Med74.RU – медицинский портал Челябинска Полная версия

Статьи

Жить в мире звуков

Жить в мире звуковГлухота — полная или частичная утрата слуха — одна из серьезнейших проблем современной медицины. По данным ВОЗ, от этого недуга страдает каждый 100-й житель планеты, и число это из года в год увеличивается. Особенно врачей беспокоит развитие глухоты у детей. Слух — важная составляющая в развитии ребенка. От возможности слышать зависит, сумеет ли он усвоить необходимые для жизни знания, навыки, сформируется ли у него абстрактнологическое мышление.
 
Сегодня тугоухость у малыша не повод для отчаяния родителей. Помочь детям со снижением слуха можно, эффективность лечения зависит от своевременности обращения за медицинской помощью и желания родителей активно участвовать в реабилитации ребенка. Об этой проблеме мы беседуем с врачом-сурдологом, заведующей оторинолорингологическим отделением детской областной клинической больницы, руководителем центра для детей с нарушениями слуха, кандидатом медицинских наук Анной Юрьевной Лазаревой.
 
— Анна Юрьевна, действи-тельно ли в последние годы рождается много слабослышащих детей?
 
— Нельзя сказать, что таких детей по сравнению с предыдущими годами стало больше. Увеличение прежде всего связано с улучшением диагностики, что позволило выявлять тугоухость и глухоту у детей в более раннем возрасте. За 9 месяцев этого года в Челябинской области было обследовано 247 детей, не прошедших первый этап скрининга. Из них у 60 детей подтверждено снижение слуха, пятеро из которых с глухотой 4-й степени нуждались в проведении кохлеарной имплантации. В большинстве своем дети, имеющие проблемы со слухом, недоношенные. Лечение детей, рожденных со снижением слуха, мы проводим совместно с другими специалистами и, в принципе, можем успешно корректировать.
 
— Выявить проблемы со слухом у ребенка можно уже в роддоме?
 
— Начиная с этапа новорожденности, еще в роддоме, на третий день жизни ребенку проводят раннюю скрининговую аудиологическую диагностику. Через месяц после выпискиребенка с выявленным нарушением слуха осматривает ЛОР- врач или сурдолог. Если проблемы со слухом подтверждаются, проводится компьютерная аудиометрия, определяющая степень снижения слуха. В зависимости от этого решается вопрос терапии: либо это будет консервативное лечение, ношение слухового аппарата, либо кохлеарная имплантация.
 
— Почему так важно как можно раньше начать лечение ребенка со снижением слуха и от кого зависит эффективность лечения?
 
— Если таким ребенком не заниматься, то у него, соответственно, выпадает одна из важнейших функций — слух, при отсутствии которого страдает речь, это приведет к развитию речевого и психомоторного развития. Результат лечения напрямую зависит от родителей ребенка. При нарушении слуха 2-й степени ребенку проводится протезирование, после этого за ним должна внимательно наблюдать мама, обязательно разговаривать с ним, чтобы понять, слышит ли он. Если ребенок не реагирует на обращение, необходимо обратиться к специалистам: сурдологу, дефектологу, логопеду, педагогу, которые объяснят, как правильно общаться с малышом. Ребенок обязательно должен слышать, в противном случае он будет считывать информацию с рук и губ матери, а этого быть не должно.
 
— Какая степень снижения слуха подразумевает ношение слухового аппарата и нужно ли его носить пожизненно?
 
— Любое снижение слуха должно быть компенсировано. Если ребенок плохо слышит и не понимает собеседника, он начинает отставать в развитии. Поэтому ношение слуховогоаппарата должно быть обязательным. Длительность его ношения зависит от причины, вызвавшей снижение слуха. Если на фоне проводимого консервативного лечения удается снизить степень тугоухости до 1-й, от слухового аппарата можно отказаться.
 
— В чем отличие тугоухости от глухоты? Каковы возможности кохлеарной имплантации в борьбе с глухотой?
 
— При тугоухости ребенок речь слышит, но не может до конца разобрать. При полной глухоте он абсолютно ничего не слышит. В этом случае, при отсутствии противопоказаний, проводится кохлеарная имплантация — хирургическое вмешательство, обеспечивающее больший доступ информации, чем традиционные слуховые аппараты. В России эти операции проводятся в двух федеральных центрах — Москве и Санкт-Петербурге.
 
Кохлеарная имплантация направлена на восстановление слуха, дает возможность детям слышать окружающие звуки, что очень важно для их развития, ориентации в окружающем мире и личной безопасности. Дальнейшую реабилитацию эти дети проходят в нашем центре, где с ними работает логопед, дефектолог, сурдопедагог и психолог. Они обучают ребенка понимать речь, так как положительного результата одной операцией не достичь.
 
Заблуждение многих родителей заключается в том, что они считают это достаточным для реабилитации ребенка, в то время как основная забота о здоровье ребенка ложится именно на их плечи. Они должны ежедневно заниматься с ним, следить за его речью, поправлять его. Дети, которым кохлеарная имплантация была проведена в раннем возрасте и с которыми должным образом занимались родители, обучаются в обычных школах. Если осуществляется постоянная взаимосвязь между родителями и педагогами, то к школе эти дети социально адаптированы и ничем не отличаются от здоровых сверстников.
 
Ж. Киселева
 

Copyright © 2005-2023 Med74.RU Челябинск

 
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА