Проект "Бережливая поликлиника": в чем суть
Как высчитывалось количество разов, понять непросто. Впрочем, нам обещают и еще кое-какие новшества.
Вежливые люди в регистратуре
Кроме трех главных целей, авторы новой модели поликлиники расписали 7 мер, которые нужно применять на практике для достижения светлого будущего — когда пациенты станут попадать, как выразилась министр Вероника Скворцова, в «особую атмосферу дружелюбия, комфортности и приходить туда заниматься собственным здоровьем». Сейчас-то, увы, больные порой ходят, чтобы посидеть в очередях, поскандалить в регистратуре и подрастерять остатки здоровья…
Среди тех самых спасительных мер проект «бережливая поликлиника» предусматривает как раз организацию «вежливой регистратуры», разделение пациентов на потоки больных и здоровых — тех, кому нужно лишь получить справку или пройти диспансеризацию. Для каждого потока должны быть выделены свои кабинеты врачей, окна в регистратуре, а то и отдельные входы — как уже делают в некоторых коммерческих клиниках. Также в числе мер значится упомянутый электронный документооборот — то есть переход на электронные медкарты и рецепты.
А еще в документе говорится о «перераспределении нагрузки между врачом и средним медицинским персоналом».
Врач в России больше, чем врач. Он еще и медсестра
Про перераспределение нагрузок, на самом деле, один из самых важных пунктов, считает эксперт по здравоохранению Давид Мелик-Гусейнов:
- Сегодня в России врач больше чем врач — он и медсестра, и делопроизводитель, и диагност, и доктор. Вообще-то в процессе приема пациента большую роль должна играть медсестра. Но, к сожалению, медсестер у нас сейчас не хватает, поэтому врачи вынуждены заменять их на бумажной работе.
- А откуда вдруг возьмутся необходимые медсестры?
- Конечно, уже завтра резко увеличить их количество не удастся, - соглашается эксперт. - Но можно грамотно организовать работу так, чтобы максимально восполнить дефицит — к примеру, в Москве пошли на создание сестринских постов. Такой пост находится в холле поликлиники, и сестра не сидит постоянно рядом с врачом, а занимается обслуживанием пациентов, которым требуются неврачебная помощь: выписать справку, продлить рецепт, записаться на прием к доктору-специалисту.
Доктора не в курсе и подозревают неладное
Сами врачи, похоже, еще не очень в курсе, как будет воплощаться в жизнь проект «бережливая поликлиника». Это и не удивительно: районные поликлиники станут превращаться в «бережливые» постепенно, и большинство из них окончательно перейдет на новый формат работы только к 2023 году. Однако те медики, которые успели ознакомиться с «планом действий», особого восторга не испытывают:
- Первый минус в том, что делается ставка на удобство и комфорт, а не на качество медпомощи, хотя человек приходит в поликлинику в первую очередь ради правильного диагноза и лечения, а не чтобы посидеть на мягком диване и насладиться красивым ремонтом, - напомнила член межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие», врач-терапевт Альбина Стрельченко. - Похоже, чиновники переживают больше о форме, чем о содержании.
И еще любой медработник вам скажет: сейчас идет экономия на ставках, на специалистах, из одного и того же человека пытаются выжать максимум в ущерб качеству проделанной им работы. Врачи на себе ощущают увеличение нагрузки, количества пациентов, объем бумажной работы тоже пока не сокращается. При этом реального роста зарплат мы не чувствуем.