Med74.RU – медицинский портал Челябинска Полная версия

Статьи

Сохранить слух с рождения

Сохранить слух с рожденияСлух — один из важнейших органов чувств, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Это дает ему возможность адаптироваться и быть полноценным членом общества.

Число людей с нарушениями слуха в России превышает 13 млн, из них более 1 млн — это дети. На 1000 родов один ребенок рождается с полной глухотой, у двоих глухота развивается на первом году жизни. Среди новорожденных, находящихся в палатах интенсивной терапии, недоношенных или с массой тела при рождении менее 2 кг частота встречаемости тугоухости составляет 15 — 20 детей на 1000 новорожденных. Несвоевременное выявление тугоухости дает неуклонный рост инвалидизации по слуху и составляет 9 процентов от общего числа детей-инвалидов.

Даже небольшое снижение слуха у ребенка первых лет жизни влечет за собой задержку речевого и психоэмоционального развития, затрудняет его дальнейшее обучение и социальную адаптацию. Высокая степень снижения слуха у ребенка младшего возраста приводит к недоразвитию речи вплоть до немоты.

У детей 1 — 2 степень снижения слуха приводит к задержке речевого развития. Потеря слуха более 70 дБ при отсутствии реабилитации приводит к немоте. Глухие дети без реабилитационной поддержки замолкают к полутора годам. Если этого не удалось предотвратить, то достичь нормального звучания голоса и характеристик речи у них практически невозможно.

В Челябинской области осуществляется универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни с использованием специального оборудования с целью своевременного выявления нарушений слуха и оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Скрининг-диагностика нарушений слуха у детей первого года жизни включает выявление факторов риска по тугоухости и глухоте:

  • инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и другие);

  • токсикозы беременности;

  • асфиксия новорожденного;

  • внутричерепная родовая травма;

  • гипербилирубинемия (более 20 ммоль/л.);

  • гемолитическая болезнь новорожденных;

  • масса тела при рождении менее 1500 граммов;

  • недоношенность;

  • препараты с ототоксическим действием (антибиотики миногликозидного ряда — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.), применявшиеся матерью во время беременности или назначавшиеся ребенку;

  • гестационный возраст более 40 недель;

  • наследственные заболевания у родителей, сопровождающиеся поражением слухового анализатора;

  • патология челюстно-лицевого скелета у новорожденного;

  • проведение интенсивной терапии ребенку после рождения: искусственная вентиляция легких, длящаяся 5 дней и дольше;

  • количество баллов по шкале Апгар 0 — 4 балла за 1 мин. или 0 — 6 баллов за 5 мин.

Наличие хотя бы одного фактора дает основание считать ребенка «угрожаемым по тугоухости». Первый этап аудиологического скрининга новорожденных проводится в роддомах, отделениях новорожденных в детских больницах и детям первого года жизни в детских поликлиниках. Осуществляется системой регистрации отоакустической эмиссии детям на 3 — 5 день жизни в том медицинском учреждении, где он на данный момент находится (роддом, отделение новорожденных педиатрических стационаров и др.) с указанием в карте новорожденных, выписке или амбулаторной карте результата скрининга.

У новорожденных исследование лучше проводить в стадии легкого сна, за час до кормления или через один час после того, как ребенок поел.

В случае отрицательного скрининг-теста или отсутствия результата в документации новорожденного отоакустическая эмиссия проводится всем детям при первом посещении детской поликлиники по месту жительства на сроке одного месяца с записью результата в амбулаторной карте. При получении отрицательного результата ребенка необходимо направить в детский сурдологический кабинет по месту жительства.

В случае положительных результатов ОАЭ (тест прошел) с двух сторон и соответствующими записями в карте ребенка нет необходимости направлять в детский сурдологический кабинет. Исключение составляет более двух факторов риска по тугоухости и глухоте или наличие в семье наследственных синдромов, отягощенных тугоухостью, а также если ребенок рожден от глухих родителей.

Преимущества регистрации аудио-логического скрининга:

  • простота и быстрота — исследование одного уха занимает от 5 минут, в зависимости от поведения ребенка;

  • неинвазивность — акустический зонд устанавливается в наружном слуховом проходе с использованием ушного одноразового вкладыша;

  • объективность — врач оценивает результаты исследования на основании визуальной идентификации ответа и анализа автоматического результата, производимого системой;

  • не требуется звукоизоляции помещения;

  • бесплатно для детей.

Ребенок до года, не прошедший по какой-либо причине (смена места жительства и др.) в детской поликлинике по месту жительства скрининговое исследование и имеющий факторы риска по тугоухости и глухоте, должен обязательно пройти систему регистрации отоакустической эмиссии до одного года. Выявление у ребенка двух и более факторов риска по тугоухости и глухоте значительно повышает вероятность развития у него нарушений слуха.

Ребенок с поражением слуха имеет все шансы для нормального развития и полноценной социальной реабилитации и интеграции, если ему вовремя выставлен диагноз тугоухости и глухоты и своевременно оказана квалифицированная помощь и родители активно помогают ему развиваться.

Современный уровень медицинских технологий позволяет значительно улучшить жизнь примерно 90 процентам людей с нарушением слуха. Однако необходимо понимать, что даже самый лучший слуховой аппарат не может совершить чуда, вылечить тугоухость и глухоту. Аудиологический скрининг, позволяющий своевременно выявлять патологию слуха, способствует восстановлению коммуникативной способности человека, страдающего нарушением слуха, значительно улучшает возможности его общения и социальной адаптации.

Как проверить родителям, слышит ли их малыш:

  • Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков, первые 2 — 3 недели жизни?

  • Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2 — 3 недель?

  • Ребенок в возрасте 4 месяцев поворачивает ли голову в сторону звучащей игрушки или голоса?

  • Оживляется ли ребенок в возрасте 1 — 3 месяцев на голос матери?

  • Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5 — 6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?

  • Есть ли гуление у ребенка в возрасте 2 — 4 месяцев?

  • Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4 — 5 месяцев?

  • Замечаете ли вы появление нового (эмоционального) лепета, например, на появление родителей?

  • Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?

  • Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8 — 10 месяцев появление новых звуков, и каких?

При отрицательном ответе хотя бы на один вопрос обратитесь к специалисту сурдологу-оториноларингологу.

 

И.Д. Дубинец,
главный детский сурдолог
министерства здравоохранения
Челябинской области, заведующая
сурдологическим кабинетом БУЗ ЧОДКБ,
доцент кафедры оториноларингологии
Южно-Уральского государственного
медицинского университета, к.м.н

 

Copyright © 2005-2020 Med74.RU Челябинск

 
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА