Здравствуй, школа!
!
Основные нарушения в состоянии здоровья детей происходят в школьном возрасте - от 7 до 17 лет. Именно в это время формируется здоровье человека на всю жизнь. За последние 10 лет распространились хронические заболевания учащихся начальной и средней школы. Ведущее место занимают болезни костно-мышечной и нервной систем, органов пищеварения, а также психической сферы. Причинами чаще всего становятся снижение возраста приема в школу, низкая двигательная активность детей, нарушения режима дня, уменьшение продолжительности сна, увеличение учебной нагрузки., неудобная и несоответствующая росту мебель, плохая освещенность, несоблюдение гигиенических режимов работы у компьютеров.
Сохранение главного богатства страны - здоровья детей - обязанность не только государства, но родителей в первую очередь.
"Если хочешь быть здоров"!
Школа - огромная радость для каждой семьи. Но радость хлопотная, беспокойная. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы ребенок с самого начала учебного года был крепким, выносливым, хорошо адаптирован.
"Необходимо помнить, что здоровье наших детей во многом зависит от нас, взрослых - медицинских работников, учителей, родителей! - говорит врач-педиатр частного медицинского центра Елена Битюцкая. - Будьте внимательны к своему ребенку - при снижении активности, аппетита, появлении слабости, тревожности, других симптомах - обратитесь за помощью к педиатру!"
Помощь и поддержка просто необходима детям младшего школьного возраста. Интенсивные нагрузки, которым подвергаются дети в школе, могут вызвать нестабильность поведения, раздражительность. Если своевременно не обратить на это внимание, состояние может перейти в хронический процесс и вызвать сбой работы всех систем организма, снижение иммунитета. Ребенок станет чаще болеть инфекционными заболеваниями, могут возникнуть изменения в работе органов слуха и зрения. Необходимо следить за весом и поддерживать стремление к регулярным физическим нагрузкам. Сон ребенка должен составлять не менее 8-10 часов в сутки. Недосыпание в течение недели и попытка выспаться в выходные могут привести к хроническому недосыпанию. Слишком долгий сон подростка или сложность при засыпании указывает на вегетативные признаки депрессии. С любыми подобными проявлениями разберется врач-педиатр, главное - не затягивать с визитом к врачу. Необходимо устанавливать и укреплять правила и обычаи в семье, позволять подростку принимать решения и делать выбор; проводить время со своими друзьями и поддерживать теплые взаимоотношения; хвалить и поощрять; проявлять любовь, уважать его тайны и личные дела; в семье должно проводиться сексуальное воспитание и просвещение подростка. Это могут быть беседы о половом развитии, чтение и обсуждение книг, консультации у врача.
Необходимо проводить гигиеническое обучение о профилактике травматизма. Школьникам предпочтительно заниматься ходьбой, бегом, плаванием, теннисом, велоспортом.
Контроль над здоровьем просто необходим: начать нужно с посещения педиатра. Он назначит необходимые анализы. Девочкам, у которых начались менструации, следует проверять уровень гемоглобина и гематокрита ежегодно. Если в семье были случаи инфарктов, инсультов необходимо периодически проверять у подростка уровень холестерина и сахара в крови. Поговорите об исключении ситуаций, которые повышают риск этих приступов - курении, алкоголе.
"Выполняйте эти несложные рекомендации, своевременно обращайтесь к врачу, и ваши дети будут здоровы!" - уверена Елена Евгеньевна.
«Опять двойка», или почему дети делают ошибки
Большинство детей к моменту обучения в школе уже овладевают звуковой стороной речи, имеют хороший словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Отклонения в речи чреваты такими проблемами, как нарушения письма, чтения и снижением успеваемости в школе в целом.
Логопедический центр «Р-Р-Р» - первое негосударственное образовательное учреждение в г. Челябинске, работающее с детьми и взрослыми, имеющими нарушения в речевом развитии. В 2011 году центру исполнилось 5 лет. И все эти годы центр уверенно сохраняет за собой репутацию одного из лучших негосударственных образовательных учреждений города и пользуется заслуженной популярностью у родителей, школьных педагогов, детских докторов.
Логопеды учат малышей слышать и произносить сложные звуки, красиво и правильно выражать свои мысли, избавляться от негативных эмоций. Мамы и папы с удивлением и гордостью замечают, как их ребенок становится более общительным, внимательным, с удовольствием ходит на занятия, добиваясь больших успехов.
Учителя-логопеды центра помогают ребенку справиться со многими проблемами, в том числе и с одной из самых актуальных для школьного обучения проблем с дисграфией - специфическим и стойким нарушением процесса письма.
Симптомы, по которым можно распознать дисграфию, заключаются в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок в том, что они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. Например, «зук» вместо «жук», «зотик» вместо «зонтик» и т. п.
Ненапрасно родители и школьные педагоги называют эти ошибки «странными» - лишь для специалиста- логопеда ясна их своеобразная логичность и неизбежность.
Чем же можно объяснить появление в письме такого рода ошибок? Письмо тесно связано с процессом устной речи. Только на основе достаточно высокоразвитой устной речи может сформироваться грамотное письмо. А если ребенок не различает некоторые речевые звуки на слух, в устной речи заменяет одни звуки другими («сыска» вместо «шишка»), неграмотно согласовывает слова («голубая небо»). Если в 5-6 лет он не может выделить звук на фоне слова, определить место звука в слове или ему трудно различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Это всё существенно затруднит процесс овладения полноценным письмом.
Все подобные затруднения почти безошибочно можно предсказать уже в дошкольном возрасте. По этой причине очень важно родителям внимательно присмотреться к ребёнку задолго до поступления в школу, пройти обследование у логопеда. В случае выявления хотя бы одного из вышеперечисленных недостатков устной речи необходимы систематические занятия.
Учителя-логопеды Логопедического центр «Р-Р-Р» владеют определенными методами и приемами формирования тех процессов, которые у ребенка нарушены, специалисты сделают все возможное и необходимое для своевременного их исправления, а значит для предупреждения «странных» ошибок на письме и «двоек» в дневниках и тетрадях ваших детей.
Речевые, психологические проблемы: смириться или бороться?
Серьезным нарушением речи, которое может сильно повлиять на успеваемость и характер ребенка, является заикание. Такие дети часто становятся замкнутыми и отмалчиваются в школе даже тогда, когда знают материал.
«Заикание можно победить! Мы знаем, как это сделать и поможем Вам!» - именно так звучит девиз Детского развивающего центра «Сёма».
Заикание - сложное речевое расстройство, и к его коррекции нужно подходить комплексно. Это расстройство возникает незаметно, постепенно, чаще всего в возрасте 2- 5 лет. Обычно родители обращаются к неврологам, назначающим огромное количество медикаментов. Но как только препараты выводятся из организма ребенка, заикание возвращается. Другой путь - поиск так называемых «целителей» и экстрасенсов. Но и это не приносит положительных результатов. Люди смиряются и учат детей жить с заиканием. А проблема тем временем прогрессирует и закрывает множество дорог в жизни.
В ДЦ «Сёма» успешно реализуется программа коррекции заикания по методике профессора Л.З. Арутюнян. За годы практики она зарекомендовала себя как результативная и эффективная. Работают программы для коррекции заикания не только у дошкольников и младших школьников, но у подростков и взрослых. Совместно с логопедом работают психолог, специалист по свободному движению. Также работает программа «Скорая помощь» - она позволяет помочь тем детям, у которых заикание только проявилось.
Методика Л.З. Арутюнян запатентована - центр «Сёма» получил необходимую лицензию, а логопед прошел обучение у самого автора методики.
Конечно, логопед не сможет выполнить всю работу, очень многое зависит от родителей. Опыт специалистов позволяет сказать, что заикание можно победить - главное иметь желание и запастись терпением.
Ещё одним направлением ДЦ «Сёма» является психология. Многие родители часто обращаются к специалистам в области детской психологии за помощью в воспитании чада. И при этом стараются «подогнать» характер ребенка под устаревшие психологические шаблоны. Специалисты центра отмечают, что они идут другими путями: «Мы занимаемся тем, что помогаем ребенку раскрыть свою индивидуальность, найти внутренние ресурсы для взаимодействия с окружающим миром, помогаем выявить его актуальное состояние, потенциал и развить то, что уже заложено внутри самой природой. А для этого используем современные, передовые методики». Одной из них является игра на песке - форма естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия в полной мере используются в диагностических, коррекционных и развивающих целях для детей от 3 лет. С помощью игры в песок ребёнок может создать картину, которая является отражением реального мира. Это дает психологам центра большой диагностический материал, на основе которого можно найти ответы на интересующие вопросы, а также отыскать причину проблем - это могут быть конфликты в семье, проблемы выбора, возрастные страхи, повышенная тревожность, гиперактивность, агрессия и другие поведенческие проблемы. В ДЦ «Сёма» помогут наметить пути решения подобных проблем, а то, какими будут эти пути - выбирают родители!
Фамильные ценности сохранят нервы в порядке!
В последние годы в нашей стране отмечается значительный рост количества психоневрологических заболеваний среди детского и подросткового населения.
"Около 60% детей начальной школы в настоящее время - гиперактивные, с синдромом дефицита внимания, - рассказывает детский невролог частного мед. центра. - Старшеклассники часто жалуются на утомляемость, тревожность, проблемы с шейным и поясничным отделами, головные боли. Добавьте сюда бурное половое созревание. Увеличившаяся нагрузка - как эмоциональная, так и учебная - одинаково характерна для начальных и старших классов. Помочь в таких случаях могут не только консультации невролога, но и психолога, лечебные массажи, ЛФК, консультации логопеда. У младших школьников тоже возможны частые головные боли. В частных центрах представлен большой спектр узи-диагностики, позволяющий точно диагностировать причину болей, а значит, назначить правильное лечение. Мы имеем возможность привлечь к консультации сопутствующих специалистов - гастроэнтеролога, нефролога, отоларинголога".
Родителям следует обратить внимание на нежелание ребенка или подростка идти в школу. Причиной могут быть проблемы со сверстниками, учителем или в заниженной самооценке. Утомляемость, бледность, сонливость также должны насторожить родителей. "Частые жалобы школьных работников - это разговоры на уроках, невнимательность и т.д., но это не повод ругать ребенка. В этих случаях нужно проконсультироваться с неврологом. Со старшими детьми проще, ведь они уже могут объяснить сами, что их беспокоит. Во время первичного осмотра оценивается неврологический статус ребенка - это комплекс рефлексов, мышечный тонус, координация движений, выслушиваются жалобы, затем, если это необходимо, назначаются консультации других специалистов, и, конечно, ребенок отправляется на диагностику. По всем результатам проводится либо лечение под наблюдением врача, либо профилактические мероприятия - массажи, ЛФК".
Главное, что следует знать родителям - это то, что можно облегчить "страдания" ребенка. Не следует отмахиваться от проблем со словами, что "все мы прошли через это". Время развивается, а вместе с ним и диагностические методы и способы лечения и профилактики различных заболеваний. Лишь при внимательном и небезразличном отношении родителей можно помочь сохранить ребенку здоровье и улучшить успеваемость в школе.
"У наших бегемотиков не болят животики!"
По оценкам специалистов, каждый пятый современный ребенок страдает гастритом, язвой и другими серьезными заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Современное питание детей не отвечает возможностям детского и подросткового организма. Вместо того чтобы в школьной столовой съесть кашу или суп, дети выстраиваются в очередь за пиццей и баночкой газировки. Как помочь ребенку сохранить желудок и кишечник здоровыми?
"Гастропатология - это проблема не только одного заболевания, - считает врач-педиатр высшей категории, детский гастроэнтеролог частного центра Елена Ивановна Саблина. - Поэтому желательно, чтобы ребенка посмотрел не только узкий специалист, но и педиатр. У школьников чаще всего встречаются острый и хронический гастриты. Острый гастрит вызван пищевым отравлением, хронический - нарушением диеты и режима питания в целом. Особенности питания детей и взрослых должны отличаться, а родители этого или не знают, или не хотят соблюдать. Взрослые должны неуклонно соблюдать режим питания: 2 завтрака, обед, полдник и ужин. Но наши дети часто проводят в школе целый рабочий день, поэтому родители должны обязательно обеспечить сыну или дочери "перекус". И это не бутерброды, а фрукты - бананы, яблоки, груши. Ни в коем случае нельзя утром давать на завтрак сладкое, даже если это подсахаренная каша. Это вызовет в скором времени повышение уровня сахара в крови. К тому же после сладкого гораздо быстрее вновь появится чувство голода. Накормите свое чадо белковыми продуктами - творогом, яйцами, сыром".
