Med74.RU – медицинский портал Челябинска Полная версия

Проект «Бережливая поликлиника»: медики будут работать без очередей и хамства

Проект «Бережливая поликлиника»: медики будут работать без очередей и хамстваПроект "Бережливая поликлиника": в чем суть

По данным соцопросов, более 46% россиян, то есть практически каждый второй посещают государственные поликлиники. И едва ли не каждый согласится: состояние многих лечебниц и качество медпомощи в них далеки от идеала. «Эксперты изучили общественное мнение, запросы и лучшую практику, которая уже есть в России, - пояснил директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов. - Исходя из этого, разработали и утвердили модель «бережливой поликлиники». Как уверяют специалисты, такая поликлиника будет беречь в первую очередь время и нервы пациентов, чтобы люди быстро и комфортно получали медсправки, рецепты, проходили обследования и попадали на прием к врачам.

Также главврачам ставят задачу сократить «тягомотные» моменты в работе поликлиники — например, бумажную волокиту, переведя обработку документов в электронную форму. Это, в свою очередь, будет беречь время и нервы врачей, чтобы больше половины приема они не тратили на заполнение бумажек, а уделяли максимум внимания самому пациенту.

Как сообщает Минздрав, пилотные проекты таких «бережливых поликлиник» уже начали обкатывать в прошлом году в Ярославской, Калининградской областях и в Севастополе. Министр здравоохранения Вероника Скворцова назвала новую модель ни много ни мало «фабрикой технологий» и рассказала о впечатляющих результатах: по ее словам, «достаточно 4 – 5 месяцев, чтобы разделить потоки здоровых и больных пациентов, обеспечить комфортное прохождение диспансеризации (первый этап – за один визит), начать оказывать помощь без очередей, сократив время записи на прием в 5 раз, а ожидания приема – в 12 раз, увеличить время непосредственной работы врача с пациентом в 2 раза».

Где подольше, а где побыстрее

Судя по словам министра, в пилотных регионах план местами даже перевыполнили. В самом документе сказано, что работу поликлиник нужно отладить так, чтобы пациенты почувствовали три главных изменения:
  • Врачи стали бы уделять больным в 2 раза больше времени. Сразу оговоримся: разработчики поясняют, что этого нужно добиваться не за счет продления приема у доктора, а за счет сокращения бумажной работы врача — ее должны по максимуму перевести в электронную форму, что-то перераспределить медсестре, вот и получится выигрыш времени на осмотр-консультирование пациента.
  • Время ожидания у кабинета врача должно уменьшиться не менее чем в 3 раза;
  • Время оформления записи на прием к доктору сокращается тоже не менее чем в 3 раза.

Как высчитывалось количество разов, понять непросто. Впрочем, нам обещают и еще кое-какие новшества.

Вежливые люди в регистратуре

Кроме трех главных целей, авторы новой модели поликлиники расписали 7 мер, которые нужно применять на практике для достижения светлого будущего — когда пациенты станут попадать, как выразилась министр Вероника Скворцова, в «особую атмосферу дружелюбия, комфортности и приходить туда заниматься собственным здоровьем». Сейчас-то, увы, больные порой ходят, чтобы посидеть в очередях, поскандалить в регистратуре и подрастерять остатки здоровья…

Среди тех самых спасительных мер проект «бережливая поликлиника» предусматривает как раз организацию «вежливой регистратуры», разделение пациентов на потоки больных и здоровых — тех, кому нужно лишь получить справку или пройти диспансеризацию. Для каждого потока должны быть выделены свои кабинеты врачей, окна в регистратуре, а то и отдельные входы — как уже делают в некоторых коммерческих клиниках. Также в числе мер значится упомянутый электронный документооборот — то есть переход на электронные медкарты и рецепты.

А еще в документе говорится о «перераспределении нагрузки между врачом и средним медицинским персоналом».

Врач в России больше, чем врач. Он еще и медсестра

Про перераспределение нагрузок, на самом деле, один из самых важных пунктов, считает эксперт по здравоохранению Давид Мелик-Гусейнов:

- Сегодня в России врач больше чем врач — он и медсестра, и делопроизводитель, и диагност, и доктор. Вообще-то в процессе приема пациента большую роль должна играть медсестра. Но, к сожалению, медсестер у нас сейчас не хватает, поэтому врачи вынуждены заменять их на бумажной работе.

- А откуда вдруг возьмутся необходимые медсестры?

- Конечно, уже завтра резко увеличить их количество не удастся, - соглашается эксперт. - Но можно грамотно организовать работу так, чтобы максимально восполнить дефицит — к примеру, в Москве пошли на создание сестринских постов. Такой пост находится в холле поликлиники, и сестра не сидит постоянно рядом с врачом, а занимается обслуживанием пациентов, которым требуются неврачебная помощь: выписать справку, продлить рецепт, записаться на прием к доктору-специалисту.

Доктора не в курсе и подозревают неладное

Сами врачи, похоже, еще не очень в курсе, как будет воплощаться в жизнь проект «бережливая поликлиника». Это и не удивительно: районные поликлиники станут превращаться в «бережливые» постепенно, и большинство из них окончательно перейдет на новый формат работы только к 2023 году. Однако те медики, которые успели ознакомиться с «планом действий», особого восторга не испытывают:

- Первый минус в том, что делается ставка на удобство и комфорт, а не на качество медпомощи, хотя человек приходит в поликлинику в первую очередь ради правильного диагноза и лечения, а не чтобы посидеть на мягком диване и насладиться красивым ремонтом, - напомнила член межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие», врач-терапевт Альбина Стрельченко. - Похоже, чиновники переживают больше о форме, чем о содержании.

И еще любой медработник вам скажет: сейчас идет экономия на ставках, на специалистах, из одного и того же человека пытаются выжать максимум в ущерб качеству проделанной им работы. Врачи на себе ощущают увеличение нагрузки, количества пациентов, объем бумажной работы тоже пока не сокращается. При этом реального роста зарплат мы не чувствуем.

 

Copyright © 2005-2024 Med74.RU Челябинск

 
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА