Психологический проект Челябинска
перейти на Med74.RU Психологам
«При психозе мир фантазии играет роль кладовой, откуда психоз черпает материал или образцы для построения новой реальности.»
Зигмунд Фрейд
Регистрация
Главная Статьи Детская психология "Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка

"Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка

simbioz_350.jpg«А мы все еще писаемся, не хотим отдельно спать, обижаемся по пустякам», — привычно употребляя слово «мы», мама рассказывает о проблемах своего десятилетнего(!) сына.

«Вы тоже?» — уточняю я, стараясь обратить внимание мамы на ее речь. Не понимая вопроса, мама останавливает поток слов и несколько секунд удивленно смотрит на меня. «Причем тут я? Я о сыне рассказываю». И продолжает дальше: «Во сне разговариваем, грызем ногти, боимся без мамы оставаться дома…». И конечно же, мама совсем не понимает ещё, что, если бы не "мы" вместо "мой сын", возможно, её десятилетний сын спал бы уже давно один и не писался.

«Да, в нашей семье только «мы», как же иначе? «Мы» – это признак благополучной семьи!» - сначала пытаются отстаивать своё привычное «мы» заботливые, гиперопекающие мамы.

«Это же хорошо, что мама так любит ребенка, значит, семья дружная, раз о детях говорят „мы“!» — приходится часто слышать даже от психологов, не говоря уж о том, как умиляются на это «мы» окружающие. На самом деле, если ребенку больше 3 лет, и мама продолжает говорить о своем ребенке «мы», это своего рода тест на предмет симбиотических отношений матери и ребенка.

После 9 месяцев физиологического симбиоза с ребенком мать еще в течение примерно 3 лет находится с ним в психологическом симбиозе. Во время этого важного периода — психологического симбиоза — постепенно формируется база для восприятия себя как отдельного существа, имеющего свое Я, отдельного от материнского Я.

Телесное Я, целостный бессознательный образ тела у ребенка формируется в тесном эмоциональном контакте с матерью и с ближайшим окружением. Часто мамы и после исполнения ребенку 3 лет продолжает воспринимать ребенка как часть своего образа тела, как продолжение себя. И тогда этот процесс становления своего Я, бессознательно и телесно отдельного от мамы, у ребенка нарушается. Так называемой сепарации, отделения от маминого Я не происходит.

Дело доходит иногда до того, что мамы могут ощущать себя «немного беременными» своими малышами или же «связанными пуповиной» с ними. Если ребенок здоров, продолжение симбиотических отношений после 3 лет во многом определяется только мамой. Чрезмерно заботливая тревожно-мнительная мать, считающая своего малыша слишком маленьким и беспомощным, своей гиперопекой не дает ему возможности самостоятельно развиваться и постепенно отделяться от матери.

Продолжению симбиотических отношений способствует и речь мамы, в которой нет или очень мало местоимений «ты», «он», «она» по отношению к малышу и его действиям. Вместо них постоянно звучит «мы», которое бессознательно закрепляет и продолжает симбиотические отношения. Именно у детей, матери которых упорно продолжают говорить «мы», возрастные страхи чаще всего не проходят сами, а превращаются в серьезные навязчивые страхи.

Они боятся спать без матерей, панически боятся отпускать их от себя, бывают зациклены на страхе смерти. Эти страхи связаны с тем, что во время любого расставания с матерью они ощущают, что расстаются со своей половинкой, с частью своего «Я». Бессознательно они опасаются, что могут потерять и себя вместе со своей половинкой, что является базисным, всеобъемлющим страхом.

Такие дети чаще других не хотят расти, потому что боятся, что если они вырастут, то родители состарятся и умрут. Если у мамы растет сын, то использование местоимения «мы» вместо «ты», «он» или имени может даже способствовать нарушению половой идентичности, а иногда вызвать агрессивность и аффективные вспышки как способы сопротивления симбиотическим отношениям.

После убедительных разговоров психолога родители начинают, конечно, понимать важность своевременного преодоления симбиоза в отношениях с детьми. И даже соглашаются немедленно исправиться и перестать необоснованно применять местоимение «мы» при общении с ребенком старше 2−3 лет. Они согласно кивают и даже сокрушаются, как же они могли не учитывать таких простых вещей.

К сожалению, нередки случаи, когда через какое-то время мамы вновь появляются в дверях кабинета психолога и привычно начинают перечислять: «Мы боимся, мы лечимся, мы учимся…» И когда они снова слышат в ответ: «А Вы тоже?» — спохватываются, вспоминая недавние советы психолога.

Оказывается, не так-то просто отвыкать от привычного «мы»! И мамы начинают оправдываться, что «задание» оказалось очень сложным для выполнения. И тут же снова дают себе слово научиться контролировать себя в отношении употребления местоимения «мы» в отношении себя и ребенка. Приходится снова напоминать им, что от таких "пустяков" во многом зависит, сможет ли маленький человечек в будущем брать ответственность за свою жизнь или будет жить, оставив всю ответственность маме.

Уважаемые мамы, если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок вырос беспомощным, склонным к зависимостям и вредным привычкам, при созависимых, симбиотических отношениях с ребёнком обращайтесь за психотерапевтической помощью! Буду рада помочь очно или по скайпу!

Статья написана в 2010 году и здесь печатается в отредактированном виде.



Автор: Дюсметова Римма Вафиевна

Комментарии

1Эльвира
Добрый день!
Прошу помочь, сыну 11 лет, боится оставаться один вечером, боится спать один в комнате. Сейчас пытаемся сбросить лишний вес. Говорит, что страшно, хотя сам очень активный днем. Есть друзья, вполне самостоятелен, такой рубаха-парень. А вечером- просит уложить спать, посидеть рядом с включенным телефоном, ночью просыпается и идет спать с мамой.

Оставьте свой комментарий:


Повторите указанный код
Ваше сообщение
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Забыли пароль?