает уроки, долго не может приступить к домашним заданиям, откладывает дела «на потом», ничего не успевает, часто опаздывает, все время стремится поиграть вместо того чтобы заняться делами – стоит задуматься о самоорганизации.

У нас в Центре есть программа «Я-менеджмент». Это моя авторская методика, которая обучает детей и подростков легко и без чрезмерных усилий все сделать вовремя и быть довольным собой. Дети познают себя, свои особенности и то, как устроен их процесс дезорганизации. Затем мы вместе выстраиваем такую систему организации себя, которая будет приятна и легко исполнима, учимся ставить цели и достигать их, развивать чувство меры в развлечениях и учебе, управлять собой, своими желаниями, соотносить их с необходимостью, быть дисциплинированными. Важно, что в процессе этой работы родители научатся помогать ребенку самоорганизоваться, после чего отпадет необходимость контролировать каждый шаг, постоянно «подпинывать» ребенка, когда надо сделать уроки или помыть посуду. После такой программы родители отмечают реальное повзросление своего сына или дочери. Самоорганизация личности играет очень большую роль в жизни человека, а научиться ей проще всего в детстве.

Самостоятельности, ответственности, организованности, навыкам разновозрастного общения и совместному творчеству учит и инновационный тренинговый лагерь для детей и подростков «Открыт и Я», уже несколько лет действующий на базе Центра взросления «Сам.Я». В течение года проходят тематические смены, летние и зимние, где в разновозрастных отрядах дети и подростки под руководством вожатых развиваются и обучаются в игровой форме. Вся смена – большая увлекательная игра, которая развивает в ребенке или подростке разные стороны его личности, умение дружить и выстраивать отношения, включаться в игру, фантазировать, представлять будущий результат и достигать цели. Здесь взрослые создают для детей безопасную среду для проб и ошибок, учат терпеть поражения, искать варианты и снова пробовать, учиться отличать истинное от ложного, побеждать и достойно проигрывать, самостоятельно принимать решения. Квесты, дискотеки, тусовки, мастер-классы, тренинги – все это ждет детей в течение смены.

 Основные виды деятельности Психологического центра «Сам. Я»:

  • диагностика психологического и интеллектуального развития;
  • коррекция психологического и интеллектуального развития;
  • индивидуальные развивающие занятия и консультации для детей от 1,5 до 17 лет и родителей;
  • тренинги;
  • помощь детям с задержкой интеллектуального развития по оригинальной методике;
  • проведение коррекционных занятий для детей с гиперактивностью, невнимательностью, повышенной агрессивностью, тревожностью, медлительностью, сильной застенчивостью, страхами, неврозами, психосоматическими заболеваниями, ЗПР и др.;
  • обучающие тренинги и семинары для заинтересованных родителей и специалистов.
kamensssh.png
Каменщикова О.Н.
Детский и семейный психолог, генеральный директор центра "Сам.Я"


Центр взросления «Сам.Я»

Адрес: г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 14а, оф. 148
Телефоны:

+7 (351) 270-78-34;
+7 (912) 323-09-78;
+7 (912) 323-0550.
e-mail: cam_i@mail.ru
vk.com/cv_sam_i
vk.com/id90067683


 samgyaya.png

 


*** Мой особый ребенок ****

«Дело НЕ в том, что я не способен! Дело в том, что пока не получается!» - специалисты Детского коррекционно-логопедического центра «Мой особый ребенок» помогают детям справиться с их проблемами, доказывают на деле, что преодоление возможно, даже если сегодня – не получается.

Центр «Мой особый ребенок» работает с 2010 года и стал первым негосударственным специализированным центром в Челябинске, где начали оказывать помощь особым детям. Логопеды, дефектологи, психологи работают с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном, эмоциональном, речевом развитии. Трудности в учебе, отклонения в поведении ребенка – и с этими проблемами особых детей помогут справиться специалисты Центра. С момента основания через консультирование и коррекционные занятия в Центре «Мой особый ребенок» прошли более 2 500 детей.

Даже в особо сложных случаях в Центре работают с пациентами до положительного результата. При необходимости консультации для детей и родителей проводят преподаватели кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, с которым Центр сотрудничает.

Поскольку развитие ребенка невозможно без участия семьи, в Центре проводятся консультации по выстраиванию семейных отношений, парное и семейное консультирование по вопросам детско-родительских, супружеских отношений.

В Центре открылось новое направление – групповые занятия сенсорного развития ребенка «Мама+Малыш» как для нормотипичных, так и для особых детей.

Выделено большое удобное помещение для групповых и индивидуальных занятий, закуплено оборудование. С мамами и малышами будет заниматься психолог - консультант международной квалификации GESTALT- practician с опытом работы более 20 лет.

– Цель этой работы — научить маму понимать потребности развития своего малыша, правильно общаться с ребенком и находить способы вызывания речи, рассказывает директор Центра «Мой особый ребенок» Алена Гагарина. Сенсорное развитие – фундамент для общего умственного развития ребенка. Малыш знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, вкусовых рецепторов. Так идет формирование индивидуальной картины мира, формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. Сенсорное, или чувственное воспитание ребенка – важнейшее для его полноценного развития. Ребенок стремится все попробовать на вкус, чем-то постучать, пошуршать, что-то подвигать. Это и есть сенсорные игры, которые дают ребенку разные чувственные ощущения, помогают осознать себя и окружающий предметный мир, обеспечивают развитие моторных, познавательных умений ребёнка, навыков взаимодействия с мамой, другими людьми, участия в различных жизненных событиях и реакции на них.

Специалист-психолог разъяснит мамам важность интонации при общении с ребенком, научит способам вызывания речи. Спокойный ребенок, услышав тревогу в голосе мамы, может заплакать. И, напротив, радостное восклицание матери отвлечет и успокоит плачущего малыша. От интонации – к звукам, от звуков – к гулению, от гуления – к простым слогам, потом словам, так поэтапно развивается речь ребенка. Как радостные эмоции и жесты мамы могут побудить речь малыша, а отрицательные, сердитые нотки в голосе или молчание – затормозить развитие речи. Речь ребенка и все его дальнейшее развитие зависит от общения с родителями, а правильному общению нужно учиться. Уже сейчас можно звонить администратору и записываться в группы в зависимости от возраста детей. Вас ждут!

Детский коррекционно-логопедический центр «Мой особый ребенок»rebeennol.jpg

Адрес:
г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 85а.
Телефоны:
+7 (351) 217-01-03,
+7 (908) 816-71-59,
+7 (351) 215-71-59.
defectolog-chel.ru


Вы можете обратиться за помощью в Центр, если ваш ребенок:

  • имеет проблемы с речью, задержку речевого развития или заикается;
  • если диагностирована задержка психического развития;
  • если диагностировано нарушение интеллектуального развития; - если ваш ребенок «солнечный» (с синдромом Дауна). - если диагностирован ранний детский аутизм или расстройство аутистического спектра;
  • имеет отклонения в поведении или гиперактивный;
  • испытывает трудности в отношениях со сверстниками;
  • испытывает трудности с чтением или письмом;
  • испытывает страхи, замкнут, неконтактен;
  • достиг возраста 2,5 года, при этом не говорит;
  • не имеет отклонений, но вы хотите более успешного развития.
Принимая решение, родителям следует помнить, что коррекция тем эффективнее, чем раньше она начата!

 

*** В плену у компьютерных монстров ***


Опыт показывает, что появление у детей и подростков страхов, скрытой депрессии могут быть связаны с увлечением компьютерными играми. Важно, чтобы помощь психотерапевта была оказана вовремя.

– По поводу игромании, зависимости от компьютерных игр родители начинают беспокоиться, когда детям уже по 10-16 лет, и проблема назрела, – говорит психолог Римма Дюсметова. – Пристрастие к играм становится настоящим помешательством для ребенка. Навязчивые мысли об одной определённой компьютерной игре или однотипных сетевых играх преследуют подростка настолько, что он не может больше сосредоточиться ни на уроках, ни на каких-то других интересах и занятиях, с головой уходя «в виртуал». Такие дети непослушны, рассеянны, теряют контроль за временем, иногда замыкаются в себе. Любое отлучение их от игры может дать истерические реакции, вспышки агрессии и даже кажущийся ступор, когда ребёнок вне игры – и всё равно в игре в своём воображении и фантазиях. Ночью, во сне, мозг не отключается, игры продолжаются, ребенок видит повторяющиеся или многосерийные кошмары, в которых его преследуют монстры, живущие в компьютере.

По словам Риммы Дюсметовой, такие дети начинают бояться оставаться одни дома, их пугает каждый звук в тишине. В рисунках «игроманов» появляется много крови, тела убитых, отрезанные головы, краски применяются в основном черные. Кроме того, ребенок может разговаривать или ходить во сне, у него появляется склонность к самоповреждению, желание грызть ногти на руках и ногах, ночной энурез, нервные тики. Все это признаки скрытой депрессии. Если ребенку не помочь, он может начать искать спасения в наркотиках, стремиться к смерти.

Между тем начало такого патологического увлечения может выглядеть совсем безобидным: малыш в 3-4 года постоянно рисует, к примеру, динозавров, всего его игры, игрушки, фантазии посвящены этому, он читает книги о динозаврах, и родители даже радуются его любознательности, думая, что ребенок станет ученым-палеонтологом.

Чтобы не развивалась компьютерная зависимость у детей, родителям важно помнить несколько правил:

  • детям до 5 лет можно разрешать только проверенные родителями развивающие игры;
  • содержание игр детей старше 5 лет следует контролировать и проверять на наличие устрашающих образов и чрезмерно жестоких сюжетов;
  • пугливому, чувствительному ребенку, склонному к страхам, можно разрешать игры, только если после них не усиливаются его страхи и импульсивность;
  • если ребенок до 5-6 лет чрезмерно увлечен только одной компьютерной игрой или героем (чаще всего это динозавры), стоит насторожиться и постараться отвлечь ребёнка от этого образа, поскольку такой интерес часто бывает связан со страхами и желанием найти способы защиты от них;
  • в компьютерные игры желательно разрешать играть по ежедневному расписанию, «разбавляя» их другими интересными и важными занятиями;
  • возможность поиграть за компьютером должна быть не наградой, не «запретным плодом» и способом манипуляции, а обычной повседневной процедурой;
  • если ребёнок начал плохо засыпать, видеть кошмарные сны, разговаривать и ходить во сне, грызть ногти, бояться оставаться один в комнате, надо вместе с психологом убедиться, что эти проблемы не связаны с компьютерными играми.
Работа с детьми от 2-х лет с проблемами:
  • любая психосоматика, неврозы, логоневрозы;
  • депрессии, возрастные кризисы;
  • страхи, фобии, панические атаки, навязчивости (мысли, действия);
  • энурезы, энкопрезы, аллергии, эписиндромы;
  • снохождение, сноговорение, кошмарные сны,
  • сложности в обучении, в общении со сверстниками, с чужими;
  • неуверенность (ревность, капризность, плаксивость, обидчивость, застенчивость);
  • эмоциональная созависимость с матерью;
  • склонность к игромании, телефономании, клептомании;
  • склонность к суициду, к побегам из дома;
  • аутоагрессия (грызение ногтей, самоповреждения) и агрессивность;
  • синдром нарушения внимания и гиперактивность (СДВГ);
  • посттравматические стрессовые расстройства;
  • нарушение восприятия своего пола и склонность к гомосексуальности и др.
dusmmetova.jpg
Дюсметова Р.В.
психолог, член Общероссийской Психотерапевтической Лиги, член Европейской Ассоциации Психотерапевтов
Дюсметова Римма Вафиевна, психолог, член Европейской Ассоциации Психотерапевтов, обладатель «Сертификата безусловного профессионала Профессиональной Психотерапевтической Лиги в модальности «полимодальная психотерапия, международный уровень»; награждена знаком «Отличник здравоохранения России». Стаж консультирования и индивидуальной психотерапии детей, подростков, взрослых, а также семьи – более 25 лет. Стоимость первичного приема и консультирования ребёнка и родителей - 1000 рублей, психотерапии - 2000 рублей.

Телефон: +7 (922) 747-12-88
e-mail: dyusmetova@gmail.com
vk.com/rimma.dyusmetova

Направления работы:

  • консультирование родителей, семьи;
  • психодиагностика;
  • краткосрочная индивидуальная психотерапия детей и взрослых (экспресс-психотерапия - от 3 до 10 сеансов).

Методы и формы работы:

  • гипнотерапия, НЛП, ДПДГ, транзактный анализ, психосинтез;
  • позитивная, парадоксальная, ресурсная, эмоционально-образная, системная семейная психотерапия;
  • психотерапия быстрых изменений, созависимостей;
  • психотерапевтическая кинезиология;
  • консультирование в сексологии, применение в психотерапии метафорических карт и семейных расстановок;
  • составления генограмм.

 

*** Символдрама, или сновидения наяву ***

Одно из главных опасений психологов в процессе терапии, оказания помощи ребенку или взрослому – не навредить, не усугубить своим вмешательством и без того сложное состояние человека. Метод символдрамы, который практикует психолог Инна Добровольская, называют экологичным, не травмирующим. Символдрама – «сновидения наяву» или «психоанализ с помощью образов».

– Наше бессознательное целиком состоит из образов и символов, в них психика зашифровывает все события, с нами происходящие, – говорит Инна Добровольская. – Как вы думаете, какой способ работы с психотравмой, особенно в острой стадии, будет комфортнее для человека: прямое проговаривание и, возможно, очередное болезненное погружение в травматические события, или работа в образном пространстве, когда человек не подозревает, что именно сейчас он прорабатывает самые острые моменты? Конечно, любой человек предпочтет мягкий и бережный подход. Особенно это важно при работе с детьми – подростками, которые не позволяют «лезть в душу, и даже с младшими детьми, начиная с 6 лет. Символдрама прекрасно сочетается с арт-терапией, песочной терапией, с рисунком. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать свой образ, смоделировать в рисунке или игрушечных фигурках свою жизнь, поиграть, окунуться в сказку, пережить самые неожиданные события и чувства. Как это работает? Техника символдрамы позволяет задействовать одновременно оба полушария головного мозга. Проживая события через образы, мы одновременно проговариваем их, чувства и эмоции сопровождаются логическим осмыслением. Даже если мы не понимаем, что означают образы, исцеление все равно происходит. Прорисовывая свои образы, мы закрепляем результат.

По словам специалиста, метод символдрамы очень хорошо помогает справляться со стрессами, с трудностями во взаимоотношениях в семье и со сверстниками, с неуверенностью в себе, агрессией. Удается добиться ремиссии при психосоматических заболеваниях – энурезах, заикании, ожирении и других недугах. У символдрамы мало противопоказаний и почти неограниченный спектр решаемых проблем. Особая ценность метода – возможность работать в парах родитель – ребенок. При проведении рисуночных тестов это позволяет родителю сразу увидеть конфликт и понять, на почве чего он появился у ребёнка – проблемы в семье, в школе или во взаимоотношениях со сверстниками? К примеру, тест «Цветок» даёт много информации о физическом и психическом самочувствии подростка, о его отношении к себе и зарождающейся сексуальности. В психологической практике был случай, когда этот тест позволил узнать о суицидальном поведении 15-летней девочки.

dobrovvool.jpeg
Добровольская И.А.
психолог, психотерапевт

Добровольская Инна Анатольевна, психолог, специалист в области индивидуального консультирования, групповой терапии, психотерапевт, ведущая терапевтических групп, действительный член Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы Кататимно-имагинативной психотерапии (МОО СРС КИП).

Телефон: +7 (951) 475-96-84
e-mail:
inna.dobrovolskaya@mail.ru
vk.com/id60278469

Направления работы:
  • групповая психотерапия в работе с подростками и взрослыми;
  • семейная и индивидуальная психокоррекция и психотерапия;
  • психодиагностика, психологическое консультирование;
  • детская психосоматика;
  • подготовка психологических заключений;
  • работа с детьми с нарушением интеллекта и сочетанным дефектом (аутизм, умственная отсталость);
  • проведение обучающих семинаров, мастер-классов;
  • психотерапевтические группы для женщин «Союз женской силы».

Применяемые методы:

  • арт-терапия;
  • песочная терапия;
  • символдрама.


*** Психология спортивных побед ***

Ответственные родители, которые заботятся о здоровье своих детей, стараются развивать их физически, записывают в спортивные школы и секции. Но на этом пути и детей, и родителей часто ждут новые испытания – даже не физического, а психологического характера. Кому-то сложно приступить к занятиям спортом, преодолеть собственную неуверенность, страхи; кто-то отчаянно боится проиграть, потерпеть поражение, после этого трудно восстанавливается. Некоторые юные спортсмены так волнуются на соревнованиях, что не могут показать результат, хотя на тренировках все получается. Бывает, ребенку трудно совмещать спорт и учебу. Потеря интереса к тренировкам, нежелание заниматься могут быть вызваны разными причинами – трудностями в формировании умений (когда долго не получается), сложностями в отношениях в команде или с тренером, несплоченностью спортивного коллектива, другими обстоятельствами. Сложнее юным спортсменам выбирать профессию по окончании школы, принимать решение – продолжить спортивную карьеру или завершить ее.

Между тем консультация профессионального спортивного психолога может помочь в любой из трудных ситуаций. Юные спортсмены могут улучшить результаты, а родители – овладеть приемами психологической поддержки ребенка на тренировках и соревнованиях. Главное – внедрять то, о чем узнают на консультациях.

Наталья Бухарина, детский спортивный психолог, член европейского сообщества спортивных психологов ENYSSP, занимается психотерапевтической практикой с 1993 года, спортсменов консультирует с 2006 года. За время практики опробовала десятки методик, знает, какие из них лучше использовать в соответствии с видом спорта, возрастом спортсмена и уровнем спортивной подготовки. В разрешении психологических проблем спортсменов и их родителей помогает собственный опыт в спорте и 10-летний «стаж» мамы действующего спортсмена.

– Трудности в общении у ребенка могут влиять на успехи в спорте, особенно в командных видах, – говорит Наталья Бухарина. – Независимо от спортивных результатов эти трудности могут даже послужить причиной ухода юного спортсмена из спорта. Бывает и обратная ситуация, когда из-за спортивных неудач дети начинают испытывать трудности в общении: конфликтуют с тренером, товарищами по команде, замыкаются в себе.

Многим родителям, чьи дети занимаются командными видами спорта, знакомы ситуации, когда по «вине» какого-то спортсмена пропустили гол в ответственной игре. Тогда он может испытать на себе гнев всей команды, тренера, а иногда и родителей. В таких случаях требуется квалифицированная психологическая помощь.

Помогает Наталье Бухариной в работе квалификация педагога-психолога, психолога-консультанта, семейного немедицинского терапевта, постоянное повышение уровня образования в ведущих вузах страны, участие в российских и международных конференциях по вопросам спортивной психологии, научные исследования (опубликовано 14 работ).

 

bugaron.jpg
Бухарина Н.В.
детский спортивный психолог

Бухарина Наталья Валерьевна, детский спортивный психолог.

Телефоны:
+7 (919) 123-71-32;
+7 (351) 223-71-32.
e-mail:
sportpsy174@mail.ru

vk.com/sportpsy174
Facebook.com/sportpsy174

Twitter: sportpsy174
Instagram: @sportpsy174

Прием очно и с использованием Skype, WhatsApp, Viber.

Направления работы:

  • индивидуальные консультации юных спортсменов;
  • развивающие и коррекционные занятия и программы (индивидуальные, групповые, для спортивных команд);
  • психодиагностика личностных качеств спортсменов;
  • психодиагностика межличностных отношений в командах;
  • профориентация юных спортсменов;
  • консультации, семинары и тренинговые программы для родителей юных спортсменов;
  • консультации для тренеров детских спортивных команд.

Формы и методы работы:

  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • телесно-ориентированная терапия;
  • системная семейная терапия;
  • игровая терапия.

*** Излечение – через игру ***

В практике детского психолога больше половины запросов от родителей связаны с психосоматическими проявлениями у ребенка. Дети порой годами находятся «в плену» изнуряющих болезней: мигрень, дерматит, экзема, энурез, логоневроз, энкопрез, тик, бронхиальная астма и многое другое. Родители вынуждены долго водить детей по врачам, те назначают больным мази, таблетки, но бесполезно – ничего не помогает. Между тем существует новая авторская психологическая настольная игра «История болезни моего ребенка» (автор – Н. Львова), которая позволяет исследовать детские психосоматические симптомы и избавиться от них.

– Родителям, пришедшим на прием, я говорю: «Не переживайте, давайте внимательно послушаем историю – историю болезни вашего ребенка», – рассказывает Марина Бутузова, педагог-психолог, освоившая игровой метод исследования детской психосоматики. – Каждый симптом болезни умеет «говорить». Он поведает, зачем и для чего пришел именно в эту семью, к этому ребенку. Что на самом деле хочет сказать вам ребенок своей болезнью? Что маскирует тот или иной симптом, который стремится только к одному – быть услышанным? Маме и папе надо внимательно выслушать историю болезни, прочесть ее «послания». Игра позволит это сделать и выявить скрытые «выгоды» болезни для ребенка, следовательно, убрать рецидивы или вовсе встать на путь исцеления. Важно понимать: каждый психосоматический детский симптом – это сигнал родителям. Узнать, что это за сигнал, позволяет игра.

Психолог Марина Бутузова отмечает рост количества обращений за судебной и внесудебной психологической экспертизой в рамках процессов, которые касаются интересов несовершеннолетних детей. Обращаются и родители, и другие законные представители детей, юристы, ведущие дела. Все чаще возникают споры о том, кому воспитывать ребенка при разводе родителей. Один из предметов исследования – детско-родительские отношения. Экспертиза проводится в основном для определения места жительства ребенка или для установления судом частоты встреч с ним. В ходе экспертизы проводится психологический анализ личности ребенка, отца, матери и иных родственников, проживающих или планирующих проживать с ребенком после решения суда, исследуются взаимоотношения между ними. Стороны конфликта зачастую не принимают во внимание интересы самого ребенка. Значение психологической экспертизы детско-родительских отношений очень велико, а потому требует от специалиста-эксперта большого опыта и знаний.

– Мы предоставляем суду полноценную объективную информацию о психологических особенностях ребенка, его родственников, отношений между ними, участии близких людей в жизни ребенка, – рассказывает психолог высшей категории Марина Бутузова. – Определяем степень психологической привязанности ребенка к одному или обоим родителям, другим родственникам, общее эмоциональное состояние в семье. В этом деле мне очень помогает 15-летний опыт педагога-психолога.

Детская психика чрезвычайно ранима, и многие события, произошедшие с нами в самом маленьком возрасте, могут оказать огромное влияние на всю последующую жизнь. Поэтому выстраивать отношения с малышами следует грамотно, учитывая особенности развития детей, нюансы их мировоззрения. Сталкиваясь с неоправданной детской агрессией, откровенно плохим поведением и другими проблемами, многие родители предпочитают закрывать на них глаза. Однако это как раз те случаи, когда психологическая помощь ребенку крайне необходима. Вовремя оказанная хорошим специалистом, она способна полностью искоренить страхи, агрессивность, избавить от массы ненужных комплексов. В результате психологической помощи ребенок, как правило, становится более управляемым, открытым, жизнерадостным. Поэтому на консультации психолога стоит приходить не только тогда, когда проблема очевидна. Регулярные встречи со специалистом – это отличная возможность предупредить возникновение неприятных ситуаций, вырастить гармонично развитую, свободную личность.


vvdv.jpeg
Бутузова М.А.
детский психолог
Бутузова Марина Александровна, детский психолог высшей категории, специалист по работе с детьми в гештальт-подходе .

Телефон:
+7 (922) 744-73-79
e-mail:
vutuzova89@mail.ru
vk.com/m.butuzova

Направления работы:
  • Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и поведения ребенка.
  • Индивидуальная психотерапия детских проблем (гештальт-терапия, арт-терапия, песочная терапия, глинотерапия, игровая терапия).
  • Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.
  • Внесудебная и судебная психологическая экспертиза детско-родительских отношений.
  • Диагностика причин возникновения детских психосоматических заболеваний. Ведущая психологической игры «История болезни моего ребенка».

Терапия психологических детских проблем:
  • Работа с гневом и агрессией. Гештальт-подход в работе с эмоциональными нарушениями у детей.
  • Работа с детской тревогой и страхами.
  • Психологическая помощь детям, пережившим насилие.
  • Работа с детьми в период развода.
  • Работа с утратой, горем, одиночеством.
  • Психологическая помощь детям с невротическими и психосоматическими нарушениями (энурез, энкопрез, тики, заикание, аллергия, бронхиальная астма, частые простудные заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта, нейродермит и т.п.).

*** Дети как отражение нерешенных проблем взрослых ***

У каждого есть свое предназначение в этом мире. Ребенок, рождающийся на свет, – не чистый лист бумаги, поэтому у одних и тех же родителей вырастают совсем разные дети.

Работая с родителями в рамках психологического консультирования, мы ищем и разрешаем базовое противоречие, что и приводит к устранению нежелательных проявлений, – говорит кандидат психологических наук Галина Валеева. – Проблема, как правило, связана с тем как родители, ребенок и семья в целом воспринимают и понимают себя (Я – концепцией). Отсюда будет вытекать, какие строятся отношения с детьми. Важно, чтобы была согласованность в том, как ребенок себя воспринимает, что он хочет в этой жизни, и как это видит родитель. Когда это движение разнонаправленное, ребенку сложно, его рвут на части, это не дает ему развиваться. А если невозможно развиваться, начинают формироваться тревожные симптомы, нарушения в поведении и болезни. Ребенок не соответствует родительскому идеалу и понимает, что он плохой, не такой, как надо. Отсюда низкая самооценка, неуверенность в себе: «Я миру не нужен, а все, что не нужно, уничтожается».

По мнению Галины Валеевой, самые близкие, самые незащищенные и самые травматичные отношения – ребенок-мать, потому что они 9 месяцев живут как единый организм. От всех можно защититься, от матери – никак, и мать не защищена от ребенка. Но эти отношения одновременно и самые ресурсные после того, как преодолены противоречия. Все, что ребенку нужно от матери – позволение быть таким, какой он есть, и уверенность, что она его любит. Никто не ругает и не поучает маленького человека, когда он учится ходить, его учат своим примером – больше никак это сделать невозможно, так как понятийный аппарат у малыша еще не сформирован. Главное для ребенка – поддержка родителей. Они должны быть на его стороне, даже если у него все плохо, потому что никто не будет ругать утопающего за то, что он тонет. Сначала его просто спасают. А если продолжать ругаться, ребенок может утонуть. Это угрожающая ситуация. Если пройдена точка невозврата – ничего уже не изменить. Даже неудавшаяся попытка суицида говорит о глубинных личностных изменениях, когда полностью исчерпан ресурс, чтобы решить проблему.

– С этой точки зрения наши детско-родительские отношения – ключевые как модель отношений человека с самим собой, с миром. Они и рассматриваются как источник низкой самооценки, – говорит Галина Валеева. – Моя профессиональная позиция: взрослые несут больше ответственности, потому что они организуют весь процесс жизни ребенка. Ребенок ни в чем не может быть обвинен. Хотя это и не лишает его ответственности перед собой и богом, так как проживает свою жизнь каждый сам.



Валеева Галина Валерьевна, кандидат психологических наук, психолог, сотрудник Южноуральскогогосударственного гуманитарно-педагогического университета (кафедра безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин).


Телефон:
+7 (912) 895-04-52
e-mail:
valeeva-chel@mail.ru
vk.com/id445802449

valllleeva.jpeg
Валеева Г.В.
Кандидат психологических наук, психолог
Направления работы:
  • дети;
  • здоровье;
  • кризисы и травмы;
  • общие вопросы психологии;
  • отношения;
  • семья;
  • фобии и страхи;
  • чувства и эмоции.

Методы и приемы работы:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия;
  • игровая психотерапия;
  • интегральное нейропрограммирование;
  • интегративный подход;
  • клиент-центрированный подход;
  • когнитивно-бихевиоральная психотерапия;
  • нейролингвистическое программирование (НЛП);
  • позитивная психотерапия;
  • психодрама;
  • психологическое консультирование;
  • символдрама;
  • системная семейная психотерапия;
  • сказкотерапия;
  • телесно-ориентированная психотерапия;
  • экзистенциальная психотерапия.


Мы надеемся, в нашей статье заинтересованные родители смогли прочесть главную информацию, то послание, которое направили вам детские психологи Челябинска: если вы хотите, чтобы изменился к лучшему ваш ребенок, придется меняться самим, ведь семья – это среда, формирующая маленького человека. Мы постарались, чтобы вы получили ответы на свои вопросы: к кому обратиться на первом этапе; пойти в психологический центр или к частнопрактикующему специалисту; какую методику оказания психологической помощи выбрать. Возможно, вы уже решили для себя, к какому конкретному специалисту прийти за помощью. Удачи вам на этом пути!

Галина Абакумова, специально для Med74.RU/psy


Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?