Специалисты отмечают еще одну распространенную проблему среди школьников - "болезни" грязных рук. "Сегодня родители не прививают детям навыки гигиены. А это гепатиты, кишечные инфекции, глистно-паразитарные инвазии, - говорит Елена Ивановна. - Даже первоклассник - уже самостоятельный человек, и он должен помнить, что перед едой необходимо мыть руки".
Не только гастроэнтеролог, но и все специалисты центра "Добрый доктор" имеют две специальности. Одна из них - это педиатрия, а вторая - "узкая". В клинике работает 5 кандидатов медицинских наук и 3 доцента. Консультация специалиста длится не менее 1 часа. Но если врачу этого недостаточно, то он может продлить ее время.
Ученье - свет! Движенье - жизнь!
Ни для кого не секрет, что проблемой нашего времени стала гиподинамия - низкая физическая активность. Наши дети все меньше времени проводят у «шведской стенки» и все больше - у телевизора или компьютера. Все чаще у школьников начальных классов находят отклонения в работе опорно-двигательного аппарата.
«Если говорить о сколиозах, то это заблуждение, что данная патология легко и просто лечится, - говорит доцент кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии, к.м.н., врач ортопед-травматолог Данила Сергеевич Астапенков. - Сколиозы практически не поддаются коррекции консервативными методами. Это деформации позвоночника, которые могут появиться у ребенка по разным причинам. Причины врожденного характера чаще всего приводят к формированию сколиотической болезни. Это наиболее тяжелая разновидность сколиоза, при которой происходит не только искривление позвоночника, но и его поворот относительно вертикальной оси тела (торсия). Распространены и вторичные сколиозы. Их причиной становятся заболевания нервной системы, неправильно развитые мышцы и т.д. В любом случае, в процессе лечения причину устранить сложно, чаще невозможно, поэтому его эффективность часто оставляет желать лучшего. Однако, если вообще ничего не делать, то заболевание, скорее всего, будет прогрессировать, часто значительными темпами. Если же усилия предприняты вовремя, то появляется шанс, что развитие заболевания приостановится. Массаж и ЛФК способствуют укреплению мускулатуры, но не исправлению формы позвоночника. Тем не менее, крепкая мускулатура создает хорошую поддержку для костной системы, снижает вероятность прогрессирования заболевания».
Внимательные родители могут самостоятельно обнаружить наиболее яркие признаки сколиоза. Для этого достаточно понаблюдать за ребенком: как он сидит, на одном ли уровне его надплечья, лопатки, молочные железы у девочек. Осмотры в школе тоже способствуют выявлению этой патологии. «Но на этом задача родителя и школьного медработника заканчивается, - уверен Данила Сергеевич. - Все остальное - дело специалиста».
"Занятия спортом, физическая культура имеют решающее значение в формировании правильной осанки ребенка, - объясняет Алина Михайловна Синебрюхова, врач-реабилитолог. - Начало учебного года - новый этап в жизни школьника, поэтому важно с помощью родителей сформировать ученику режим дня, режим труда и отдыха. Отдых бывает пассивным - сон, чтение, просмотр телевизора, компьютерные игры. Активный отдых - это плавание, детская йога, прогулки на природе и т.д. Необходимо наблюдать за тем, как дети играют, сидят, ходят, выполняют уроки, т.е. обратить внимание на их позу, походку: нет ли сутулости, хромоты. Важно помнить, что дети копируют позы взрослых, поэтому нельзя допускать, чтобы ребенок сидел «нога на ногу», с поджатой под себя ногой, с повернутым в сторону туловищем (предметы на столе должны быть строго прямо перед ребенком: учебники, тетради, монитор). Обеспечьте ему хорошее освещение рабочего места. Все это позволит предотвратить различные нарушения осанки и поспособствует профилактике искривлений позвоночника (сколиозов).
Стоит сказать, что проблема формирования здорового образа жизни остро стоит перед современным обществом. Мы, родители, ленимся разговаривать с детьми о вещах, которые, как нам кажется, очевидны. Или же наоборот, мы слишком заняты своими делами, карьерой, чтобы вовремя предотвратить наступление болезни. Но ведь сформировать правильные установки и заниматься профилактикой - не только проще, но и дешевле, чем лечить уже ставшую хронической патологию.
Юлия Казанцева, специально для Med74.ru
Версия для печати
Оставьте свой комментарий или задайте вопрос: