Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«Я знаю наверняка лишь одно: если бы люди сильнее любили друг друга, наша жизнь стала бы значительно лучше.»
Мать Тереза
Регистрация
Главная Статьи Детская психология Формирование самооценки ребенка в результате родительских внушений

Формирование самооценки ребенка в результате родительских внушений

«Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства» - Зигмунд Фрейд.
samoocenka.jpgВ данной статье речь пойдет о том, как внушения значимых лиц, в особенности родителей, формируют у ребенка самооценку не только заниженную, но и завышенную, не соответствующую действительности.

Формирование заниженной самооценки

Ребенка ежедневно оценивают – родители дома, воспитатели в детском саду, педагоги в школе, где невысокий балл за выполненное задание может не так ударить по самооценке ребенка, как прямое высказывание авторитетного, в настоящее время, учителя.

Окружающие взрослые нечасто придают значение своим словам. Тем не менее, неосторожно опрокинутые фразы в адрес ребенка, оказывают сильное воздействие: «Посмотри, какая ты неряшливая, разве хорошие девочки так выглядят?», «Ты что, глупый?», «Какой некрасивый почерк, старайся лучше», «Мальчики/девочки так себя не ведут» и т.п. Произнося такие фразы, мы неминуемо формируем негативное восприятие себя у ребенка. А какое ощущение «плохости» родитель может вызвать в совсем маленькой крохе, которая сходила в подгузник, бросив: «Фу, как же от тебя пахнет». Такое обращение к ребенку вызывает в нем чувство вины, ведь для него это все естественные процессы, однако, которые потом становятся постыдными, благодаря внушению родителей. Подобных примеров можно приводить огромное количество.

Для родителей подобные замечания не выглядят негативными, так как кажется, что это мотивирует ребенка быть лучше – опрятнее выглядеть, аккуратнее писать, соответствовать будущему образу «настоящего» мужчины или женщины. Но ребенок формирует свой позитивный или негативный образ Я именно через отношение к нему значимых Других – родителей, воспитателей, всех тех, кто присутствует в жизни ребенка и играет не последнюю роль.

Позиция многих родителей здесь такова, что критика и замечания во благо, «чтобы лучше старался». К сожалению, здесь отсутствует понимание, что такие ежедневные внушения приведут к низкой самооценке, неуверенности в себе, негативному образу Я. При таком положении вещей, успехов в жизни ребенка будет еще меньше, он перестанет верить в себя, будет бояться и примет решение, что лучше вообще ничего не делать. Ведь, если ничего не предпринимать, то и ошибок будет меньше. Вследствие негативных внушений значимых Других, в роде «зачем ты это делаешь, у тебя все равно не получится», «ты не умеешь», «у тебя недостаточно навыков (ума, усидчивости и т.д.) для этого» формируется модель поведения, направленная не на достижение успеха, а на избегание неудач. Парадоксально, но такое поведение к этим неудачам и приводит порой, что усугубляет, и без того болезненно заниженную самооценку ребенка. Получается замкнутый круг.

Негативные внушения родителей формируют строгое «Супер-эго» ребенка, инстанцию, которая будет выступать в качестве внутреннего голоса уже взрослого человека. Эта инстанция будет говорить, например: «Не берись за это, у тебя не получится», «Ты этого не достоин», «Ты недостаточно умен для этого». В итоге проигрываются те же детские ситуации со значимыми Другими, только уже при иных обстоятельствах, куда более серьезных. Критикующее Супер-Эго будет обездвиживать и не давать реализовать потенциал человека, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, воплощать мечты, наконец. Ведь как говорил Пикассо: «Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

Поэтому, оценивая какой - либо труд ребенка, воздержитесь от замечаний, если для его возраста и в соответствии с его способностями все сделано хорошо или работа выполнена в этот раз лучше, чем предыдущая. Никогда не сравнивайте ребенка с кем - то другим, только с самим собой вчерашним. Если работа выполнена плохо, постарайтесь найти в ней достоинства, отметьте их, похвалите малыша, скажите, что в следующий раз у него обязательно получится лучше. При необходимости подскажите или помогите ему улучшить ее, делая это тактично. Поверьте, ребенок это оценит.

Формирование неадекватно завышенной самооценки

Существует и обратная сторона родительских внушений – когда ребенком чрезмерно восхищаются, восхваляют и делают из него кумира. Каждый продукт творчества может восприниматься как произведение искусства, ребенку могут внушать, что он гений, самый умный и, что его непременно ждет великое будущее. Если это не является таковым на самом деле, представьте, что будет, когда ребенок столкнется с системой оценок его способностей в школе? Или его ждет глубокое разочарование и постепенная перестройка своего образа в соответствии с реальностью, при высокой осознанности, либо он будет считать себя самым лучшим, несмотря ни на какие обстоятельства. Ребенок может думать, что «это другие какие - то не такие, а со мной все в порядке». В таком случае, он вряд ли будет считаться с окружающими людьми. Здесь уместно привести хорошую цитату французского философа П. Буаста: «Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв». Во взрослом возрасте такой человек может страдать от того, что он непризнанный гений. Здесь мы приходим снова к бездействию, так как зачем развивать свои умения, оттачивать мастерство, если и так все на высоте, просто другие этого не видят и не понимают.

Способности ребенка нужно оценивать адекватно действительности, обязательно отмечая положительные моменты и всегда с верой в то, что он может что-то сделать лучше, если будет прикладывать к этому усилия. Ведь как говорил Чехов: «Талант – это, прежде всего, труд».
В обоих случаях, которые мы рассмотрели, такие внушения значимых Других приводят к неврозам и формированию слабого Эго. Без сильного Я, которое позволяет действовать самостоятельно, независимо и адекватного, позитивного самовосприятия сложно выстраивать благополучную жизнь и плодотворные отношения с окружающими людьми.

Все мы совершаем ошибки в воспитании своих детей. Даже профессионалы, работающие с детьми, не застрахованы от этого. Развитие ребенка происходит быстро – к пяти годам самооценка уже сформирована. Поэтому, обязательно принимайте меры, если вы видите, например, что ваш ребенок робок, не уверен в себе, не успевает в школе, но при этом он очень способный, не расстраивайтесь. Но и не оттягивайте время, в надежде, что с возрастом это пройдет. С возрастом это создаст новые проблемы, с которыми справиться будет сложнее, нежели сейчас, когда ребенок еще психически гибок.

В данной статье мы поговорили о внушениях родителей и значимых Других, которые формируют самооценку ребенка как неадекватно заниженную или завышенную, привели некоторые рекомендации, которые вырабатывают здоровую самооценку у малыша и обозначили, что при наличии проблем, стоит незамедлительно принимать меры, так как «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его». В. Гюго


Автор: Янсон Дана Владимировна

Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?